43. Неоконсервативная концепция государства и права а.И. Солженицына.
Русский писатель XX - начала XXI в. Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2) входит в число тех немногих мыслителей современности, которые стоят на традиционалистком фундаменте и реанимируют сформированные тысячелетней русской историей ценности и идеалы русского народа. Можно без преувеличения назвать Александра Исаевича неославянофилом за свои убеждения и политико-правовые взгляды. Однако, творчество А.И. Солженицына испытывает внимание чаще всего с одной стороны – литературной, реже – с публицистической. Для правоведения идейное наследие Александра Исаевича и вовсе остается тайной за семью печатями.
А.И. Солженицын родился в 1918 г. на Украине в семье выходца из крестьянской семьи Солженицыных и представительницы богатого рода Щербак. Как и многие другие советские мальчишки ходит сначала в церковь, потом вступает в комсомол, увлекается футболом и театром. В 1936 и 1939 гг. он одновременно учится на физико-математическом факультете Ростовского университета и заочном отделение Московского института истории, философии и литературы. В 1941 г. он уходит на фронт солдатом.
В 1945 г. его переписка с другом, где содержались негодующие выражения в адрес Сталина попадает в руки военной контрразведки. Его осуждают на 8 лет исправительно-трудовых лагерей по ст. 58 УК. В заключении он принимает участие в Экибастузской смуте, а после чего попадает в больницу для проведения операции злокачественной опухоли в паху. Однако, вскоре он поправляется, анализ ткани пропадает. После смерти Сталина А.И. Солженицына отправляют на вечное поселение в аул Кок-Терек, разрешая на лечение съездить в Ташкент. В 1956 г. он по решению суда был реабилитирован. В эти годы он начинает активно заниматься литературным творчеством, переехав в Рязань и работая учителем. Появляются его центральные произведения: «Матренин Двор», «Раковый корпус», «Архипелаг Гулаг» и др.
В то же время он переходит к активной общественной антисоветской деятельности и пишет «Письмо к вождям», убеждая их отказаться от губительной для России политики. В 1972 г. его обвиняют в предательской деятельности и помещают в Лефортово. Вскоре по решению суда Александр Исаевич был лишен гражданства и выслан из России в Швейцарию. Оттуда он переезжает в США и живет в Вермонте. В 1970 г. ему присуждена Нобелевская премия по литературе.
С 1980-х гг. общественное мнение признает заслуги А.И. Солженицына и начинается работа по возвращению его на родину. В 1990 г. он приезжает в Россию и выходят в свет его литературные и публицистические произведения, ранее запрещенные советской властью.
В 1990-е гг. часть демократических сил отворачивается от А.И. Солженицына, поскольку тот правдиво отмечает не демократизм, а анархию в обществе, бессовестность чиновников еще советской закваски и разлад в связи с партийным делением общества. Его идеал видится в восстановлении русских святынь и традиционных институтов власти, а не демократическом устройстве на лживый европейский лад.
К концу жизни Александра Исаевича выходит его работа «Двести лет вместе», посвященная истории взаимоотношений русских и евреев. Книга получила разные оценки, вплоть до обвинений в антисемитизме. Однако, А.И. Солженицын вновь продемонстрировал свои неконсервативные, прорусские убеждения.
Политико-правовые взгляды А.И. Солженицына рассыпаны по всему творчеству писателя – художественным произведениям, публицистике, интервью, письмам и пр. Без сомнений Александр Исаевич прежде всего предстал как активный борец против марксизма и советской государственной системы, которая вела Россию к постепенной гибели. В первую очередь он упрекал власть в растрате сил и потере идеи заботы о народе – сбережении русского народа и его культуры. Можно сказать, что квинтэссенцией творчества писателя выступает мотив борьбы за русский народ, который долгие столетия и годы находится в непрекращающейся борьбе за выживание. Главное для русской власти – спасти, сохранить, уберечь русский народ, русскую национальную культуру от уничтожения и деградации.
В 1990-е гг. он пишет работу «Как нам обустроить Россию», в которой предлагает отказаться от тяжелого имперского пути – помощи в развитии советских республик. По мысли писателя русский народ истощен работой и трудом ради других народов. Русская империя не в порабощении завоеваниях, а во служении другим народам. Но, настал тот час, когда силы нации на исходе и ведут к катастрофическому напряжению воли и духа. Александр Исаевич пишет: «Надо теперь жёстко выбрать: между Империей, губящей прежде всего нас самих, - и духовным и телесным спасением нашего же народа. Все знают: растёт наша смертность, и превышает рождения, - мы так исчезнем с Земли! Держать великую Империю - значит вымертвлять свой собственный народ. Зачем этот разнопёстрый сплав? - чтобы русским потерять своё неповторимое лицо? Не к широте Державы мы должны стремиться, а к ясности нашего духа в остатке её. Отделением двенадцати республик, этой кажущейся жертвой - Россия, напротив, освободит сама себя для драгоценного внутреннего развития, наконец обратит внимание и прилежание на саму себя. Да в нынешнем смешении - какая надежда и на сохранение, развитие русской культуры? всё меньшая, всё идёт - в перемес и в перемол».
Накануне развала СССР, А.И. Солженицын практически единственный полагал, что Россия должна вернуться к своим трем исконным корням – Великороссии, Малороссии и Белоруссии. Остальные республики – тяжелый гнет для русского народа, поднимавший их культурной жизни в течение веков.
В числе первоочередных мер по выходу России из политического кризиса конца 80-х гг. он предлагал: отказ от имперской политики и растраты сил в отношении Восточной Европы;
- сокращение государственного аппарата;
- наделение людей землей как естественной предпосылкой их самостоятельности, а также формой возвращения к национальным истокам- почве;
- организация хозяйства на основе инициативы и самостоятельности, но на нравственных идеалах, а не на мотивах наживы и расчета;
- обустройство семьи, в том числе возвращения матери к детям с тяжелой работы;
- организация образования;
- реформы государственного строя по пути обеспечения заботы о сбережении народа и развития национальной культуры на основе русских традиций.
Абсолютно в консервативном ключе решает вопрос писатель о соотношении духовности, политики и экономики. Политика и хозяйство должны служить развитию нравственного идеала в человеке, а не быть самодовлеющими принципами – борьбы за власть и господство, обогащение и страсть к наживе. А.И. Солженицын полагал: «государственное устройство - второстепеннее самого воздуха человеческих отношений. При людском благородстве - допустим любой добропорядочный строй, при людском озлоблении и шкурничестве - невыносима и самая разливистая демократия. Если в самих людях нет справедливости и честности — то это проявится при любом строе. Политическая жизнь - совсем не главный вид жизни человека, политика - совсем не желанное занятие для большинства. Чем размашистей идёт в стране политическая жизнь - тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав человек нуждается отстоять и душу, освободить её для жизни ума и чувств. Источник силы или бессилия общества - духовный уровень жизни, а уже потом - уровень промышленно- сти. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие - не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений - основней, чем уровень изобилия».
Избегает Александр Исаевич и правового романтизма. Закон не способен на улучшение жизни и нравственного состояния человека, достижение идеального строя. Опора общества в духовном развитии человека, а не подпорках – власти и законах, которые лишь условия для возможного раскрытия душевных сторон жизни человечества. По убеждению писателя «Если в нации иссякли духовные силы - никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасёт её от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит. Среди всех возможных свобод - на первое место всё равно выйдет свобода бессовестности: её-то не запретишь, не предусмотришь никакими законами. Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами».
Идеальный общественный строй Александр Исаевич связывал не с совершенствование общественных и государственных институтов, а с укоренением в национальном самосознании, и даже сознании всего человечества христианской идеи самоограничения – свободного, добровольного ограничения своих потребностей и желаний ради совместной, соборной жизни. Другого пути у человечества для выживания и самосохранения нет, поскольку идея индивидуализма и прав человека постепенно приведет к социальной и природной катастрофе. А.И. Солженицын так сформулировал принцип совершенной личности и идеального общества: «Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить,чтобы наши права не поширялись за счёт прав других? Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. Если мы не хотим над собой насильственной власти - каждый должен обуздывать и сам себя. Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. Большинство, если имеет власть расширяться и хватать — то именно так и делает. (Это и губило все правящие классы и группы истории.) Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений — но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости (выделено мной – А.А.)».
В отношении государственного устройства России писатель высказывал ряд предложений в неославянофильском духе:
- отказ от демократических принципов в сфере центральной государственной власти;
- признание институтов демократии на местном уровне и соответственно развитие местного самоуправления;
- при формировании представительных органов нужны цензы оседлости, образования и возраста, а также представительство сословий и профессиональных групп;
- авторитарность (державность) формы правления;
- обеспечение самостоятельности церкви;
- отказ от партийного строительства (по словам Солженицына «Никакое коренное решение государственных судеб не лежит на партийных путях и не может быть отдано партиям. При буйстве партий - кончена будет наша провинция и вконец заморочена наша деревня. Не дать возможности «профессиональным политикам» подменять собою голоса страны. Для всех профессиональных знаний есть аппарат государственных служащих».)
Таким образом, политико-правовые взгляды А.И. Солженицына представляют собой реанимацию консервативной правовой традиции, основанной на идеалах соборного управления, господства нравственности православия в государстве и правовой системе, сочетания сильной авторитарной центральной власти и автономии местного самоуправления.
- 23. Политико-правовые взгляды м.М. Сперанского.
- 24. Программы государственно-правовых реформ декабристов (н.М. Муравьев, п.И. Пестель).
- 25. Охранительные политико-правовые взгляды митрополита Московского Филарета.
- 26. Политико-правовые взгляды п.Я. Чаадаева.
- 29. Политико-правовые идеи «почвенничества» (ф.М. Достоевский, а.А. Григорьев, н.Н. Страхов).
- 30. Цивилизационный подход н.Я. Данилевского к русскому государству и праву.
- 31. Народнический радикализм (п.Л. Лавров, п.Н. Ткачев).
- 32. Русский анархизм (м.А. Бакунин, п.А. Кропоткин).
- 34. Политико-правовое учение русских революционеров-демократов (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский).
- 35. Охранительные политико-правовые взгляды к.П. Победоносцева.
- 36. Учение л.А. Тихомирова о монархической государственности.
- 1) Освобождение русской интеллигенции от европейского умственного ига и интеллектуальное взросление в сфере государствоведения и науки;
- 37. Психологическая концепция права л.И. Петражицкого.
- 38. Духовные и национальные основы государства и права в учении и.А. Ильина.
- 39. Концепция «народной монархии» и.Л. Солоневича.
- 40. Русский либерализм конца хiх – начала хх вв. (б.Н. Чичерин, м.М. Ковалевский, п.Н. Милюков).
- 41. Политико-правовая доктрина большевизма.
- 42. Евразийская политико-правовая концепция.
- 43. Неоконсервативная концепция государства и права а.И. Солженицына.
- 44. Духовно-нравственная концепция государства и права (в.В. Сорокин, а.М. Величко, в.Н. Синюков).