31. Ренессанс как культурно-исторический тип.
Термином «Возрождение» обозначается эпоха коренного историко-культурного перелома, охватывающая вторую половину XIV—XVI в., когда Западная Европа «покидает» Средневековье и входит в новый период развития — период ее исторического лидерства, положивший начало развитию современного мира (modernity).
Свое название эпоха Ренессанса (Возрождения) получила из-за широкого освоения античного наследия, которое было вновь востребовано и как бы возродилось (также это было «возрождение человеческого духа»).
Эту эпоху пережили многие страны, но наиболее яркий след она оставила в Италии, пройдя ряд этапов:
Проторенессанс — конец XIII—первая половина XIV в. ("треченто");
раннее Возрождение — вторая половина XIV—XV в. ("кватроченто");
Высокое Возрождение — конец XV—первые три десятилетия XVI в. ("чинквеченто");
позднее Возрождение — вторая половина XVI в.
Как никакая другая эпоха, Возрождение оказалось богато причудливо переплетенными, противоречивыми и, казалось бы, несовместимыми началами. Оставаясь глубоко верующими, деятели эпохи Возрождения ввели в культуру светскость и перестали воспринимать религию как единственную и идеальную систему духовной жизни. Они сумели земное поднять до небес, а небесное опустить на землю. Причем культура питалась одновременно и античностью, и христианством, но не превратилась ни в ортодоксально-религиозную, ни в языческую. В ней можно найти элементы и средневековой культуры, и культуры Нового времени, но однозначно она не была ни феодальной, ни буржуазной.
В городской среде формировалась новая ментальность — светская, ориентированная на достижение земных целей — богатства, престижа, славы, чувственных удовольствий. Высшей ценностью горожанам представлялась жизнь активная, полная земных радостей. Религиозные идеалы и аскетическая мораль были отодвинуты на периферию сознания и жизни.
Город, его культура, рост светских настроений, пробуждение личной инициативы стали факторами, способствовавшими возникновению культуры Возрождения.
Однако следует признать, что, несмотря на столь решительно демонстрируемое создателями Возрождения отторжение от Средневековья, Возрождение впитало и наиболее яркие, ориентированные на человека традиции христианской культуры, возродив не только Античность, но и христианский дух любви к человеку, внимание к его индивидуальному внутреннему миру, чувство сопричастности божественному началу.
Разнообразие и диалогичность ренессансной культуры. Одной из отличительных черт культуры Возрождения была варьета (разнообразие). Окружающий мир и знания воспринимались в многообразных формах и видах, одинаково ценных в каждом своем проявлении, и истина содержалась не в каком-то одном выводе или явлении, а лишь в их совокупности. Именно так построены, например, трактаты Леонардо да Винчи, в которых истина представлена как многообразие суждений и точек зрения.
Это разнообразие мнений, суждений, античных и христианских, феодальных и буржуазных начал было не случайной эклектикой, но системой с элементами культуры, находившимися между собой в постоянном диалоге, который и питал богатую и яркую культуру Ренессанса. Возрождение — это эпоха тесного общения разнотипных культур.
Диалог культур породил уникального носителя и творца новой культуры — универсального человека, обладающего разнообразными знаниями, многосторонне развитого и образованного, представленного гуманистами и художниками Италии. Он не только понимал и разбирался в музыке, живописи, архитектуре, точных науках, но и сам был художником, архитектором, музыкантом, поэтом, философом, инженером, математиком. Ярким примером такого универсального человека был Леонардо да Винчи, ставший первооткрывателем не только во многих сферах художественного творчества, но и в различных областях науки. Он разработал теорию световоздушной перспективы в живописи, создал проекты землеройной машины, подводной лодки, летательного аппарата и многого другого.
Интеллигенция той эпохи ориентировалась на античные образцы в жизни и общении, заимствовав из древности ученые пиры, диспуты. Возросший интерес к духовной связи через звучащее слово, к риторике, состязательному спору, изучению античных трактатов также опирался на античные образы и образцы. И это было отнюдь не манерничанье, но остро ощущаемая духовная потребность, приводившая к формированию уникального ренессанского диалогизма мышления, особой приподнятой эмоционально-психологической атмосферы.
Для деятелей эпохи Возрождения характерен интерес к человеку и личностным качествам. Больше всего они ценили проявления доблестных усилий нового, просвещенного, добродетельного и универсального индивида. Это приводило к идеализации и мифологическому возвышению человека, его индивидуальности, что наиболее сильно проявилось в искусстве Высокого Возрождения, а также вело к осознанию нового типа личности, творящей эту историческую среду и культуру.
Гуманизм был светским, преимущественно рационалистическим мировоззрением, противостоявшим корпоративной, церковно-схоластической средневековой культуре.
Родоначальник гуманизма — поэт Франческо Петрарка. Своим творчеством и всем строем своей жизни он утверждал новый стиль мышления, чувствования, бытия. Он выдвинул понятие «humanitas» (человеческая природа, духовная культура) как основу построения новой культуры, и прежде всего новой этики. Петрарка связал его с необходимостью изучения комплекса гуманитарных наук. Его идеалами были свобода человеческого духа, гармоничное развитие человека.
В гуманизме сложились разные направления. Однако все они базировались на единой мировоззренческой платформе, включавшей следующие принципы:
— возрождение Античности как главного истока человеческой культуры и нравственности;
отрицание традиций церковно-феодальной культуры;
утверждение в качестве идеала свободного человека-творца;
отстаивание права человека на счастье в земной жизни;
вера в разум и возможность рационального познания;
— провозглашение красоты мира и человека в качестве главного эстетического идеала.
Гуманизм в лице своих лучших представителей призывал к активизации гражданственности, к деятельной жизни, направленной не только исключительно на самосовершенствование, но и на пользу сограждан.
Философия природы и рождение науки. Выступая против догматического мышления, гуманисты полагали, что возможно существование не одной, а различных концепций природы. Это разрушало средневековые представления о едином знании, единой интерпретации мира, а в итоге — о едином его Творце, т. е. об одном из основных постулатов средневекового христианства.
Мыслители Возрождения развивают натурфилософию — философское учение о природе. Природа рассматривается как универсальная реальность, имеющая свои законы существования. Изучение природы может осуществляться вне его соотнесения с теологическими догмами.
Идея познаваемости мира с помощью разума и ощущений была обоснована Леонардо да Винчи. Он высказал гениальную догадку, что Земля не является центром Вселенной. Эта догадка получила научное подтверждение в гелиоцентрической концепции Николая Коперника. Ее также развил Джордано Бруно в своем учении о множественности миров. Галилео Галилей стал одним из основателей экспериментально-теоретического естествознания. Он заложил основы современной механики, сформулировав принцип относительности движения, законы инерции, свободного падения тел и др. Его астрономические открытия разрушили религиозную картину космоса, способствовали формированию нового видения природы и Вселенной.
Возникшая культурно-историческая обстановка не только породила огромное количество шедевров духовного и художественного творчества, но, самое главное, впервые утвердила и сформировала представление о торжестве самостоятельно живущего и творящего в этом мире индивида, оторванного от общества и его социальных структур. Такой индивидуалистический тип личности воспринимался как высшая ценность не только внутренним я человека; право на индивидуальное творчество, поведение и мышление признавалось за каждым человеком и со стороны общества. Так впервые в истории человечества вполне сформировалась индивидуальность как культурно-исторический тип.
- Всемирная история
- 1. История как наука и ее место в системе гуманитарного знания
- 2. Сущность и особенности цивилизационного подхода к истории
- 3. Периодизация истории.
- 4. Основные этапы антропогенеза
- 5.Возникновение религии и искусства в первобытном обществе
- 6. Неолитическая революция. Возникновение цивилизации
- 7. Древневосточные государства-деспотии в Месопотамии
- 8. Культура Древней Месопотамии
- 9. Древний Египет: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.
- 10. Религия и культура древнего Египта
- 12. Древнегреческий полис. Афины и Спарта.
- 13. Достижения Древнегреческой культуры.
- 14. Мифология Древней Греции.
- 15. Завоевания Александра Македонского и их исторические последствия.
- Культура эллинизма.
- 16. Культура эллинизма.
- 17. Древний Рим: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.
- 18. Римская Республика.
- 19. Римская империя: этапы истории.
- 20. Значение античного культурного наследия для последующих эпох.
- 21. Значение античного политического наследия для последующих эпох.
- 22. Византийская цивилизация: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.
- 23. Средневековая цивилизация Запада: основные этапы развития.
- 24. Вассально-ленная система на Западе.
- 25. Крестовые походы.
- 26. Роль религии и церкви в средневековой цивилизации Запада.
- 27. Средневековый город.
- 28. Средневековое сословное представительство.
- 29. Рыцарство и его культура.
- 30. Итоги развития Западной Европы в средние века.
- 31. Ренессанс как культурно-исторический тип.
- 32. Художественная культура Ренессанса.
- 33. Великие географические открытия и их исторические последствия.
- 34. Реформация в Германии.
- 35. Реформация в Швейцарии.
- 36. Контрреформация в Европе.