11.7 Культурные преобразования в 1920-1930-е гг.
Придя к власти, большевики провели преобразования и в культуре. Они были направлены на превращение существовавшей дореволюционной культуры в социалистическую. Молодая советская власть стремилась сделать культуру достоянием народа. Одновременно устанавливался партийный контроль над культурой и ее деятелями. Преобразования в культурной сфере были настолько масштабными, что получили название «культурная революция».
В отношении образования были обозначены две важные задачи: 1) сделать образование доступным для широких народных масс; и 2) перестроить его на новых идеологических основах.
В 1919 г. был принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население в возрасте от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Большую помощь оказывали общественные организации, как, например, созданное в 1923 г. массовое общество «Долой неграмотность!».
Основными принципами новой школы провозглашались связь обучения с производственным трудом, преемственность в образовании и воспитании. Ликвидировались гимназии, реальные и сельскохозяйственные училища, церковно-приходские и земские школы. На их месте создавалась единая трудовая двухступенчатая школа (пять лет обучения на первой ступени и четыре года на второй). Плата за обучение отменялась.
В 1925 г. в стране было введено всеобщее начальное обучение. По переписи 1926 г. численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51% (в 1897 г. – 24%).
Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проходило без вступительных экзаменов. Преимуществом при приеме пользовалась молодежь из рабоче-крестьянской среды. Так как нередко уровень образования поступающих был крайне низок, в 1919 г. были созданы рабочие факультеты (рабфаки).
Молодому государству для решения поставленных задач требовалось развитие многих областей науки, прежде всего естественнонаучного направления. Увеличивалось количество научных учреждений, большинство из которых носили прикладной характер. Росла численность научных работников. В 1929 г. была основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ).
Большие успехи были достигнуты в отдельных отраслях наук. Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов и др.). Исследования химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Работы Н.И. Вавилова способствовали развитию генетики.
В области искусства деятели культуры должны были выполнять определенные задачи по строительству нового общества: прославлять советскую власть, призывать к героическим трудовым подвигам, изобличать врагов социализма, воодушевлять народ и т.п.
«Культурная революция» 1920-1930-х гг. способствовала утверждению социалистического реализма в литературе и искусстве.
- Отечественная история:
- СОдержание
- Введение
- 1 История как наука
- 1.1 Понятие и предмет истории
- 1.2 Исторические источники и факты
- 1.3 Методы и принципы исторического исследования
- 1.4 Функции истории
- 1.5 Подходы к изучению истории
- 2 Русские историки и основные этапы отечественной историографии
- 2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в.
- 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв
- 2.3 Особенности историографии советского периода
- 2.4 Современная отечественная историография
- 3 Место и роль россии в мире
- 3.1 Место и роль России в истории человечества
- 3.2 Особенности российской истории и менталитета
- 4 Киевская русь (IX-XI вв.)
- 4.1 Восточные славяне в древности
- 4.2 Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории
- 4.3 Киевская Русь – раннефеодальное государство
- 4.4 Основные категории населения Киевской Руси
- 4.5 Принятие христианства
- 5. Период раздробленности (XII-XV вв.)
- 5.1 Начало раздробленности
- 5.2 Причины раздробленности
- 5.3 Основные тенденции развития древнерусских княжеств в XII – первой трети XIII в.
- 5.4 Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
- 5.5 Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
- 6 Московская русь (XVI-XVII вв.)
- 6.1 Причины возвышения Москвы
- 6.2 Объединение русских земель вокруг Москвы
- 6.3 Органы власти и управления в Московском государстве
- 6.4 Основные категории населения Московского государства
- 6.5 Правление Ивана IV Грозного
- 6.6 Смутное время
- 6.7 Россия в XVII в. После Смуты
- 7 Российская империя в XVIII в.
- 7.1 Реформы Петра I (1682-1725)
- 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в.
- 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II
- 7.4 Правление Павла I
- 8 Российская империя в первой половине XIX в.
- 8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX в. При Александре I
- 8.2 Движение декабристов
- 8.3 Консервативная модернизация при Николае I
- 8.4 Общественная мысль середины XIX в.: западники и славянофилы
- 8.5 Русская культура в первой половине XIX в.
- 9 Российская империя во второй половине XIX в.
- 9.1 Отмена крепостного права и ее последствия
- 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 9.3 Движение народников
- 9.4 Контрреформы Александра III
- 9.5 Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX в. Реформы с.Ю. Витте
- 9.6 Развитие капитализма в сельском хозяйстве во II половине XIX в.
- 9.7 Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- 9.8 Русская культура во второй половине XIX в.
- 10. Россия в начале хх в.
- 10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг.
- 10.2 Столыпинская аграрная реформа
- 10.3 Политические партии России начала XX в.
- 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I-IV Государственных дум
- 10.5 Россия в годы Первой мировой войны
- 10.6 Февральская революция 1917 г.
- 10.7 Россия от Февраля к Октябрю
- 10.8 Октябрьская революция 1917 г.
- 11 Формирование и сущность советского строя
- 11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.)
- 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма»
- 11.3 Новая экономическая политика (нэп)
- 11.4 Образование ссср
- 11.5 Индустриализация и коллективизация
- 11.6 Формирование тоталитарного государства в ссср и культа личности Сталина
- 11.7 Культурные преобразования в 1920-1930-е гг.
- 11.8 Внешняя политика в 1920-1930-е гг.
- 12 Ссср накануне и в годы великой отечественной войны
- 12.1 Ссср накануне Великой Отечественной войны
- 12.2 Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
- 12.3 Советский тыл в годы войны
- 12.4 Народная борьба на оккупированной территории
- 12.5 Внешняя политика ссср в 1941-1945 гг.
- 12.6 Итоги войны
- 13 Ссср в условиях «холодной войны»
- 13.1 Послевоенное развитие ссср (1945-1953 гг.)
- 13.2 Реформы н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
- 13.3 Правление л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
- 13.4 Перестройка 1985-1991 гг.
- 14 Россия в 1990-е гг.
- 14.1 Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.2 Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.3 Внешняя политика России в 1990-е гг.
- 15 Россия в начале XXI в.
- 15.1 Внутриполитическое развитие России в 2000-е гг.
- 15.2 Социально-экономическое развитие России в 2000-е гг.
- 15.3 Внешняя политика России в 2000-е гг.
- События
- Отечественная история: курс лекций
- 426069, Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.