37. Психологическая концепция права л.И. Петражицкого.
Оригинальная теория права была сформулирована российским и польским ученым Львом Иосифовичем Петражицким (1867-1931. Его идеи изложены в «Теории права и государства в связи с теорией нравственности».
В центре теории права Петражицкого – явления человеческой психики. Право предстает как индивидуальные эмоции особого рода. Правовые эмоции в отличие от других императивно возлагают на субъектов правоотношений права и обязанности. Моральные императивные эмоции (образующие в целом систему нравственности) возлагают на субъектов лишь обязанности, и этим они отличаются от правовых эмоций («императивно-атрибутивных»).
Суть правовых норм: они, «устанавливая обязанности для одних, закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что по этим нормам то, к чему обязаны одни, причитается… другим как нечто им должное… за ними закрепленное». В этом плане право составляет лишь совокупность переживаний описанного рода.
Наряду с чувством долга, прививаемым моралью, право воспитывает в людях чувство правомочия, оно активнее в своей реализации в жизнь.
Право, исходящее от государства или им санкционированное, Петражицкий именовал «официальным», обладающим дополнительными признаками (прежде всего обеспеченность всей силой государственного принуждения), но не отличающимся по эмоциональной сути от иных правовых формообразований. Петражицкий придавал правовой характер самым разнообразным формообразованиям «неофициального» права традиционно не причисляемым к разряду юридических: от правил азартных игр до «воровского закона».
Одна из наиболее ценных идей Петражицкого — выделение интуитивного (автономного) ипозитивного (гетерономного) права. Подчеркивал интуитивную природу значительного массива правовых предписаний, уделял разработке проблематики интуитивного права значительное внимание: «Аксиомы интуитивного права» (например, незыблемость жизни и собственности другого лица) – «основа всякого правопорядка».
Неисполнение должного наносит ущерб, рассматривается субъектами как вредоносное (наносящее практический вред не только управомоченному субъекту, но и обществу в целом), поэтому управомоченный субъект требует от обязанного соблюсти предписание правовой нормы, если не добровольно, то под страхом наказания (первоначально только общественного, позже в отношении официального и некоторых видов неофициального права – еще и поддерживаемого государством). Получается, что не государство порождает право, а развитие правовых норм приводит к необходимости политогенеза.
Основным источником права у Л.И. Петражицкого оказывается правосознание субъектов, этот тезис в первые послереволюционные годы нашел практическое применение в первых декретах о суде, называвших источником социалистического права «революционное правосознание» судей.
Развил идеи Л.И. Петражицкого его последователь Питирим Александрович Сорокин. Мысль о первичности права он выразил так: «Без права нет государства, а не наоборот».
- 23. Политико-правовые взгляды м.М. Сперанского.
- 24. Программы государственно-правовых реформ декабристов (н.М. Муравьев, п.И. Пестель).
- 25. Охранительные политико-правовые взгляды митрополита Московского Филарета.
- 26. Политико-правовые взгляды п.Я. Чаадаева.
- 29. Политико-правовые идеи «почвенничества» (ф.М. Достоевский, а.А. Григорьев, н.Н. Страхов).
- 30. Цивилизационный подход н.Я. Данилевского к русскому государству и праву.
- 31. Народнический радикализм (п.Л. Лавров, п.Н. Ткачев).
- 32. Русский анархизм (м.А. Бакунин, п.А. Кропоткин).
- 34. Политико-правовое учение русских революционеров-демократов (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский).
- 35. Охранительные политико-правовые взгляды к.П. Победоносцева.
- 36. Учение л.А. Тихомирова о монархической государственности.
- 1) Освобождение русской интеллигенции от европейского умственного ига и интеллектуальное взросление в сфере государствоведения и науки;
- 37. Психологическая концепция права л.И. Петражицкого.
- 38. Духовные и национальные основы государства и права в учении и.А. Ильина.
- 39. Концепция «народной монархии» и.Л. Солоневича.
- 40. Русский либерализм конца хiх – начала хх вв. (б.Н. Чичерин, м.М. Ковалевский, п.Н. Милюков).
- 41. Политико-правовая доктрина большевизма.
- 42. Евразийская политико-правовая концепция.
- 43. Неоконсервативная концепция государства и права а.И. Солженицына.
- 44. Духовно-нравственная концепция государства и права (в.В. Сорокин, а.М. Величко, в.Н. Синюков).