Введение
«Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя, – утверждал известнейший русский историк В.О. Ключевский. – Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». Другими словами, история служит важным средством познания окружающего мира, нельзя понять настоящее, не зная прошлого.
Изучение прошлого необходимо для формирования целостной системы представлений, развития личности, способности к компетентному суждению и самостоятельным выводам. Историческая наука развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее.
История как обществоведческая дисциплина, дополняя профессиональное образование, помогает расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо для студентов вуза. Высокий уровень специальной подготовки очень важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – специфический и сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо специализированным образованием.
Являясь важнейшим способом коллективной самоидентификации, история играет огромную роль в период крупномасштабных социальных изменений. Знание отечественной истории помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – то главное, что по-прежнему объединяет нас в один народ: не совместное проживание и единый язык, а пока еще общая память. Как только мы забудем нашу историю – исчезнем и как одно целое. На этот счет великие говорили: «Народ, не знающий своего прошлого, превращается в назем и служит почвой для других народов».
Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все – из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства.
Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными государственными задачами. История в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории своего Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.
Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед».
Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается учебное пособие по отечественной истории. Хронологически он охватывает период с этногенеза восточных славян и до начала ХХI в. Особое место в учебном пособии уделяется выяснению места и роли России в истории человечества. К сожалению, объем пособия не смог вместить в себя все многообразие прошлого, но авторы постарались сделать историю более понятной и доступной для студентов. Поэтому главным образом речь пойдет об основных тенденциях развития в истории Отечества, о тех факторах, переменах, которые определяли «лицо» эпохи. В основу изложения положен хронологически-проблемный принцип.
Задачи курса:
- дать представления об этапах исторического развития России;
- выделить основные закономерности исторического процесса;
- показать место и роль России в истории человечества и в современном мире;
- научить анализировать происходившие процессы и аргументировано излагать свою точку зрения.
Изучение истории позволит сформировать следующие общекультурные компетенции:
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, организации общества, анализировать события и тенденции, ответственно участвовать в общественной жизни;
- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы исторической науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- способность и готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;
- способность и готовность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы.
- Отечественная история:
- СОдержание
- Введение
- 1 История как наука
- 1.1 Понятие и предмет истории
- 1.2 Исторические источники и факты
- 1.3 Методы и принципы исторического исследования
- 1.4 Функции истории
- 1.5 Подходы к изучению истории
- 2 Русские историки и основные этапы отечественной историографии
- 2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в.
- 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв
- 2.3 Особенности историографии советского периода
- 2.4 Современная отечественная историография
- 3 Место и роль россии в мире
- 3.1 Место и роль России в истории человечества
- 3.2 Особенности российской истории и менталитета
- 4 Киевская русь (IX-XI вв.)
- 4.1 Восточные славяне в древности
- 4.2 Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории
- 4.3 Киевская Русь – раннефеодальное государство
- 4.4 Основные категории населения Киевской Руси
- 4.5 Принятие христианства
- 5. Период раздробленности (XII-XV вв.)
- 5.1 Начало раздробленности
- 5.2 Причины раздробленности
- 5.3 Основные тенденции развития древнерусских княжеств в XII – первой трети XIII в.
- 5.4 Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
- 5.5 Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
- 6 Московская русь (XVI-XVII вв.)
- 6.1 Причины возвышения Москвы
- 6.2 Объединение русских земель вокруг Москвы
- 6.3 Органы власти и управления в Московском государстве
- 6.4 Основные категории населения Московского государства
- 6.5 Правление Ивана IV Грозного
- 6.6 Смутное время
- 6.7 Россия в XVII в. После Смуты
- 7 Российская империя в XVIII в.
- 7.1 Реформы Петра I (1682-1725)
- 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в.
- 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II
- 7.4 Правление Павла I
- 8 Российская империя в первой половине XIX в.
- 8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX в. При Александре I
- 8.2 Движение декабристов
- 8.3 Консервативная модернизация при Николае I
- 8.4 Общественная мысль середины XIX в.: западники и славянофилы
- 8.5 Русская культура в первой половине XIX в.
- 9 Российская империя во второй половине XIX в.
- 9.1 Отмена крепостного права и ее последствия
- 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 9.3 Движение народников
- 9.4 Контрреформы Александра III
- 9.5 Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX в. Реформы с.Ю. Витте
- 9.6 Развитие капитализма в сельском хозяйстве во II половине XIX в.
- 9.7 Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- 9.8 Русская культура во второй половине XIX в.
- 10. Россия в начале хх в.
- 10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг.
- 10.2 Столыпинская аграрная реформа
- 10.3 Политические партии России начала XX в.
- 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I-IV Государственных дум
- 10.5 Россия в годы Первой мировой войны
- 10.6 Февральская революция 1917 г.
- 10.7 Россия от Февраля к Октябрю
- 10.8 Октябрьская революция 1917 г.
- 11 Формирование и сущность советского строя
- 11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.)
- 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма»
- 11.3 Новая экономическая политика (нэп)
- 11.4 Образование ссср
- 11.5 Индустриализация и коллективизация
- 11.6 Формирование тоталитарного государства в ссср и культа личности Сталина
- 11.7 Культурные преобразования в 1920-1930-е гг.
- 11.8 Внешняя политика в 1920-1930-е гг.
- 12 Ссср накануне и в годы великой отечественной войны
- 12.1 Ссср накануне Великой Отечественной войны
- 12.2 Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
- 12.3 Советский тыл в годы войны
- 12.4 Народная борьба на оккупированной территории
- 12.5 Внешняя политика ссср в 1941-1945 гг.
- 12.6 Итоги войны
- 13 Ссср в условиях «холодной войны»
- 13.1 Послевоенное развитие ссср (1945-1953 гг.)
- 13.2 Реформы н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
- 13.3 Правление л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
- 13.4 Перестройка 1985-1991 гг.
- 14 Россия в 1990-е гг.
- 14.1 Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.2 Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.3 Внешняя политика России в 1990-е гг.
- 15 Россия в начале XXI в.
- 15.1 Внутриполитическое развитие России в 2000-е гг.
- 15.2 Социально-экономическое развитие России в 2000-е гг.
- 15.3 Внешняя политика России в 2000-е гг.
- События
- Отечественная история: курс лекций
- 426069, Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.