40. Русский либерализм конца хiх – начала хх вв. (б.Н. Чичерин, м.М. Ковалевский, п.Н. Милюков).
Чичерин (1828-1904гг.)- деятель либерального движения в России. Принадлежал к старинному русскому роду. Обучался в Московском Университете на юридическом факультете. На него оказал сильное влияние его наставник – профессор московского университета Грановский. По рекомендации Чичерина в ТГУ приехал преподавать профессор Михайловский. Занимал пост Московской Городской Главы. Его перу принадлежат труды по государству и праву, истории политических и правовых учений. Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую триаду (тезис, антитез, синтез) заменил логической схемой из 4-х элементов, в результате чего образовался круговорот из 4-х начал. В общественной жизни различал: власть, закон, свободу, общественную цель.
В общежитии различал 4 союза:
семья (первоначальное единство)
гражданское общество (союз стремления к единству)
церковь (носитель нравственного закона)
государство (верховный союз людей, образующий единое и самостоятельное целое)
По Чичерину, область права – это внешняя свобода. С помощью критерия справедливости и равенства, он проводит деление на уравновешивающую правду с формальным равенством (признание за всеми людьми равного человеческого достоинства, равенства прав как юридически возможных действий) и правду распределительную с пропорциональным равенством (правами и свободами распоряжаться в соответствии со способностями и заслугами). Первая область- частного права. Вторая - публичного. В центре учения - личность со своими правами и свободами, из чего он выдвинул принцип: не лица для учреждений, а учреждения для лиц.
Право делил на объективное и субъективное. Субъективное – законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право – сам закон, определяющий свободу, устанавливающий права и обязанности людей. Оба понятия неразрывно связаны. Соотношение права и нравственности: право устанавливает внешнюю деятельность, внутренняя же регулируется нравственностью. Но ! Право не есть низшая ступень нравственности, т.к. такое понимание уничтожило бы свободу.
Соотношение общества и государства: эти понятия не совпадают ни по объему, ни по содержанию. Общество образуется от соединения различных единичных воль и не приобретает организационного единства. Общество более устойчиво, чем государство, т.к. частный быт охватывает человека всецело. Поколебать традиции гораздо труднее, чем изменить государственный порядок, образующий вершину общественного здания. Не подлежит сомнению и независимость общества от государства.
Он создал свою теорию государства. Государство в его понимании – союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага. Элементы государства – верховная власть, закон, свобода, общая цель.
Каждый народ в своей истории не ограничивается в установленной политической форме. С изменением жизненных условий, изменяется и форм государства. Высшей стадией развития идей государства является конституционная монархия, монарх в которой различает начала общежития, приводящие к идеальному единству: монарх - представляет начало власти, народ- начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона. Все эти элем должны действовать для достижения общих целей. Власть монарха ограничивается 2-х палатным парламентом. Верхняя палата состоит из крупных землевладельцев, нижняя - из народных представителей. Должности избираются на основ имущественного ценза т.к. у богатых более широкий кругозор, а бедным нечего терять. Нижняя палата наделяется правом вотирования бюджета, правом контроля за исполнением закона.
В судебной власти играют роль все 3 силы: глава государства назначает судей; представители народа – присяжные заседатели – решают вопрос факта; парламент выступает в роли суда по отношению к министрам, совершившим должностное преступление. Таким образом, он считал, что конституционная монархия без коренного изменения может приспособиться к народной жизни. Политический выбор рассматривается как высшее развитие личных свобод и их единственная гарантия. Ценность конституционной монархии состоит в возможности расширения демократического элемента без потрясений господствующего класса. Он критикует существующее правление в России, считает его тормозом развит т.к. власть ничем не ограничена. Основным его достижением стало создание либерально-консервативного направления политико-правовой мысли в России. Чичерин враждебно относился к социалистическим теориям.
- 23. Политико-правовые взгляды м.М. Сперанского.
- 24. Программы государственно-правовых реформ декабристов (н.М. Муравьев, п.И. Пестель).
- 25. Охранительные политико-правовые взгляды митрополита Московского Филарета.
- 26. Политико-правовые взгляды п.Я. Чаадаева.
- 29. Политико-правовые идеи «почвенничества» (ф.М. Достоевский, а.А. Григорьев, н.Н. Страхов).
- 30. Цивилизационный подход н.Я. Данилевского к русскому государству и праву.
- 31. Народнический радикализм (п.Л. Лавров, п.Н. Ткачев).
- 32. Русский анархизм (м.А. Бакунин, п.А. Кропоткин).
- 34. Политико-правовое учение русских революционеров-демократов (а.И. Герцен, н.Г. Чернышевский).
- 35. Охранительные политико-правовые взгляды к.П. Победоносцева.
- 36. Учение л.А. Тихомирова о монархической государственности.
- 1) Освобождение русской интеллигенции от европейского умственного ига и интеллектуальное взросление в сфере государствоведения и науки;
- 37. Психологическая концепция права л.И. Петражицкого.
- 38. Духовные и национальные основы государства и права в учении и.А. Ильина.
- 39. Концепция «народной монархии» и.Л. Солоневича.
- 40. Русский либерализм конца хiх – начала хх вв. (б.Н. Чичерин, м.М. Ковалевский, п.Н. Милюков).
- 41. Политико-правовая доктрина большевизма.
- 42. Евразийская политико-правовая концепция.
- 43. Неоконсервативная концепция государства и права а.И. Солженицына.
- 44. Духовно-нравственная концепция государства и права (в.В. Сорокин, а.М. Величко, в.Н. Синюков).