logo
лекции для бакалавров зио

Правовое регулирование земельных отношений.

Правовое регулирование возникает при распределении, использовании и охраны земель между органами власти, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами.

Правовое регулирование земельных отношений, как составная часть зе- мельного-процесса основывается на таких элементах правоотношений:

Процесс правового регулирования земельных отношений, классифицируемый на регулятивные и охранительно-предупредительные нормы.

Рациональное использование земельных ресурсов обеспечивается раз- личными способами, включающих следующий комплекс правовых мероприятий:

1. Стимулирование целевого использования соответствующего земельного участка или землепользования собственником, владельцем, пользователем или арендатором, которое включает:

а) установление платности землепользования;

б) применение льгот и преимуществ к собственникам и землепользователям;

в) применение санкций к лицам, нарушающим процесс использования земель.

2. Способ устранения причин и условий, способствующих нерациональному использованию земельных участков, который включает:

а) установление государственной системы предоставления и изъятия земель;

б) установление необходимости согласования отводов земельных участков с соответствующими государственными службами;

в) производство научно обоснованных расчетов, наглядно показывающих последствия использования представленных земель.

3. Способ установления правовой возможности оперативного пресечения нерационального использования земельных участков.

4. Способ установления правовой возможности устранения нарушений правил рационального использования земель.

Таким образом, правовое обеспечение рационального использования земель представляет сложный комплекс правовых мероприятий, системное использование которых позволяет решать поставленные задачи по рациональному использованию земель и совершенствованию земельных отношений.

Существует нормативно-правовая база. Которая подразделяется на следующие группы:

а) регулирующую частную собственность и владения граждан;

б) регулирующую собственность на землю юридических лиц;

в) регулирующую государственные формы собственности на землю;

г) устанавливающую на законных основаниях условия и пределы хозяйственного использования и распоряжения земельными участками.

К первой группе нормативно-правовых актов можно отнести:

1. Указ Президента от 27.12.91 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы».

2. Указ Президента от 02.03.92 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».

3. Закон РФ от 23.12.92 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства садоводства и индивидуального жилищного строительства".

4. Постановление «Об утверждении порядка купли-продажи гражданам РФ земельных участков».

5. Указы Президента за № 480 и № 1767 определили порядок приватизации.

Вторая группа включает следующие нормативно-правовые акты:

1. Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г.

2. Указ Президента РФ от 14.02.92 г. № 631, который установил порядок продажи земельных участков приватизируемым предприятиям.

3. Постановление Правительства РФ от 03.11.94г. № 1204 «О порядке определения нормативной цены земли».