Ранние цивилизации Древней Индии
1. Природа и древнейшее население. Огромный полуостров Индостан - родина многих древних цивилизаций. Две великие реки текут по земле Индии - Ганг и Инд. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии до сих пор считают священными. Климат в Индии очень жаркий, влажный. Значительная часть ее территории была покрыта непроходимыми лесами - джунглями, в которых водилось множество зверей и птиц Здесь жили огромные слоны, страшные тигры и пантеРЫ, ловкие обезьяны, ядовитые змеи Люди особенно боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду - комочки риса, молоко.
Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона.
С помощью буйволов индийцы вспахивали свои поля. Корову, которая давала им молоко, они называли кормилицей, матерью. Ее почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.
В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Они научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.
Из сахарного тростника получали сладкий порошок - сахар. Это был самый древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого.
2. Первые города-государства в Индии. Древнейшие жители Индии были темнокожими, невысокого роста, с черными жесткими волосами. И сегодня на юге Индии живут их потомки дравиды. В Северной Индии были обнаружены печати с неизвестными знаками. Предполагается, что то были письмена на древнейшем дравидийском языке.
Древнейшие жители Индии умели строить города с широкими и прямыми улицами. Из прочного кирпича они возводили дома в два и три этажа. В этих домах был водопровод. На холме в центре города возвышалась крепость. За ее мощными стенами можно было укрыться и от врагов, и от наводнений, которые случались в этой местности.
Археологи раскопали древнейшие индийские города Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени города Хараппы древнейшая цивилизация Индии получила название Хараппской. В древнейших городах Индии были обнаружены остатки дворцов, крупных зернохранилищ. Здесь, вероятно, существовала такая же система власти-собственности, как и в первых государствах Месопотамии. Правитель был верховным собственником земли. Он отдавал ее своим подданным в пользование. Лишившись места в управлении, человек мог лишиться и земельного владения. Из общественных зернохранилищ власти распределяли зерно между жителями города в годы неурожаев и голода. При раскопках были найдены вещи, которые могли служить детскими игрушками.
3. Арии в Индии. В первой половине 2 тысячелетия до н. э. на севере Индии появились 24арии (см. § 4). Языком ариев был санскрит - древнейшая сохранившаяся до наших дней форма некогда единого языка индоевропейцев. От этого единого языка произошли все более поздние индоевропейские языки, в том числе и русский. До сих пор в некоторых русских словах сохранились санскритские корни. Так, в слове "мать" можно угадать санскритское "матер", в слове "лев" - санскритское "леу", в слове "снег" - санскритское "снейг".
Священными книгами ариев были Веды. Веда на санскрите означала "знание". От древнего санскритского слова "веда" происходит русское слово "ведать", то есть "знать". Веды считались хранилищем древнейших и важнейших знаний человечества. Изучение, толкование и произнесение Вед осуществляли жрецы.
Об Индии времен прихода ариев мы можем многое узнать из двух великих поэм - " Махабхарата" и "Рамаяна". В них в религиозно-мифологической форме отражены жизнь, верования и знания древних индийцев. В поэме "Махабхарата рассказывается о войне между двумя царскими родами, в которую вмешиваются боги.
4. Поэма о царе Раме. Герой "Рамаяны" - царь Рама. Он посватался к красавице Сите. В соревновании женихов ему удалось натянуть лук бога Шивы. Рама был столь силен, что лук даже сломался. Сита стала супругой Рамы. Однако злое чудовище Равана похитил Ситу. Равана унес красавицу на далекий южный остров Ланку. Он хотел заставить ее выйти за него замуж, но Сита сопротивлялась чудовищу.
Рама искал Ситу по всей Индии. Ему помогал мудрый царь обезьян Хануман. Хануман проник в покои Раваны и успокоил Ситу. Слуги Раваны подожгли хвост Хануману, но и это Хануман смог обратить против врагов Рамы. Он поджег дворец и город Раваны.
Рама и Хануман во главе войска обезьян явились в царство Раваны и вступили в битву со злым чудовищем. Битва была долгой и жестокой. Благородный Рама победил Равану и воссоединился с Ситой. Все его друзья ликовали. В честь победы Рамы над злым Раваной в Индии и в наши дни устраивают праздник, сопровождая его театрализованными представлениями о герое Раме, его жене Сите и верном Ханумане.
5. Индуизм - религия древних индийцев. Жители Древней Индии поклонялись многим богам. Древняя религия - индуизм - сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня является приверженцами индуизма.
Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма - создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога-пастушка Кришну.
Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни. Так, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или в другое насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной.
По представлениям древних индийцев, все в мире, в том числе и человек, подчиняется карме. Карма означает "дело", "действие", которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы - закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души.
В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека - йога.
Многое о культуре Древней Индии могли бы рассказать древние книги. Они делались из пальмовых листьев. Пластины из листьев через специальные отверстия скрепляли веревочкой. На пальмовых листьях писали чернилами из сажи, разведенной в подслащенной воде. В Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Однако сами арабы заимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля - знака для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись. Искусству мудро править людьми должна была учить игра, придуманная древними индийцами и предназначенная для царей и военачальников. Эта игра называлась "чатуранга", а по-русски - "шахматы".
1. Варны и касты. Индуизм определял устройство индийского общества, его деление на особые разряды - варны. Варна на санскрите означала "цвет". Потом этим словом стали называть те группы, на которые было разделено общество в Древней Индии.
Возникновение варн индийцы связывали со своими представлениями о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячеглазым и повелели ему быть "родителем всех родителей". От Пуруши произошли все люди. Из его рта вышли брахманы - жрецы. Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служили богам. Существовала поговорка: "Все в мире повинуется богам, а боги повинуются брахманам". Убить брахмана означало совершить самое ужасное преступление.
Из рук Пуруши произошли кшатрии - воины, те, кто обладал властью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и члены их семей.
Из бедер Пуруши родились вайшьи - земледельцы, а также те, кто делал другую уважаемую в обществе работу.
Из ступеней Пуруши произошли шудры - слуги. Они обслуживали представителей более высоких варн. Представители первых трех варн назывались "дважды рожденными", ибо, проходя посвящение, они как бы обретали второе рождение.
Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный ШНУР - "упавита" ребенок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.
Представители каждой варны имели право ; носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.
Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.
Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.
Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды - касты. Так, например, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были парии.
2. Возникновение буддизма. Из варны кшатриев происходил один из величайших религиозных учителей человечества Будда. Он родился в 6 веке до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама - так Будду назвали при рождении - вел приятную жизнь. Он жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами. Но однажды Гаутама покинул дворец и был поражен тем, как тяжело, в печали и страданиях, живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны.
Принц покинул дворец и стал скитальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины:
все в мире страдают;
причина страдания - привязанности и желания человека, его стремление к приятному;
может быть достигнуто состояние, свободное от страданий, - нирвана;
существуют пути достижения нирваны - мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.
Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает "просветленный". Будда не одобрял разделение людей на варны.
У Будды появились последователи. Они создали общину буддистов. Будда проповедовал равенство всех людей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек, следуя по правильному пути, может достичь просветленного состояния.
Учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века ему стали следовать во многих других странах. Сегодня буддизм является одной из трех мировых религий.
3. Государство Маурьев. В последней трети 4 века до н. э. разрозненные индийские княжества объединились в единое государство Маурьев. Во главе его встал царь Чандрагупта из династии Маурьев.
Чудесная история произошла с внуком Чандрагупты царем Ашокой. Его государство занимало огромную территорию. В молодости царь вел постоянные войны, его считали жестоким воином и суровым правителем. Но вот Ашока узнал об учении Будды. Душа и сердце царя смягчились. Его стали мучить воспоминания о собственной жестокости. В раскаянии он приказал начертать надпись: "И сколько бы людей... ни было бы убито, или умерло, или уведено из дома, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угодного богам". "Угодный богам" - так стали называть Ашоку.
На смену жестокости в его действиях пришли прощение и милосердие. Учение Будды смягчило сердце сурового правителя.
- 1. Современные представления об антропогинезе
- 2. Неолитическая революция и ее значение
- 3. Возникновение письменности и ее распространение. Типы письма. Значение письменности в истории человечества.
- 4. Древнейшие «очаговые цивилизации».
- Ассирийская империя
- Нововавилонское царство
- Древняя Персия - "страна стран"
- Ранние цивилизации Древней Индии
- Первые китайские государства
- Древняя Америка
- Первые государства на Крите. Держава Миноса
- 5. Религия и культура древних цивилизаций.
- Верования древних египтян
- Древняя мудрость и изобретения китайцев
- 6. «Осевое время». Мир в IV-V вв. До н.Э.
- 7. Царская власть и ее специфика в цивилизациях древности.
- 8. Реформы и реформаторы древнего мира.
- 9. Мир в первые века новой эры: смыкание империй.
- 10. Роль болезней и эпидемий в истории Старого и Нового Света.
- 11. Кочевники и их роль в истории Старого Света
- 12. Понятие «средние века» и специфика этого периода.
- 13. Империи, варвары и «варварские королевства» в начале I тысячелетия новой эры.
- 14. Цивилизации Старого Света в начале II тысячелетия новой эры. («Тысячный год»).
- 15. Крестовые походы и крестоносная идея в истории человечества.
- 16. Образование и знания о природе и обществе в Старом Свете эпохи средневековья
- 17. XIII век: “Pax mongolica” и расцвет средневекового Запада
- 18. «Научная революция» и прогресс образования в эпоху Нового времени
- 19. Морские коммуникации и их значение в истории человечества: торговля, война, культура.
- 20. Доколумбова Америка. Завоевание американского континента европейцами.
- 21. Великие географические открытия и складывание мировой экономической системы.
- 22. Раннее Новое время: основные черты эпохи
- 23. Реформация в Европе и ее значение в истории человечества
- 24. Революции XVII-XVIII вв. И их значение
- 25. XVII век в мировой истории Россия (освежить память, так сказать)
- 1653—1658 — Протекторат Оливера Кромвеля в Англии.
- 1648—1654 — Национально-освободительное движение под руководством Богдана Хмельницкого на Украине.
- 27. Европа в первой половине XIX века. «Период романтизма»: политика, экономика и социум