4.5 Принятие христианства
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.
Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.
После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить население в один народ и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией.
В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.
Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились городские и сельские (женатые) священники - белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.
Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства на смену древней славянской письменности пришла новая, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.
Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.
- Отечественная история:
- СОдержание
- Введение
- 1 История как наука
- 1.1 Понятие и предмет истории
- 1.2 Исторические источники и факты
- 1.3 Методы и принципы исторического исследования
- 1.4 Функции истории
- 1.5 Подходы к изучению истории
- 2 Русские историки и основные этапы отечественной историографии
- 2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в.
- 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв
- 2.3 Особенности историографии советского периода
- 2.4 Современная отечественная историография
- 3 Место и роль россии в мире
- 3.1 Место и роль России в истории человечества
- 3.2 Особенности российской истории и менталитета
- 4 Киевская русь (IX-XI вв.)
- 4.1 Восточные славяне в древности
- 4.2 Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории
- 4.3 Киевская Русь – раннефеодальное государство
- 4.4 Основные категории населения Киевской Руси
- 4.5 Принятие христианства
- 5. Период раздробленности (XII-XV вв.)
- 5.1 Начало раздробленности
- 5.2 Причины раздробленности
- 5.3 Основные тенденции развития древнерусских княжеств в XII – первой трети XIII в.
- 5.4 Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
- 5.5 Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
- 6 Московская русь (XVI-XVII вв.)
- 6.1 Причины возвышения Москвы
- 6.2 Объединение русских земель вокруг Москвы
- 6.3 Органы власти и управления в Московском государстве
- 6.4 Основные категории населения Московского государства
- 6.5 Правление Ивана IV Грозного
- 6.6 Смутное время
- 6.7 Россия в XVII в. После Смуты
- 7 Российская империя в XVIII в.
- 7.1 Реформы Петра I (1682-1725)
- 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в.
- 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II
- 7.4 Правление Павла I
- 8 Российская империя в первой половине XIX в.
- 8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX в. При Александре I
- 8.2 Движение декабристов
- 8.3 Консервативная модернизация при Николае I
- 8.4 Общественная мысль середины XIX в.: западники и славянофилы
- 8.5 Русская культура в первой половине XIX в.
- 9 Российская империя во второй половине XIX в.
- 9.1 Отмена крепостного права и ее последствия
- 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 9.3 Движение народников
- 9.4 Контрреформы Александра III
- 9.5 Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX в. Реформы с.Ю. Витте
- 9.6 Развитие капитализма в сельском хозяйстве во II половине XIX в.
- 9.7 Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- 9.8 Русская культура во второй половине XIX в.
- 10. Россия в начале хх в.
- 10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг.
- 10.2 Столыпинская аграрная реформа
- 10.3 Политические партии России начала XX в.
- 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I-IV Государственных дум
- 10.5 Россия в годы Первой мировой войны
- 10.6 Февральская революция 1917 г.
- 10.7 Россия от Февраля к Октябрю
- 10.8 Октябрьская революция 1917 г.
- 11 Формирование и сущность советского строя
- 11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.)
- 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма»
- 11.3 Новая экономическая политика (нэп)
- 11.4 Образование ссср
- 11.5 Индустриализация и коллективизация
- 11.6 Формирование тоталитарного государства в ссср и культа личности Сталина
- 11.7 Культурные преобразования в 1920-1930-е гг.
- 11.8 Внешняя политика в 1920-1930-е гг.
- 12 Ссср накануне и в годы великой отечественной войны
- 12.1 Ссср накануне Великой Отечественной войны
- 12.2 Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
- 12.3 Советский тыл в годы войны
- 12.4 Народная борьба на оккупированной территории
- 12.5 Внешняя политика ссср в 1941-1945 гг.
- 12.6 Итоги войны
- 13 Ссср в условиях «холодной войны»
- 13.1 Послевоенное развитие ссср (1945-1953 гг.)
- 13.2 Реформы н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
- 13.3 Правление л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
- 13.4 Перестройка 1985-1991 гг.
- 14 Россия в 1990-е гг.
- 14.1 Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.2 Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.
- 14.3 Внешняя политика России в 1990-е гг.
- 15 Россия в начале XXI в.
- 15.1 Внутриполитическое развитие России в 2000-е гг.
- 15.2 Социально-экономическое развитие России в 2000-е гг.
- 15.3 Внешняя политика России в 2000-е гг.
- События
- Отечественная история: курс лекций
- 426069, Г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.