15. Крестовые походы и крестоносная идея в истории человечества.
КП — массовое общеевропейское движение, вылившееся в череду войн на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье под лозунгом освобождения святой земли от иноверцев. Охватывает период с 1091 по 1291 гг. Силы: феодалы, крестьяне, купечество. Военные мероприятия сменялись колонизаторством и торговлей. С первым КП заканчивается Раннее и начинается Классическое Средневековье, т .е. это говорит о том, что европейская цивилизация стала способной для экспансии. Окончательно сложился феодализм. Военная конница — основное действующее лицо не только военное, но и социальное. Система феодального землевладения: к концу XI века вся земля (пригодная для с\х) была уже поделена. Расширение сословия рыцарей, усугубление системы введением майората. → рост безземельных рыцарей → выходы: идти в духовенство или разбой посредством наемничества. Инициировала КП церковь, к-рая была на пике подъема. Попод КП: захват турками-сельджуками Византии, захват Малой Азии. Из-за тяжелого положения император Алексей Комнин обратился к Папе. Турки также захватили Иерусалим, где нетерпимо относились к Христианским ценностям.
Урбан II в 1095 на соборе в Клермоне призвал взяться за оружие и освободить Гроб Господень: первый поход (1096-1099): поход бедноты, к-рый был разгромлен и поход феодалов. (Из Северной и Центральной Франции и Южной Италии). Добрались до Константинополя. Междуусобицы сельджуков облегчили задачу крестоносцам, 1098 — отбили Эдессу, создание графства Эдесского во главе с болдуином. 1099 — штурм Иерусалима, резня неверных. Появилось княжество Антиохийское. То есть сложились государства крестоносцев на Востоке. Главой анклава был король Иерусалимский. Эти государства — эталонный пример феодального общества. Эти государства просуществовали до 1291 г. Социальная напряженность между мусульманами и христианами. Черты: превалирование церковного землевладения и роли.
Поиск путей организации войск привел к созданию орденов (тамплиеров, госпитальеров, тевтонцев), в этом присутствовала идея совмещения монашества и рыцарства, в них не было тотальной анархии.
После захвата Эдессы мусульманами был предпринят II КП (1147-1149) — возглавили Людовик VII и Конрад III, обостряются противоречия с Византией, противоречия в самих «крестоносных» государствах.
III КП (1189-1192) — ответ на захват Иерусалима Саладином. Во главе — Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август и Ричард I Львиное Сердце. Союз: Фридрих и иконийский султан против союза Саладина с Византией, все карты сешались. Фридрих утонул → Германия вышла из игры, Филипп же заключил против Ричарда с новым германским императором союз. Единственный успех — взятие Акры. Поход не достиг целей, но подтверждалось право купцов и паломников посещать Иерусалим.
IV КП (1202-1204) — Иннокентий III мечтал о захвате Египта. Но нехватка денег поставила крестоносцев в зависимость от Венецианцев, в качестве откупа крестоносцев попросили взять Задар, помощь попросил сын свергнутого императора Византии, Алексей, пообещав при этом денег и подчинения католицизму. Крестоносцы отвоевали Константинополь, но т. к. Алексей не дал денег, они разграбили город. Возникло новое государство -Латинская империя. Нанесение Византии непоправимого удара, облегчившего проникновение мусульман в Европу.
V КП (1217-1221) — попытки взятия Египта не увенчались успехом из-за неорганизованности войск.
VI КП (1228-1229)Фридрих II, германский император, выторговал Иерусалим, но позже он был захвачен мусульманами.
VII КП (1248-1254) — из-за 6 КП, движение становится исключительно инициативой Франции (Людовик IX Святой).
Последний, VIII КП был разбит эпидемией в Тунисе.
Идеи возникали еще и в 14,15,16 вв. Европа изменилась благодаря тесному общению с Востоком. Знакомство с роскошью Византии и Востока привело к росту потребностей феодалов. Повышение роли денег, рост значимости купечества, последние осознали ценность торговой, а не военной экспансии. Походы показали зависимость армии от купцов, которые были склонны к миру.
Переориентация на новые цели: Прибалтика, Финляндия, Реконкиста, альбигойские войны. В итоге к кон. XIII века гос-ва крестоносцев утратили свои территории. Главная цель (освобождение Гроба Господня) не была достигнута, но КП активизировали все стороны европейской жизни. Классическое Средневековье с КП началось и закончилось.
Крестоносная идея все же была жива: она проявилась, например, в морских лигах (или союзах) – объединениях латинских государств, находившихся в непосредственной опасности со стороны османов, под началом папского престола для создания флота для самообороны. Союзы стали главной формой крестоносного движения на Востоке в период с 1334 года (когда первый из них разбил турок в заливе Эдремит) по 1370 год, когда турецкое наступление на Балканах столкнулось с сопротивлением европейцев. Эти союзы, обычно финансировавшиеся церковными налогами и средствами от продажи индульгенций и предводительствовавшиеся папскими легатами, чьей главной задачей было удержание союзников от междоусобиц, прекрасно подходили как к новым стратегическим задачам на Востоке, гак и к ситуации постоянных военных действий и экономических изменений на Западе.
Также примером наличия крестоносной идеи может быть Реконкиста, осуществлявшаяся при освоении Американского континента.
Широкое раскрытие вопроса:
КРЕСТО́ВЫЕ ПОХО́ДЫ, военные экспедиции европейских католических ополчений на восток в 1096–1291 гг., провозгласившие своей целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман. Стремление отвоевать Святую землю у мусульман появилось в западном христианстве в начале 11 в. в результате религиозного брожения, вызванного захватом Церкви гроба господня фатимидским халифом ал-Хакимом (1012). По мнению некоторых историков, этому брожению следует приписать и усилившиеся с 11 в. гонения на евреев — «богоубийц». Поводом к походам послужили захват сельджуками в последней трети 11 в. многих византийских владений в Малой Азии, а также сообщения из отвоеванного ими в 1071 г. у Фатимидов Иерусалима о притеснении христианских паломников мусульманами и о «злодеяниях евреев» против христиан.
Призывы папы Урбана II и монаха Петра Амьенского на церковном соборе в Клермоне (27 ноября 1095 г.) к походу на мусульман не звали к насилию над евреями, но традиционный взгляд христиан на евреев как на виновников распятия Иисуса, а также социально-экономические причины, (еврейское ростовщичество; см. Ссуда денежная) в самом начале 1-го крестового похода (1096–99) сделали евреев объектом нападений крестоносцев. Их первые отряды, собравшиеся в Руане (Франция, 1096), почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых лишь немногих, согласившихся принять крещение. Напуганные этим, а также клятвой одного из главных руководителей похода, герцога Готфрида Бульонского, отомстить евреям за кровь Иисуса, общины Франции предупредили об опасности евреев прирейнских общин Германии. Император Генрих IV, которого глава еврейской общины Майнца, Калонимос бен Мешуллам ха-Парнас, уведомил об угрозах Готфрида Бульонского, приказал всем герцогам и епископам защищать евреев от крестоносцев. Готфрид Бульонский под давлением императора был вынужден отказаться от клятвы и, прибыв в Германию, даже обещал защиту общинам Кельна и Майнца, «подарившим» ему 500 серебряных марок. Петр Амьенский, войдя со своим отрядом в Трир (апрель 1096 г.), не вел антиеврейской агитации и ограничился взиманием с еврейской общины продовольствия для крестоносцев.
Однако когда волны крестоносцев, в основном крестьяне и городская чернь, хлынули в Рейнскую область из Франции, Лотарингии и Германии, гражданским и церковным властям не удалось удержать их от бесчинств. Аристократия, руководившая походом, большей частью не участвовала в насилии над евреями, но стремилась избегать столкновений между его участниками из-за евреев. Наименее дисциплинированное и более склонное к насилию простонародье подвергло в мае-июле 1096 г. общины Прирейнской области жесточайшему разгрому. Особенной жестокостью отличались отряды, во главе которых стояли граф Эмихо фон Лейнинген в Германии и рыцарь Фолькмар во Франции. В Меце было убито 23 еврея, остальные приняли крещение. В Шпейере крестоносцы при поддержке части местных христиан убивали каждого еврея, отказавшегося принять крещение; большая часть евреев укрылась в синагоге. Епископ, взявший евреев под защиту, выслал против погромщиков своих воинов, а горожанам, участвовавшим в беспорядках, велел отрубить руки. Спасая евреев от дальнейших бесчинств, епископ укрыл их в своем замке. Евреи Вормса частью укрылись в замке епископа, частью остались в своих домах, отдав ценности на хранение соседям-христианам. Войдя в город, крестоносцы распустили слух об убийстве евреями христианина и спровоцировали погром. Лишь немногие евреи предпочли жизнь измене своей вере, большинство погибло от рук крестоносцев или покончило жизнь самоубийством (в том числе укрывшиеся в замке епископа). Матери убивали своих детей, чтобы избежать их крещения насильственного. Некая Минна одной из первых в период крестовых походов приняла мученическую смерть (см. Киддуш ха-Шем), отказавшись во славу Господа принять крещение. Евреи Майнца во главе с Калонимосом бен Мешулламом пытались дать отпор полкам крестоносцев, но, преданные воинами епископа, были частью перебиты, частью покончили с собой. Сам епископ был вынужден бежать из Майнца. В Кельне местные христиане спрятали евреев в своих домах, и крестоносцы довольствовались разгромом еврейского квартала и синагоги. Епископ тайно вывел евреев из города и спрятал их в принадлежавших ему окрестных деревнях, где через три недели евреи были обнаружены и частью перебиты, частью насильственно крещены. Многие с возгласом «Шма Исраэль!» (см. Шма), как предписано Галахой идущему на смерть, бросались в Рейн и тонули. В Трире многие евреи топились в Мозеле, женщины бросались в реку с грудными детьми на руках. Оставшихся в живых евреев епископ Экберт укрыл к своем дворце, где, выдержав недельную осаду и тщетно попытавшись проповедью удержать крестоносцев от насилия, он предложил евреям креститься. Некоторые приняли совет епископа, большинство же покончили жизнь самоубийством или пали жертвой крестоносцев.
Продвигаясь на восток, летом 1096 г. крестоносцы разгромили еврейские общины между Рейном и Дунаем. В Регенсбурге всех евреев загнали в реку и объявили, что они прошли обряд крещения. Вторгшись в Чехию, крестоносцы разгромили местные еврейские общины, помочь которым чешские власти, занятые войной с Польшей, не могли. Епископу Праги Козьме также не удалось предупредить погромы. Лишь в одном из городов Чехии (имя которого летописец не называет) евреи, получив военную помощь со стороны местных властей, отбили нападение крестоносцев и заставили их отступить. Конец бесчинствам в придунайских землях положили венгры. Большая часть крестоносцев была уничтожена в боях венгерскими войсками, возглавляемыми королем Каломаном. Многие евреи Франции, Лотарингии и прирейнских земель бежали через Венгрию в Византию, поселившись главным образом в Салониках и Константинополе (см. Стамбул).
Альберт из Аахена, один из христианских летописцев крестовых походов, видел в гибели крестоносцев, избивавших евреев, заслуженную кару Божью. После 1-го крестового похода многие немецкие священники, потрясенные насилием крестоносцев, переходили в иудаизм из солидарности с евреями. Император Генрих IV, возмущенный опустошениями, произведенными крестоносцами, собрал в Майнце своих вассалов и вместе с ними принял торжественную присягу соблюдать «земский мир» (Landfrieden), одним из условий которого была защита жизни евреев (1103). Еще ранее (1097) он позволил всем насильственно крещенным евреям вернуться в иудаизм, хотя антипапа Климент III противился этому. Всего в 1096 г. в Германии и Чехии погибло около 5 тыс. евреев. Однако еврейские общины Рейнской области быстро возродились и восстановили свою роль в экономической жизни Германии.
Войдя в Палестину с севера, крестоносцы 7 июня 1099 г. осадили Иерусалим и 15 июля захватили его. Большинство боеспособного еврейского населения Иерусалима вместе с мусульманами пыталось противостоять отрядам Готфрида Бульонского, и после падения города укрывшиеся в синагогах евреи были сожжены. Остальные были вырезаны или проданы в рабство. Крупные еврейские общины городов Рамла и Яффа были также разгромлены. Незатронутыми остались еврейские поселения в Галилее. На захваченных территориях крестоносцы образовали Иерусалимское королевство, простиравшееся примерно от района современного Джубейля в Ливане до Эйлата (территориально окончательно сложилось в начале 12 в.).
Поводом ко 2-му крестовому походу (1147–49) явился захват в 1144 г. сельджуками Эдессы (ныне Урфа, Турция), которая с 1098 г. была центром Эдесского графства крестоносцев. Призывавшая к походу булла папы Евгения III освобождала участников похода от уплаты кредиторам (большей частью евреям) процентов с долгов, а правители различных стран вовсе освободили крестоносцев от уплаты долгов евреям. Более строгий на сей раз контроль светских и церковных властей над массами крестоносцев в значительной мере ограничил насилия над евреями. Во Франции решительные действия короля Людовика VII (возглавлявшего поход вместе с германским королем Конрадом III) и проповеди церковного авторитета Бернара Клервоского оградили от бесчинств крестоносцев большинство еврейских общин страны. Исключение составили общины Рамерю (в Шампани) и Карентана, в котором евреи, укрепившись в одном из дворов, дали неравный бой толпам погромщиков и все погибли. В Германии Конраду III, покровительствовавшему евреям, не удалось воспрепятствовать погромной агитации цистерцианского монаха Рудольфа (в некоторых источниках Радульф или Раульф), ходившего по стране с проповедью, что поход надо начать с крещения или истребления евреев. Евреи, платя феодальным властителям и епископам огромные суммы денег, получали возможность некоторое время укрываться в их замках. Конрад III предоставил евреям убежище в своих наследственных землях (Нюрнберг и др.), епископ Кельна отдал в их распоряжение крепость Волькенбург, в которой евреи защищались от крестоносцев с оружием в руках. Не в силах добраться до евреев, укрывшихся в замках, шайки крестоносцев убивали или заставляли креститься каждого еврея, вышедшего из убежища. Банды крестоносцев бесчинствовали на дорогах. Несколько евреев были убиты в окрестностях Кельна и Шпейера. Экономическая жизнь страны была расстроена. По просьбе епископа Майнца Бернар Клервоский обнародовал послание с решительным осуждением погромной агитации Рудольфа, а в ноябре 1146 г. совершил поездку по прирейнским городам, проповедуя крестовые походы, но осуждая насилия над евреями. Единственный в период 2-го крестового похода крупный погром в Германии произошел в Вюрцбурге, где крестоносцы распустили слух, будто евреи убили христианина и изуродовали его труп. В погроме погибло более 20 человек, остальные члены общины успели укрыться в замке епископа. После того, как в августе 1147 г. крестоносцы ушли на восток, евреи вернулись в города; насильственно крещенные возвратились к иудаизму.
На территории Палестины 2-й крестовый поход закончился завоеванием Ашкелона. Однако Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга (посетившие Иерусалимское королевство в 1160 и 1180 гг. соответственно) нашли благоустроенные еврейские общины в Ашкелоне, Рамле, Кесарии, Тверии и Акко. В записках Иехуды Алхаризи говорится о процветающей общине в Иерусалиме, который он посетил в 1216 г.; видимо, не пострадавшие общины самаритян существовали в этот период в Шхеме, Ашкелоне и Кесарии.
Во время 3-го крестового похода (1189–92), вызванного завоеванием Иерусалима в 1187 г. Саладином, император Фридрих I Барбаросса, возглавивший его, решительными мерами приостановил всяческие попытки насилия над евреями в Германии: евреи были укрыты в замках, убийство еврея наказывалось смертной казнью, ранение — отсечением руки. Епископы грозили погромщикам отлучением от церкви и запрещением участвовать в крестовых походах. За свое спасение евреи и на сей раз платили властям большие денежные суммы. Во Франции попытки короля Филиппа II Августа не допустить насилия над евреями не увенчались успехом: в ряде городов центральной Франции крестоносцы организовали избиение еврейского населения. Наибольшие бедствия обрушились на евреев Англии, не пострадавших во время 1-го и 2-го крестового похода и даже предоставивших в 1096 г. убежище французским евреям, бежавшим от бесчинств крестоносцев. 3 сентября 1189 г. крестоносцы, собравшиеся в Лондон на церемонию коронации короля Ричарда I Львиное Сердце, устроили погром в столице. Попытка короля остановить бесчинства не удалась: сановников, высланных им для увещевания погромщиков, прогнала толпа, и лишь трое из задержанных властями участников погрома были приговорены судом к наказанию, но не за насилия над евреями, а за поджог и грабеж домов христиан, соседствовавших с домами евреев. Из Лондона погромы быстро перекинулись на другие города страны. Вместе с чернью в погромах активно участвовали знать и рыцарство, задолжавшие евреям большие суммы денег и желавшие избавиться от уплаты долгов. Были уничтожены еврейские общины Линна, Норвича, Стамфорда. В Линкольне и некоторых других городах евреи спаслись, получив убежище в королевских замках. После ухода короля в поход (начало 1190 г.) погромы повторились с большей силой. Самый большой погром произошел в Йорке. Сильно пострадала еврейская община Бери-Сент-Эдменса, где было убито 57 евреев.
В 1196 г., незадолго до подготовки 4-го крестового похода (1201–1204), обошедшегося, по-видимому, без еврейских жертв, в Вене крестоносцы убили 16 евреев, за что двое из зачинщиков погрома были казнены герцогом Фридрихом I. Без пагубных последствий для евреев Европы прошли и 5–8-й крестовые походы (1217–21; 1228–29; 1249–54; 1270), а также так называемый крестовый поход детей, в 1212 г. отправившихся из Германии и Франции в Прованс и Италию, стоивший жизни нескольким десяткам тысяч детей (частью погибших во время бури на Средиземном море, частью проданных в рабство). Иерусалим, в результате 6-го крестового похода присоединенный к территории Эрец-Исраэль, еще остававшейся под властью крестоносцев (1229), был в 1244 г. окончательно утерян ими.
Новые бедствия обрушились на евреев Франции в период двух так называемых крестовых походов пастухов, участниками которых были преимущественно отбросы общества. В 1251 г. «пастухи», направляясь на Восток с целью вновь завоевать Иерусалим и освободить Людовика IX Святого, находившегося с 1250 г. в плену у египтян, разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже. Еще большему разгрому подвергли они общины Гаскони и Прованса во время 2-го своего похода (1320). Сорокатысячное ополчение — в основном подростки в возрасте 16-ти лет — пересекло Францию с севера на юг, уничтожив около 130 еврейских общин. Папа Иоанн XXII, пытаясь остановить бесчинства, отлучил от церкви всех участников похода; король Филипп V, опасаясь убытков для своей казны, приказал местным властям защищать евреев от «пастухов», но они повсюду встречали поддержку черни и среднего слоя горожан, в том числе и королевских чиновников. В Альби (юг Франции) городские власти пытались остановить толпу у ворот города, но когда «пастухи», крича, что они пришли убивать евреев, ворвались в город, население встретило их с воодушевлением и приняло участие в избиении. В Тулузе монахи освободили вожаков «пастухов», арестованных губернатором, и объявили их спасение делом божественного вмешательства — наградой Всевышнего за богоугодное истребление евреев. Во время последовавшей за этим резни спаслись от смерти лишь принявшие крещение. Около 500 евреев, осажденных в замке Верден-сюр-Гаронн, покончили жизнь самоубийством. В папском владении — графстве Венессен — большая часть еврейской общины приняла крещение. Попытки этих новых христиан вернуться в иудаизм были пресечены инквизицией. Из Франции банды «пастухов» вторглись в Испанию, где возмущенный их бесчинствами король Арагона Хайме II разгромил и рассеял их банды.
Крестовые походы коренным образом изменили положение евреев в христианской Европе. Спор между иудаизмом и христианством утратил свой богословский характер. Сопутствовавшие крестовым походам резня и насилие, жестокостью превосходившие все несчастья, со времени возникновения христианства когда-либо обрушивавшиеся на евреев, выявили всю силу ненависти к евреям и их вере, все бессилие евреев, постоянно находившихся под угрозой, всю тщетность не всегда бескорыстных усилий пап и королей защитить их. В 12 в. была впервые высказана мысль о еврейском заговоре против христиан, и широкое распространение получил кровавый навет. Усилившийся религиозный фанатизм, усматривавший в евреях непримиримых врагов христианской веры, нашел выражение в усилении дискриминации и унижении евреев, достигших кульминации в законодательстве IV Латеранского (Вселенского) собора (1215).
Крестовые походы нанесли тяжелый удар по экономическому положению евреев, с 13 в. утративших роль главного посредника в торговле Европы с Востоком, так как передвижение еврейских купцов по христианской Европе, на дорогах которой хозяйничали шайки крестоносцев, стало практически невозможным. Лишенные источников существования евреи были вынуждены в больших, чем до крестовых походов, масштабах обратиться к ростовщичеству. Ненавидимые христианской средой, замкнувшиеся в своих общинах евреи средневековой Европы нашли источники религиозного утешения и национальной гордости в памяти о сотнях общин, истребленных крестоносцами, и о многих тысячах жертв, загубленных или принявших мученическую смерть. В литургию Ава девятого был внесен ряд кинот (см. Кина), оплакивающих их судьбу, а в субботнюю — поминальная молитва Ав ха-рахамим («Отец милосердия»; см. Хазкарат нешамот); многие пиютим (см. Пиют) на ту же тему вошли в состав слихот, читаемых в месяц элул и в Иом-Киппур. Возможно, что именно ко времени крестовых походов относится возникший в Майнце обычай публично поминать подвиги мучеников в годовщину их смерти с занесением их имен и дат жизни в меморбух, хранящийся в синагоге. В еврейской историографии события крестовых походов отражены в хрониках Эли‘эзера бен Натана из Майнца (около 1090 г. – около 1170 г.), Эфраима бен Я‘акова из Бонна (родился в 1132 г. – умер не ранее 1196 г.), Эл‘азара бен Иехуды из Вормса, Шломо бен Шим‘она (или Шимшона) и многих других, в том числе анонимных авторов, своими описаниями трагической участи евреев в годы крестовых походов и их преданности идее Киддуш ха-Шем обогативших историографию еврейской мартирологии.
- 1. Современные представления об антропогинезе
- 2. Неолитическая революция и ее значение
- 3. Возникновение письменности и ее распространение. Типы письма. Значение письменности в истории человечества.
- 4. Древнейшие «очаговые цивилизации».
- Ассирийская империя
- Нововавилонское царство
- Древняя Персия - "страна стран"
- Ранние цивилизации Древней Индии
- Первые китайские государства
- Древняя Америка
- Первые государства на Крите. Держава Миноса
- 5. Религия и культура древних цивилизаций.
- Верования древних египтян
- Древняя мудрость и изобретения китайцев
- 6. «Осевое время». Мир в IV-V вв. До н.Э.
- 7. Царская власть и ее специфика в цивилизациях древности.
- 8. Реформы и реформаторы древнего мира.
- 9. Мир в первые века новой эры: смыкание империй.
- 10. Роль болезней и эпидемий в истории Старого и Нового Света.
- 11. Кочевники и их роль в истории Старого Света
- 12. Понятие «средние века» и специфика этого периода.
- 13. Империи, варвары и «варварские королевства» в начале I тысячелетия новой эры.
- 14. Цивилизации Старого Света в начале II тысячелетия новой эры. («Тысячный год»).
- 15. Крестовые походы и крестоносная идея в истории человечества.
- 16. Образование и знания о природе и обществе в Старом Свете эпохи средневековья
- 17. XIII век: “Pax mongolica” и расцвет средневекового Запада
- 18. «Научная революция» и прогресс образования в эпоху Нового времени
- 19. Морские коммуникации и их значение в истории человечества: торговля, война, культура.
- 20. Доколумбова Америка. Завоевание американского континента европейцами.
- 21. Великие географические открытия и складывание мировой экономической системы.
- 22. Раннее Новое время: основные черты эпохи
- 23. Реформация в Европе и ее значение в истории человечества
- 24. Революции XVII-XVIII вв. И их значение
- 25. XVII век в мировой истории Россия (освежить память, так сказать)
- 1653—1658 — Протекторат Оливера Кромвеля в Англии.
- 1648—1654 — Национально-освободительное движение под руководством Богдана Хмельницкого на Украине.
- 27. Европа в первой половине XIX века. «Период романтизма»: политика, экономика и социум