7. Древневосточные государства-деспотии в Месопотамии
Месопотамией (Двуречьем, Междуречьем) древние греки называли земли, лежащие между Тигром и Евфратом.
Первые цивилизационные центры появляются в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата.
Причины:
(суб)тропический климат. Сред t = 20оС
Плодородная почва в дельтах – развитие земледелия (выращивание зерновых). Для строительства ирригационных систем необходима совместная работа большого числа людей и четкая организация.
Реки связывают разные районы – торговля внутри страны и с соседями
Шумерские города, среди которых наиболее известны Ур, Урук, Лагаш, Киш, строились вокруг храмовых комплексов в виде высокой ступенчатой башни зиккурата. Их правители соединяли функции верховного жреца (царь – бог в человеческом образе, живое воплощение бога) и носителя высшей государственной власти (стояли во главе армии, были высшей инстанцией в суде). Фигура и власть правителя в глазах подданных имела сакральный характер.
В конце XXIV в. до н.э. всю Нижнюю Месопотамию впервые удалось объединить в централизованную империю c неограниченной властью царя – деспотию. Эта империя была создана династией Аккада (XXIV-XXII вв. до н.э.)
Саргон. На службе у царя Киша находился мелкий придворный, по происхождению аккадец-простолюдин. После разгрома Киша войсками Лугальзагеси он возглавил часть кишцев и укрылся в лежащем в области Киша небольшом городе Аккаде. Здесь он объявил себя царем под именем Шаррумкен (по-аккадски «истинный царь», 2316-2261 гг. до н.э.)
Империя Саргона (так называемая Аккадская держава простерлась от озера Туз и гор Тавра в Малой Азии до Белуджистана. По размеру эту державу еще полторы тысячи лет никто не мог превзойти (до создания империи Ахеменидов). Держава Саргона была централизованной деспотией. Номы были лишены каких бы то ни было традиционных автономий и превратились в обычные провинции, старый аппарат власти сохранился, но их правители превратились фактически в чиновников, целиком ответственных перед царем. Советы старейшин и народные собрания перестали существовать как органы власти. Государственная эксплуатация: количество государственных работников, которым предоставлялись наделы, было снижено, a тех, кто работал за паек, - увеличено.
Империя была восстановлена так называемой III династией Ура (кон. XXII-XXI в. до н.э.) под названием Царство Шумера и Аккада. Ур-Намму (2106-2094 гг. до н.э.) и его сын Шульги (2093-2046 гг. до н.э.) создали общественно-экономический уклад, не имевший аналогов во всей истории Месопотамии. Почти вся земля перешла к государству и образовались огромные централизованные хозяйства . Большая часть населения была обращена в подневольников рабского типа («гурушей», досл. «молодцев» и «нгеме», досл. «рабынь»), прикрепленных к этим хозяйствам и работавших там за пайки бригадами. Правители Ура обожествляли себя и опирались на огромный бюрократический аппарат, необходимый для управления небывалым государственным хозяйством.
Держава Ура пала около 2003 г. До н.э. под натиском новых кочевников – амореев. Политику III династии Ура пыталась продолжить I династия Иссина (2017-1794гг. до н.э.), одгако большая часть страны вскоре вышла из-под ее контроля, и Месопотамия распалась на множество царств. Времена правления династий Аккада и Ура объединяют в период первых централизованных деспотий в Двуречье (ок. 2316-2003 гг. до н.э.)
В 1-й половине XVIII в. до н.э. неожиданно произошла новая территориальная интеграция Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). суть новых порядков заключалась в том, что государство прочно контролировало всю хозяйственную жизнь в стране и не позволяло «сильным притеснять слабых». Объединение Месопотамии, которого он добился, оказалось, необычайно прочным: Нижняя Месопотамия уже больше никогда не распадалась на отдельные номовые государства (вся Нижняя Месопотамия получила название Вавилония). Хаммурапи был ответственным и справедливым правителем, стремившимся защитить людей от насилия и разорения (об этом говорится в введении к Законам Хаммурапи).
Затем власть над Вавилонией перешла к династии из пришлого народа горцев-касситов (ок.1595-1150 гг.до н.э.). Касситскую династию низвергло нашествие других горцев – эламитов, жителей Юго-Западного Ирана.
Характеристика деспотии (по семинарам Ляпустина)
1)неограниченная власть
2)личность правителя обожествлена
Деспотия-гарантия стабильности:
1.регулирует земледелие в речных долинах
Возникает на Востоке в речных долинах (Янцзы, Ганг, Хуанхэ) для организации хозяйства : сильная центральна власть организует общественные работы=>гибель деспотии грозит развалу c/х, началом голода
2.защита от внешних набегов+сами осуществляют нападения
Сельская община – социальная основа деспотии: ограниченный кругозор общинников (кругозор как бы не выходит за пределы общины), обожествление монарха
- Всемирная история
- 1. История как наука и ее место в системе гуманитарного знания
- 2. Сущность и особенности цивилизационного подхода к истории
- 3. Периодизация истории.
- 4. Основные этапы антропогенеза
- 5.Возникновение религии и искусства в первобытном обществе
- 6. Неолитическая революция. Возникновение цивилизации
- 7. Древневосточные государства-деспотии в Месопотамии
- 8. Культура Древней Месопотамии
- 9. Древний Египет: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.
- 10. Религия и культура древнего Египта
- 12. Древнегреческий полис. Афины и Спарта.
- 13. Достижения Древнегреческой культуры.
- 14. Мифология Древней Греции.
- 15. Завоевания Александра Македонского и их исторические последствия.
- Культура эллинизма.
- 16. Культура эллинизма.
- 17. Древний Рим: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.
- 18. Римская Республика.
- 19. Римская империя: этапы истории.
- 20. Значение античного культурного наследия для последующих эпох.
- 21. Значение античного политического наследия для последующих эпох.
- 22. Византийская цивилизация: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.
- 23. Средневековая цивилизация Запада: основные этапы развития.
- 24. Вассально-ленная система на Западе.
- 25. Крестовые походы.
- 26. Роль религии и церкви в средневековой цивилизации Запада.
- 27. Средневековый город.
- 28. Средневековое сословное представительство.
- 29. Рыцарство и его культура.
- 30. Итоги развития Западной Европы в средние века.
- 31. Ренессанс как культурно-исторический тип.
- 32. Художественная культура Ренессанса.
- 33. Великие географические открытия и их исторические последствия.
- 34. Реформация в Германии.
- 35. Реформация в Швейцарии.
- 36. Контрреформация в Европе.