logo
Программа по Госэкзам

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Журналистика как социальный институт общества. СМИ как «четвертая власть».

2. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.

3. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.

4. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.

5. СМИ и массовая культура.

6. Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.

7. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы СМИ в современных условиях. Экономические основы реализации свободы журналистской деятельности.

8. Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций.

9. Глобальные проблемы человечества и журналистика.

10. Журналистский текст и социальная практика.

11. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.

12. Система СМИ. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.

13. Профессиональная этика журналиста.

14. Современное законодательство России о СМИ.

15. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма работника прессы.

16. Права и ответственность журналиста.

17. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.

18. Методы изучения общественного мнения в журналистике.

19. Периодическая печать в системе СМИ. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.

20. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях переходного периода.

21. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы периодических изданий.

22. Техническая база СМИ на современном этапе. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронные технологии в структуре российских СМИ.

23. Экономические основы функционирования СМИ. Проблемы экономики СМИ и пути их решения.

24. Журнал в структуре СМИ. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.

25. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания.

26. Дизайн в журналистике. Зависимость оформления от типа издания.

27. Владелец, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.

28. Новые информационные технологии. Интернет как СМИ. Структура сетевых изданий.

29. Особенности работы журналиста в электронных СМИ.

30. Общероссийские и региональные СМИ в современном информационном пространстве.

31. Журналистика новостей: современные методы творчества.

32. Применение опросных методов в журналистике.

33. Особенности аналитической журналистики. Журнал. расследование. Экспертиза в журналистике.

34. Государственные и частные СМИ в системе журналистики.

35. Структура и функционирование редакционного коллектива.

36. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.

37. Интерактивная журналистика на современном этапе.

38. Проблемы доступа журналиста к информации.

39. СМИ как поле реализации публичной политики в демократическом обществе.

40. СМИ и выборы: современные предвыборные технологии.

* * *

1. Новый Завет и развитие еврейской публицистики.

2. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.

3. Мильтон и концепция свободы печати.

4. Возникновение русской журналистики. Петровские «Ведомости» и др.

5. Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.

6. Д. Дефо – журналист.

7. Журналистская деятельность А.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).

8. В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX в. («Отечественные записки» и «Современник»).

9. Г.И. Успенский – очеркист русской деревни.

10. Публицистика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.

11. Журнал «Современник» в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.

12. Вольная русская пресса XIX в. за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» А.И. Герцена.

13. «Русское слово». Публицистика Д.И. Писарева.

14. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости» и др.).

15. «Отечественные записки» под редакцией Н.А. Некрасова, Г.З. Елисеева и М.Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868–1884).

16. Зарубежная журналистика 40-х гг. XIX в.

17. Г.В. Плеханов – публицист.

18. В.Г. Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление», письма А.В. Луна­чарскому).

19. Газета «Русское слово» И.Д. Сытина – В.М. Дорошевича.

20. М.Н. Катков – лидер консервативной журналистики второй половины XIX в. («Русский вестник», «Московские ведомости»).

21. Журнал «Русское богатство» Н.К. Михайловского и В.Г. Короленко.

22. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в 1905 г.

23. Э.Э. Киш – публицист.

24. Журналистика периода Октябрьской революции и гражданской войны.

25. Средства массовой информации конца 20–30-х гг. XX в.

26. Журналистика русского зарубежья (1920–1940).

27. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.

28. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.

29. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.

30. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.

31. Отечественная публицистика на современном этапе.

32. Современные зарубежные теории журналистики.

33. Концепция социальной ответственности в зарубежной журналистике.

34. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.

35. Правительственные информационные центры стран Запада.

36. Авторитарная теория печати.

37. Средства массовой информации США.

38. Средства массовой информации Франции.

39. Средства массовой информации Великобритании.

40. Средства массовой информации ФРГ.

* * *

1. Современные классификации рекламной деятельности.

2. Основные сферы рекламной деятельности.

3. Классификация рекламы по средствам распространения.

4. Специфика рекламы в прессе.

5. Современная радиореклама.

6. Телевизионная реклама.

7. Основные жанры рекламных публикаций в современной журналистике.

8. Основные этапы развития рекламы.

9. Понятие и разновидности проторекламы.

10. Спектр рекламных жанров античности.

11. Место рекламы и развитие ее жанров в городской культуре средневековья.

12. Западная реклама Нового времени.

13. Российская реклама средневековья и Нового времени.

14. Реклама XIX – начала XX вв.: зарубежный и отечественный опыт.

15. Вербальные и художественно-изобразительные компоненты рекламного обращения.

16. Визуально-аудиальные и аудиальные средства современной рекламы.

17. Российская политическая реклама.

18. Сущность и специфика социальной рекламы.

19. Факторы развития рекламной деятельности на современном этапе.

20. Проблема эффективности рекламы.

21. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.

22. Феномен паблик рилейшнз: история становления, сущность, функции.

23. Ведущие формы и методы связей с общественностью.

24. Пресса, радио и телевидение в системе паблик рилейшнз.

25. Основные формы взаимодействия паблик рилейшнз со средствами массовой информации.

26. Виды ПР-обращений для прессы, радио и телевидения.

27. Паблик рилейшнз и реклама: сходство и различия.

28. Связи с общественностью в сфере политики: методы, жанры, стратегии.

29. Современные выборные технологии в контексте паблик рилейшнз.

30. Формы и методы правительственных паблик рилейшнз.

31. Сущность и специфика кризисных паблик рилейшнз.

32. Связи с общественностью в социальной сфере.

33. Связи с общественностью в коммерческих сферах (торговля, финансы и др.).

34. Организация работы пресс-службы: цели, методы деятельности, критерии эффективности работы.

35. Технологии создания имиджа в паблик рилейшнз.

36. Формирование имиджа политика: зарубежный опыт и российская практика.

37. Элементы имиджа и репутации фирмы.

38. Проблема создания философии фирмы в контексте паблик рилейшнз.

39. Современные коммуникационные технологии в рамках связей с общественностью (работа со слухами, информационные войны, переговорные технологии и др.)

40. Проблемы правового и этического регулирования ПР-деятельнасти в России.