logo
ответы на вопросы экзамена по игпзс (Автосохран

Вопрос №5 Государство и право Древней Индии.

Цивилизация древней Индии представляет другой тип цивилизации по сравнению с Ближним Востоком. Во-первых, оно более растянуто во времени, во-вторых, здесь очень долго сохраняла свою роль община, в-третьих, она имела большое влияние на государство.

Эпоха надобщинных властных начался в III - нач.II тысячелетия до н.э., но затем прерван индоарийским завоеванием и возродился уже на основе новой культуры, получив название ведийского (от слова «веды»). В ведийский период индийское общество стояло накануне возникновения протогосударства:

Поселение – общину возглавлял вождь ганапати, основные вопросы решались на народных собраниях – сабхе, самити.

Объединение нескольких племен – возглавлял раджа – вождь, выполнявший военную функцию. Постепенно раджи превращаются в царей. Народные собрания теряют свое значение и постепенно заменяются собраниями знати. Дружины племени становятся постоянным войском, которое возглавляет сенапати. При царе большую роль играл пурохита – царский жрец – советник, астролог и предсказатель.

Ведийская ночь – отсутствие каких-либо сведений о развитии Индии с XIV до VI вв. до н.э. В VI до н.э. становится известно о существовании 16 протогосударств («великих стран»). С появлением буддизма в конце IV в. до н.э. устанавливается династия Маурьев, которая устанавливает ранее государство, которое распалось в I в. до н.э.

В главном памятнике этого периода «Артхашастре» отмечается, что «Основными элементами государства являются государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники». Главой государства являлся царь, власть, которого была наследственной, он был главнокомандующим, мог принимать участие в судебной деятельности. Главой администрации был министр, который обязан выполнять волю царя, кроме него могли назначаться советники.

При царе важную роль играл паришад – совет знати и высших чиновников при царе. Совет был политическим органом, решения которого игнорировать было невозможно. Царь иногда мог созывать узкий совет – имевший совещательный характер. Сохранялось сабхе как собрание знати и сельского и городского населения.

Страна делилась на провинции (4 из них считались главными, ими управляли царевичи). Провинции делились на области, округа и деревню-общину граму (нисшую административную границу). Грама согла объединять до 1000 семей, во главе ее стоял староста, сословный строй сложился еще в ведийский период: 4 варны – брахманов, кшатриев, вайшьев, шудров. В конце 1 тысячелетия в результате дробления варны превращаются в касты – замкнутые профессиональные и имущественные группы.

Брахманы и кшатрии – это привилегированные (дважды рожденные) группы.

Брахманы – высший слой, жрецы.

Кшатрии – светская аристократия.

Вайшьи и шудры – непривилегированные варны.

Шудру можно было продать, покупать, он полусвободный, полураб.

Положение рабов (даса) было тяжелым, но он имел возможность иметь семью.

Основным памятником права считаются Законы Ману, они не только памятник права, но и морали, религии.

В Законах уже регулируются имущественные, семейно-брачные отношения, особенности наследования и наказания.