Житийный цикл произведений о Борисе и Глебе.
Образцами жития – мартирия (рассказа о святом-мученике) являются два жития, написанные на сюжет о мученической кончине Бориса и Глеба. Одно из них «Чтение о житии и о погублении … Бориса и Глеба», написано Нестором, автор другого, именуемого «Сказание и страсть и похвала святым мученикам Борису и Глебу», неизвестен.
Создание церковного культа Бориса и Глеба преследовало две цели:
-
Подъем церковного авторитета Руси
-
Политический смысл. Он «освящал» и утверждал не раз провозглашавшуюся государственную идею, согласно которой все русские князья – братья, и в то же время подчеркивал обязательность «покорения» младших князей старшим.
После смерти Владимира в 1015 г. престол захватывает его сын Святополк. Первой жертвой Святополка в братоубийственной войне становится ростовский князь Борис, доверившийся брату, как отцу. Затем Святополк хитростью заманивает младшего брата, Муромского князя Глеба и убивает его. В борьбу с братоубийцей вступает Ярослав Владимирович. Святополк терпит поражение, но с посторонней помощью пытается выгнать брата за пределы Руси. В 1019 г. войско Святополка снова разгромлено, а сам он бежит из Руси.
«Сказание» повествует о тех же самых событиях, но значительно усиливает агиографический колорит, для него характерна повышенная эмоциональность и нарочитая условность. Например, нарочитая покорность Бориса и Глеба своей участи уже по своей сути необычна, а в произведении она приобретает просто гипертрофированные формы. Несмотря на бесспорную дань агиографическому жанру, в изображении событий и особенно в характеристике героев «Сказание» далеко не могло быть признано образцовым житием. Оно слишком документально и исторично. Именно поэтому, как полагает И.П. Еремин, Нестор решает написать иное житие, более удовлетворяющее самым строгим требованиям классического канона для памятника этого жанра.
«Чтение» Нестора, действительно содержит все необходимые элементы канонического жития: оно начинается обширным вступлением, с объяснением причин, по которым автор решается приступить к работе над житием, с кратким изложением всемирной истории от Адама и до крещения Руси. В собственно житийной части Нестор, как того требует жанр, рассказывает о детских годах Бориса и Глеба, о благочестии, отличавшем братьев еще в детстве и юности; в рассказе о их гибели еще более усилен агиографический элемент: еще в «Сказании» Борис и Глеб плачут, молят о пощаде, то в «Чтении» они приминают смерть с радостью, готовятся принять ее как торжественное и предназначенное им от рождения страдание. В «Чтении», также в соответствии с требованиями жанра, присутствует и рассказ о чудесах, совершающихся после гибели святых, о чудесном «обретении» их мощей, об исцелениях больных у их гроба.
В житиях Бориса и Глеба канон преобладает и в ряде случаев искажает жизненность описываемых ситуаций и правдивость изображения характеров. Тем не менее «Сказание» в большей степени, чем «Чтение», отличается своеобразной лиричностью.
- Основные этапы развития древнерусской литературы.
- Воспитательное и познавательное значение древнерусской литературы.
- Исторический факт и художественный образ в древнерусской литературе.
- Влияние фольклора на древнерусскую литературу.
- Влияние переводных произведений на русскую литературу XI-XVII вв.
- Понятие летописания. Патерик. Минеи Четьи.
- Жанры древнерусской литературы.
- Историческая роль создателей первых произведений русской литературы.
- Понятие о канонических и апокрифических произведениях древнерусской литературы.
- Отражение в первых произведениях русской литературы процесса «христианизации» Руси и борьбы за влияние на государство трех главных русских городов периода средневековья.
- Основополагающее значение для истории России «Повести временных лет»
- Своеобразие русской агиографической литературы.
- Житийный цикл произведений о Борисе и Глебе.
- Композиция и идейное своеобразие «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона.
- Образ автора, государственного деятеля, воина и человека в «Поучении» Владимира Мономаха.
- Публицистика и сатира Ивана Грозного.
- Хождения как литературный жанр.
- История изучения «Слова о Полку Игореве».
- Скептическая точка зрения на «Слово»
- Значение «Слова о полку Игореве» в ряду других произведений «Слово» в древнерусской культуре
- Образная система «Слова о полку Игореве».
- Эволюция жанра жития в древнерусской литературе.
- «Житие Александра Невского» как соединение агиографической и воинской повестей.
- Героические образы и события в повестях о монголо-татарском нашествии.
- Куликовская битва в древнерусской литературе.
- «История о Казанском царстве» и другие повести о взятии Казани.
- Психологические особенности личности автора в «Слове» и «Молении Даниила Заточника».
- «Домострой» как памятник древнерусской литературы.
- Чудесное и реалистичное в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
- Авторская позиция, особенности языка и стиля в «Хождении на три моря» Афанасия Никитина.
- Историческая реальность и вымысел в воинских повестях об Азове. Об Азовском взятии и осадном сидении.
- Бытовая повесть в 17 веке.
- Сатира в древнерусской литературе.
- Понятие о гротеске и бурлеске в русской литературе 16-17 вв.
- Обличительная функция и комическое в «Повести о Шемякином суде», «Повести о Ерше Ершовиче», «Повести о Карпе Сутулове», «Калязинской челобитной», «Азбуке о голом и небогатом человеке».
- Гротескный (незлобивый) юмор в «Лечебнике на иноземцев», «Скаске», «Калязинской челобитной» и др.
- Автобиографизм в «Житии протопопа Аввакума».
- Европейские традиции в переводном сборнике «Фацеции».
- Формирование и развитие русской басни.
- Воспитательная роль русской версии сборника «Великое зерцало».
- Возникновение стихотворства и драматургии в Древней Руси.