Формирование и развитие русской басни.
«Сказание о куре и лисице»
Антиклерикальная заостренность присуща «Сказанию о куре и лисице». Этот памятник, упомянутый в источниках еще в 1640 г., дошел до нас в прозаической и стихотворной редакциях, а также в смешанных и сказочных вариантах. Наиболее древняя — прозаическая редакция. Она пародирует сюжетную схему религиозной легенды. Основные сюжетные узлы религиозной легенды (прегрешение, затем покаяние грешника, потом спасение) здесь искажаются и становятся смеховыми. Петух оказывается мнимым грешником (он обвиняется в многоженстве), а «премудрая жена лисица» — мнимой праведницей. Вместо спасения кающегося ожидает гибель. Духовник в «Сказании» заменяется лукавым исповедником, который в буквальном смысле «алчет, кого бы пожрати».
Пародийный сюжет подкреплен пародийным богословским диспутом: петух и лисица, поочередно цитируя Писание, состязаются в остроумии и богословской казуистике.
Смеховая ситуация, создаваемая «Сказанием о куре и лисице», характерна не только для древнерусской, но и для европейской культуры. Раннее средневековье считало лиса олицетворением дьявола. Русские «Физиологи» и европейские «Бестиарии» так объясняли этот символ: голодный лис притворяется мертвым, но стоит курицам и петуху приблизиться к нему, как он разрывает их в клочья. Фома Аквинский, толкуя библейскую фразу «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете» (Песнь Песней, II, 15), писал, что лисицы — это сатана, а виноградники — церковь Христова. С XII в., после появления французского «Романа Лиса», начинает преобладать другое толкование: лис считается живым воплощением хитрости, лицемерия и ханжества. В декоративном убранстве готических храмов появляются изображения лиса, проповедующего с кафедры курам или гусям. Иногда лис одет в монашеское платье, иногда — в епископское облачение. Эти сцены восходят к истории о сыне героя «Романа Лиса», Ренардине (Лисенке), который, убежав из монастыря, приманивал гусей чтением «душеполезных» проповедей. Когда доверчивые и любопытные слушатели подходили близко, Ренардин пожирал их.
Русское «Сказание о куре и лисице» знает оба этих символических толкования. Первое из них (лис — дьявол) имеет, впрочем, второстепенное значение и прямо отразилось лишь в одной фразе: «Лисица же скрежеташе зубы и, гледя на него немилостивым оком, аки диавол немилостивы на христиан, поминает грехи куровы и яряся ему». Отзвук этого толкования можно видеть в том, что лисица названа «премудрой женой». Согласно средневековой христианской традиции, в облике «премудрой жены» или «премудрой девы» может скрываться дьявол. Второе толкование (лис — ханжа, лицемерный и порочный духовник, «лжепророк») стало сюжетообразующим моментом, послужило для создания смеховой ситуации.
-
Содержание
- Основные этапы развития древнерусской литературы.
- Воспитательное и познавательное значение древнерусской литературы.
- Исторический факт и художественный образ в древнерусской литературе.
- Влияние фольклора на древнерусскую литературу.
- Влияние переводных произведений на русскую литературу XI-XVII вв.
- Понятие летописания. Патерик. Минеи Четьи.
- Жанры древнерусской литературы.
- Историческая роль создателей первых произведений русской литературы.
- Понятие о канонических и апокрифических произведениях древнерусской литературы.
- Отражение в первых произведениях русской литературы процесса «христианизации» Руси и борьбы за влияние на государство трех главных русских городов периода средневековья.
- Основополагающее значение для истории России «Повести временных лет»
- Своеобразие русской агиографической литературы.
- Житийный цикл произведений о Борисе и Глебе.
- Композиция и идейное своеобразие «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона.
- Образ автора, государственного деятеля, воина и человека в «Поучении» Владимира Мономаха.
- Публицистика и сатира Ивана Грозного.
- Хождения как литературный жанр.
- История изучения «Слова о Полку Игореве».
- Скептическая точка зрения на «Слово»
- Значение «Слова о полку Игореве» в ряду других произведений «Слово» в древнерусской культуре
- Образная система «Слова о полку Игореве».
- Эволюция жанра жития в древнерусской литературе.
- «Житие Александра Невского» как соединение агиографической и воинской повестей.
- Героические образы и события в повестях о монголо-татарском нашествии.
- Куликовская битва в древнерусской литературе.
- «История о Казанском царстве» и другие повести о взятии Казани.
- Психологические особенности личности автора в «Слове» и «Молении Даниила Заточника».
- «Домострой» как памятник древнерусской литературы.
- Чудесное и реалистичное в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
- Авторская позиция, особенности языка и стиля в «Хождении на три моря» Афанасия Никитина.
- Историческая реальность и вымысел в воинских повестях об Азове. Об Азовском взятии и осадном сидении.
- Бытовая повесть в 17 веке.
- Сатира в древнерусской литературе.
- Понятие о гротеске и бурлеске в русской литературе 16-17 вв.
- Обличительная функция и комическое в «Повести о Шемякином суде», «Повести о Ерше Ершовиче», «Повести о Карпе Сутулове», «Калязинской челобитной», «Азбуке о голом и небогатом человеке».
- Гротескный (незлобивый) юмор в «Лечебнике на иноземцев», «Скаске», «Калязинской челобитной» и др.
- Автобиографизм в «Житии протопопа Аввакума».
- Европейские традиции в переводном сборнике «Фацеции».
- Формирование и развитие русской басни.
- Воспитательная роль русской версии сборника «Великое зерцало».
- Возникновение стихотворства и драматургии в Древней Руси.