2. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 035700.62 «Лингвистика» (бакалавриат) реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины и составляет 40 часов ( 55%).
В учебном процессе процент аудиторных занятий определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП 40 %.
В курсе используются как традиционные технологии, сочетающие обзорные лекции по ключевым проблемам курса и семинары, так и активные формы проведения занятий: интерактивные лекции, дискуссии, работа в малых группах с историческими источниками, работа с заданиями по темам в группах и др.
Традиционные технологии:
1. Лекция один из видов обучения в вузе. В лекции излагаются основные ключевые проблемы, терминология, приводятся примеры. Накануне лекции необходимо повторить содержание предыдущей лекции, а затем посмотреть тему очередной лекции по плану лекций и прочитать краткое содержание, ознакомиться со знаниями и навыками, которые должны быть выработаны при изучении темы. Целесообразно вести записи (конспекты) лекций в отдельной тетради с оставлением полей для дополнений во время самостоятельной работы при чтении учебников и учебных пособий. При конспектировании лекций необходимо выделять темы и разделы, подчеркивать термины и основные моменты.
2. Семинарское занятие важнейшая составляющая текущего контроля, из которой складывается оценка итоговых знаний и навыков студента. Активно участвующие на семинаре студенты получают дополнительные баллы. Каждый студент должен не менее одного раза выступить на семинарском занятии с докладом, учитываются дополнениям к ответу на семинарском занятии, принять участие в активных формах работы на семинарах (обсуждения, работа с источниками и т.д.). Литература, рекомендованная для конкретных семинаров, является обязательной для прочтения каждым студентом.
Подготовка доклада для семинарского занятия. Доклад по рекомендованной литературе рассчитан на 10 минут и должен содержать критическую оценку прочитанного. Доклады делаются в соответствии с графиком, поэтому студентам необходимо заранее спланировать свое время. После каждого доклада следуют вопросы докладчику и дискуссия, которая должна базироваться на обязательной для всех студентов литературе и на докладе. При оценке доклада используются следующие критерии. Ответ дан на поставленный вопрос и является четким и точным, логически верным и аргументированным, с перечислением и кратким раскрытием темы. Доклад построен с использованием сведения, взятые из дополнительных источников. Стиль и грамматика изложения соответствуют нормам устной русской речи. Студент, получивший неудовлетворительную оценку за работу на семинарах или пропустивший более 30% семинарских занятий, для получения положительной оценки обязан пройти тест, включающий все темы курса.
Интерактивные и активные технологии:
1.Интерактивная лекция. Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Она также как традиционная предполагает изложение лектором основных ключевые проблемы темы, также предполагается наличие презентацию со стороны лектора. В отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации. Это двусторонний процесс. Интерактивная лекция предполагает частую обратную связь, как от лектора, так и от аудитории. Она эффективна. Информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени. Существует несколько видов интерактивной лекции, базовыми являются: викторина (включение в лекцию тестовых заданий), активное резюмирование (основная идея – периодическое суммирование аудиторией информации, изложенной лектором) и т.д.
2. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Суть проблемной лекции заключается в том, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, “подталкивает” их к поиску правильного решения проблемы. На проблемной лекции студент находится в социально активной позиции. При проведении лекций проблемного характера процесс познания обучаемых приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.
3. Дискуссии. Предполагает обсуждение спорных исторических вопросов и различных взглядов на исторические проблемы. Дискуссии проводятся после прочтения докладов по темам семинарских занятий, участие принимают все присутствующие на занятие студенты.
4. Работа в малых группах. При изучении дисциплины «История» используются несколько типов такого вида активных образовательных технологий как «работа в малых группах»:
4.1.Работа в малых группах с историческими источниками. Предполагается работа студентов в группах по 4-5 человек с выдержками из письменных источников по различным темам (выдержки заранее подбирает преподаватель). По прочтении студенты должны ответить на ряд поставленных вопросов, один из студентов выступает с докладом, основанном на анализе источников.
4.2. Работа с заданиями на конкретные исторические темы. Предполагается работа студентов в группах по 4-5 человек, группы получают последовательно задания, касающиеся конкретного вопроса, заявленного в темах семинарских занятий. Преподаватель предупреждает студентов заранее о такой форме работы, чтобы студенты могли перед семинарским занятием подготовится к данной теме. Задания могут быть построены в форме тестов, кроссвордов, исторических «головоломок» и т.д.
4.3. Мозговой штурм. Предполагается работа в группах по 4-5 человек для практического решения поставленной задачи за счет генерации участниками группы различных идей. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этапы мозгового штурма: 1. Постановка проблемы. Предварительный этап. 2. Генерация идей. Главное — количество идей. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
3.Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.
4.Презентация своих результатов. Студенты в виде выступления (желательно иллюстрированного) презентуют результаты своих размышлений всей аудитории. Выступление обсуждается другими группами и преподавателем.
5. Дебаты. Проводятся по конкретной исторической теме. Требуют подготовки студентов внеаудиторно, знания участниками сути проблемы. Студенты, принимающие участие в занятии, на котором используются элементы образовательной технологии “Дебаты”, учатся готовить самостоятельное монологическое выступление, требующее тщательного изучения проблемы, проработки материала, сбора и анализа информации, подготовки эффективной аргументации. Они организуются традиционным образом:
- в дебатах участвуют две команды (количество зависит от количества студентов в группе, желательное количество 5-6 чел); обсуждается заданная тема; цель выступлений одной команды – подтвердить тезис, убедить в правоте своей позиции (утверждающая сторона), другая команда (отрицающая сторона) стремится его опровергнуть, корректно доказать, что позиция утверждающей стороны неверна или имеет свои недостатки (какой стороной будет команда, утверждающей или отрицающей, решает жеребьёвка непосредственно перед началом дебатов);
- обсуждение происходит в соответствии с регламентом (каждый выступающий имеет 3-4 минуты), за порядком выступлений следит преподаватель и судейская коллегия;
- цель выступлений участников дебатов состоит в том, чтобы убедить в своей правоте, в справедливости и весомости собственных аргументов судейскую коллегию (студенты не попавшие в состав команд) и судью, показав слабость аргументации соперника;
- каждый участник, помимо собственного выступления, имеет возможность отвечать на перекрёстные вопросы оппонентов, на вопросы, заданные членами судейской коллегии;
- дебаты длятся три раунда, каждый из которых судит судейская коллегия; её члены заполняют судейский протокол, в котором фиксируются аргументы и контраргументы команд;
-по окончании каждого раунда выступления сторон обсуждаются;
- по окончании игры судейская коллегия представляет судье (преподаватель) выводы о победе одной из команд, заполнив полученный в начале игры бланк (где каждый пишет, кто победил в первом, втором и третьем раундах); судья оглашает решение.
6. Просмотр документальных (научно-популярных) исторических фильмов. Предполагается просмотр 1-2 исторических документальных (научно-популярных) фильмов/отрывков из фильмов в рамках изучаемых тем (см. темы семинарских занятий). После просмотра фильма предполагается дискуссия об исторической объективности фильма, о соответствии историческим реалиям, обсуждение приведенных в фильме фактов. Благодаря просмотру научно-популярных фильмов студенты лучше закрепляют изученный материал в рамках лекций и практических занятий материал, изучают факты за счет зрительных образов.
Примечание: Использование в образовательном процессе тех или иных видов интерактивных технологий определяется возможностями студентов, уровнем их подготовки, а также наличием условий для проведения активных занятий (оборудованные аудитории, необходимая материальная база и т.д.) Многие виды активных технологий реализуются лишь частично (в частности применение таких видов технологий как проблемная и интерактивная лекция затруднены в виду того, что лекции в Сыктывкарском госуниверситете по дисциплине «История» преподаются в потоках 60-80 человек, объединяющих студентов разных специальностей и разного уровня подготовки).
- Сыктывкар 2012 лист согласования и утверждения рабочей программы
- 1. Рабочая программа дисциплины.
- 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2.2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 1.4. Структура и содержание дисциплины
- Календарно - тематический план
- Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник.
- Раздел 2. Первобытная эпоха человека. Особенности становления государственности в России и мире. Древнерусское государство
- Раздел 3. Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках.
- Раздел 4. Россия в XVI–XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.
- Раздел 5. Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.
- Раздел 6. Россия и мир в хх веке.
- Раздел 7. Россия и мир в XXI веке.
- 2. Образовательные технологии
- 3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- 3.1. Самостоятельная работа студентов.
- 3.2. Темы практических занятий.
- Тема 1. Восточные славяне в VI-VIII вв.
- Тема 2. Киевская Русь.
- Тема 3. Русские земли в период политической раздробленности.
- Тема 4. Русские земли в XIII в.
- Тема 5. Формирование Русского централизованного государства
- Тема 6. Россия в период правления Ивана IV (Грозного)
- Тема 7. Россия в конце XVI – XVII веке
- Тема 8. Россия в XVIII - XIX веках
- Тема 9. Россия в xiх века
- Тема 10. Россия в начале XX века.
- Тема 11. Гражданская война в России.
- Тема 12. Развитие ссср в 20-40-е гг.
- Тема 13. Ссср во второй мировой и Великой Отечественной войнах.
- Тема 14. Проблемы и противоречия развития советского общества в послевоенные годы
- Тема 15. Ссср в годы перестройки (1985-1991 г.Г.)
- Данилов а.А., Косулина л.Г., Брандт м.Ю. История России. XX – начало XXI века. М.: Просвещение, 2010
- История России XX - начала XXI века. / Под ред. Л.В. Милова. М., 2006.
- 3.3. Оценочные средства текущего контроля.
- По блоку 1.
- По блоку 2.
- 1. Написание контрольной работы (аннотация на научную статью):
- 2. Подготовка презентации:
- 3. Подготовка списка Интернет-ресурсов по заданной теме.
- 4. Тесты:
- По разделу 3.
- 3.4. Бально-рейтинговая система по дисциплине «История»
- 3.5. Перечень контрольных (экзаменационных) вопросов
- 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 4. 1. Основная литература (рекомендуется 1-2 учебника на выбор):
- 4.2. Дополнительная литература:
- 4.3. Ресурсы Интернет.
- 4.4. Презентационные материалы:
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 6. Карта обеспеченности литературой
- Аннотация на статью фио автора статьи «Полное название статьи» студента группы (указывается номер) фио студента.
- Темы для презентаций по истории культуры России
- Список тем для составления аннотированного перечня Интернет-ресурсов
- Аннотированный перечень Интернет-ресурсов по теме «Название темы» Выполнили: студенты группы (указывается номер) фио студентов.