logo
исторические деятели -передеать в таблицу

Царь Алексей Михайлович

Алексей Михайлович – второй царь из династии Романовых, время правления которого (1645 – 1676 гг.) пришлось на середину XVII века. Его отец – Михаил Федорович, вместе с дедом – патриархом Филаретом – в основном решили задачи восстановления страны, пришедшей в упадок после Смутного времени, поэтому перед Алексеем Михайловичем стояли задачи укрепления и развития русского государства, его экономики и культуры.

Не думаю, что именно так формулировал свои цели юный царь, взойдя на престол. По причине молодости и неопытности он поначалу во всем опирался на своего воспитателя, а потом – и родственника – боярина Б. Морозова. Советы этого царедворца часто оказывались неудачными. Например, предложение ввести непосильный налог на соль с целью пополнения опустевшей казны привело к восстанию горожан, вошедшее в историю под названием Соляного бунта (1648 г.) Морозова пришлось отправить в ссылку, налог отменить и приниматься править самостоятельно.

Уже через год после Соляного бунта был разработан и принят новый общерусский сборник законов – Соборное уложение. Документ закрепил тенденцию развития политического строя Русского государства – от сословной монархии – к абсолютной власти государя. Этому способствовали статьи, объявлявшие жизнь и безопасность царя высшей ценностью. К концу правления Алексей Михайлович перестал собирать Земские соборы – главный инструмент сословно-представительной монархии, и даже деятельность традиционного для России аристократического органа – Боярской думы – поставил в зависимость от собственных решений, которые принимал теперь вместе с узким кругом близких себе лиц – Приказом тайных дел.

Соборным уложением завершился процесс закрепощения крестьян, начавшийся еще в XV веке Судебником Ивана I I I. Теперь крепостное состояние передавалось по наследству, а урочные лета – сроки сыска беглых крестьян, были отменены, то есть сыск стал бессрочным. Эти решения важны не столько потому, что крестьяне превращаются в крепостных, сколько потому, что царь демонстрирует свое отношение к феодалам как к основной социальной опоре своей власти. Однако для населения страны этот шаг стал поводом к еще одному крупному антиправительственному выступлению – крестьянской войне под руководством Степана Разина. Если вспомнить при этом, что в 1662 году в Москве вспыхнуло восстание, известное как Медный бунт (следствие неудачно проведенной денежной реформы), а на протяжении многих лет страну тревожили активные выступления старообрядцев – противников церковных реформ Никона, то становится понятным, почему время правления Алексея Михайловича Тишайшего названо «бунташным веком».

XVII век стал для России во многом новым. В экономике зарождаются капиталистические отношения: формируется всероссийский рынок, появляются первые мануфактуры, во внешней торговле закреплены принципы протекционизма (Новоторговый устав). В культуре явственно видится тенденция к «обмирщению» - искусство приобретает светские черты. Если в политической сфере, в церковных вопросах Алексей Михайлович был стороной активной, то новым тенденциям в экономике и культуре он просто не мешал.

Изолированность Российского государства от Европы перестает быть непременным фактом: продолжая оставаться на периферии «цивилизованного» мира, страной, европейцам непонятной и часто неизвестной, Россия многое от этих европейцев перенимает. При дворе Алексея Михайловича издают первую, пока рукописную газету – «Куранты»; здесь же проходят первые театральные представления; детей царя обучает человек европейски образованный – философ и поэт Симеон Полоцкий, а для юного Петра Алексеевича заказывают в Европе военные доспехи и книжки с картинками.

Когда в XIX веке в гостиных Москвы будут вести интеллигентные споры о России западники и славянофилы, последние идеальным для родины временем будут называть время правления Алексея Михайловича, а сына его – Петра Великого – обвинять в преступном нарушении русских традиций. Эта идеализация не совсем справедлива: мы видим, что многие тенденции развития, реализованные Петром в режиме почти революционном, Алексеем Михайловичем были увидены и поддержаны, но в эволюционном варианте.

М.В.Ломоносов (

История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765 г.г.).

Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Север не знал крепостного права, и крестьяне имели большие возможности проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако это оказалось любопытному юноше мало, его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах, и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушёл с обозом в Москву.

Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Трудно назвать область знаний, в которой не оставил свой значительный след Михаил Васильевич Ломоносов. Он стал гением из народа, крестьянский сын, затем прилежный ученик и наконец – первый русский академик.

В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке. Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.

Вернувшись на родину, он был причислен к Академии наук, а в 1745 году стал профессором химии. Терпя недостаток в средствах, работая в тяжелых условиях, Ломоносов делает ряд великих открытий в области физики и химии. В 1755 году благодаря подвижнической деятельности Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет.

Любимая наука М.В.Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон – корпускулярную теорию; занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния; любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп; наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера; занимался историей древних славян. А сколько он сделал для совершенствования русского языка! Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины («Портрет Петра I», «Полтавская битва»). Ломоносов возглавлял географический департамент АН, руководил работой по созданию географического атласа, восстановил глобус после пожара.

Михаил Васильевич считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя – трудиться для пользы общества и земли русской. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.

Он внес большой вклад в развитие науки и сыграл исключительно важную роль в истории русской национальной литературы. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины, гением земли русской.

Екатерина II. Родилась в 1729 году. Российской императрицей стала с 1762. Будучи немецкой принцессой, Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская в 1745 году стала женой великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Его она свергла с престола в 1762 , опираясь на гвардию и на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др.

Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился независимый характер Екатерины, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.

Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России.

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина II была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.

За все время царствования Екатерины II практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова была пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

Екатерина II отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени она проповедовала веротерпимость. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестанские церкви, мечети, однако по-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался.

Екатерина II была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

Екатерина II вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. В первые годы своего царствования Екатерина II осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной. Она провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья.

В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1767 Екатерина II объявила о созыве Комиссии для сочинения нового Уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии «Наказ», являвшийся, по сути, либеральной программой ее царствования. Призывы Екатерины II не были, однако, поняты депутатами Комиссии, которые вели споры по мелким вопросам. В ходе их дискуссий обнаружились глубокие противоречия между отдельными социальными группами, низкий уровень политической культуры и откровенный консерватизм большинства членов Комиссии. В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны.

После окончания русско-турецкой войны 1768-1774г.г. и подавления восстания под предводительством Е.И. Пугачева начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица уже сама разрабатывала важнейшие законодательные акты. В 1775 был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, сохранившееся вплоть до Октябрьской революции 1917.

В 1785 Екатерина II издала свои важнейшие законодательные акты — жалованные грамоты дворянству и городам. Была подготовлена также третья грамота — государственным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие. Основное значение грамот было связано с реализацией важнейшей из целей екатерининских реформ –с озданием в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий.

В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последние годы жизни Екатерина II продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований. На 1797 была намечена радикальная реформа центрального управления, введение законодательства о порядке наследования престола, создание высшей судебной инстанции, основанной на выборном представительстве от трех сословий. Однако завершить свою программу реформ Екатерина не успела. В целом екатерининские реформы явились прямым продолжением преобразований Петра I.

Вслед за Петром I Екатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию на мировой арене, вести наступательную (и в определенной мере агрессивную) политику. Вступив на престол, она разорвала заключенный Петром III союзный договор с Пруссией. Благодаря ее усилиям был восстановлен на курляндском престоле герцог Э. И. Бирон. В 1763, опираясь на поддержку Пруссии, Россия добилась избрания своего ставленника Станислава Августа Понятовского на польский трон. Это привело к охлаждению отношений с Австрией, которая, опасаясь чрезмерного усиления России, стала подстрекать Турцию к войне с Российской империей. Русско-турецкая война 1768-74 была в целом успешной для России, однако сложная внутриполитическая обстановка побуждала Россию искать мира, для чего необходимо было восстановить отношения с Австрией. В результате был достигнут компромисс, жертвой которого пала Польша: в 1772 Россия, Пруссия и Австрия осуществили первый раздел части ее территории.

С Турцией был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, которым обеспечивалась выгодная для России независимость Крыма. В войне Англии с ее северо-американскими колониями Россия формально заняла нейтральную позицию, и Екатерина II отказала английскому королю помочь Великобритании войсками. В последующие годы происходило укрепление российских позиций в Крыму и на Кавказе, завершившееся в 1782 включением Крыма в состав Российской империи и подписанием в 1783 Георгиевского трактата с царем Ираклием II, обеспечившего присутствие русских войск в Грузии, а впоследствии ее присоединение к России.

Россия значительно укрепила свой международный авторитет, участвуя в качестве посредника между Австрией и Пруссией. В 1787 Екатерина, сопровождаемая двором, иностранными дипломатами, австрийским императором и польским королем совершила путешествие в Крым, ставшее грандиозной демонстрацией русской военной мощи.

Вскоре после этого началась новая война с Турцией, причем Россия действовала в союзе с Австрией. Почти одновременно началась война со Швецией (1788-1790), пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной войне. Однако Россия успешно справилась с обоими противниками. Война с Турцией закончилась в 1791. В 1792 был подписан Ясский мир, закрепивший влияние России в Бессарабии и Закавказье, а также присоединение Крыма. В 1793 и 1795 произошли второй и третий разделы Польши, окончательно покончившие с польской государственностью. К событиям в революционной Франции Екатерина II первоначально отнеслась с определенной долей симпатии, видя в них результат неразумной деспотической политики французских королей. Однако после казни Людовика XVI она увидела в революции опасность для всей Европы.

Пугачев Емельян Иванович (

Пугачев Емельян Иванович - предводитель Крестьянской войны 1773-1775 гг., донской казак, уроженец станицы Зимовейской. В молодости он принял участие в Семилетней и русско-турецкой войне 1768-1774 гг., много бродил по стране, пережил несколько арестов и побегов из-под стражи. В 1773 году он появился на Яике под именем императора Петра III, был восторженно встречен яицкими казаками, недовольными наступлением на казацкие привилегии и поднял восстание, обещая пожаловать своих сторонников «землею и волею». Восставшие берут Яицкий городок, а затем, двигаясь вверх по реке Яик (ныне Урал), и все крепости, за исключением так и не сдавшегося Оренбурга. Придя на север, Пугачев завладевает пушками и военными припасами с уральских заводов. В восстании принимают участие донские и уральские казаки, беглые крестьяне, работные люди уральских заводов, калмыки и башкиры. Затем он спускается по Волге, легко занимая ряд городов, приветствующих «царя»- освободителя. Его армию преследуют правительственные войска и наносят несколько крупных поражений под Татищевой крепостью, под Казанью и Царицыным. С остатками своих приверженцев Пугачев переправился через Волгу, решив вернуться туда, где начиналось восстание, но был выдан властям казаками, привезен в Москву и казнен 10 января 1775 года. Восстание было подавлено.

Емельян Иванович Пугачев показал себя хорошим организатором, стремясь придать своей армии упорядоченную структуру, он создал ставку, коллегии, производил учет имущества, ввел чины и титулы, рассылал «прелестные письма» для увеличения численности своих сторонников и преуспел в этом. В крестьянской войне это было впервые. И, хотя это был бунт кровавый, «бессмысленный и беспощадный», по словам А.С. Пушкина, правительство после расправы с восставшими было вынуждено несколько повысить оплату труда на уральских заводах. Память о Пугачеве и пугачевщине прочно вошла в сознание и народа, и правящих слоев. Ведь не случайно Екатерина II сравнивала Радищева именно с Пугачевым.