8. Культура Древней Месопотамии
Культура Шумера и Аккада. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н. э в Южном Двуречье. В 2400 г. до н.э. Правитель Аккада Саргон Древний завоевал Шумер. Аккадский язык вытеснил шумерский и стал главным на всей территории Месопотамии. Впервые в мировой истории Саргоном Древним было создано постоянное войско численностью 5400 человек. Шумеро-Аккадская цивилизация была союзом городов-государств. Существовало несколько десятков небольших городов-государств с населением 40—50 тыс.человек каждый (Ур, Урук, Лагаш, Ларса и др.). Они поочередно играли ведущую роль в объединении страны. В Двуречьи не было сколько-нибудь значительного фактора (природного, экономического или религиозного), который мог бы стать основой государственного объединения. Принципы же построения государственности были такими же, как и в Древнем Египте.
Основу экономики Шумеро-Аккада составляло ирригационное земледелие. Важное значение имели также скотоводство и металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются и другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном, Индией, государствами Малой Азии.
Уже в шумерский период было известно деление круга на 360 градусов, часа — на 60 минут, а минуты — на 60 секунд. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет.
Главным достижением шумеро-аккадской культуры является письменность. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.
Первоначально шумеры не знали жречества как сословия. Система религиозно-мифологических представлений в культуре Шумера отчасти перекликается с египетской. Например, в ней присутствовал миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступал бог Думузи. Правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. Жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. Шумерская система религиозных верований менее сложна. Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, о всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианскую. Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды и культ небесных светил.
В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную башню. Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Она имела культовый характер: человек изображался условно, схематически и абстрактно, без соблюдения пропорций и без портретного сходства. В аккадский период скульптура становится более реалистической и индивидуализированной.
Высокого уровня достигла шумерская литература, основным жанром которой служили фольклорные произведения, прежде всего легенды и мифы. Это были произведения героического характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.
В клинописном наследии выделяются тексты различных жанров: произведения мифологического содержания, повествующие o делах богов, в том числе об их борьбе c чудовищами хаоса и нисхождении в преисподнюю; эпические легенды o героях и царях; плачи o великих исторических катастрофах; надписи царей, прославляющие их деяния; хроники и царские списки, научны тексты; тексты ритуального содержания; философские произведения – литература мудрости, говорящая o судьбе и выборе человека в мире; поучения царю; сказки, басни, пословицы, поговорки.
Шумеры создали первую в человеческой истории поэму «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг (сборников рецептов). Они первыми разработали и записали календарь земледельца, составили первые сведения о защитных насаждениях. К концу III тыс. до н.э. шумеро-аккадская цивилизация приходит в упадок и ее преемницей становится Вавилония.
Культура Вавилона. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи Вавилон объединил под своим главенством территорию Шумера и Аккада. Самым большим достижением древневавилонской культуры стали знаменитые законы Хаммурапи: первая в истории человечества система государственных норм, записанная клинописью на двухметровом каменном столбе из диорита. Законы включали в себя 282 статьи, касавшиеся имущественных вопросов, семейного права, наказаний за различные преступления, способов ведения судебных процессов. Главным принципом наказаний был талион (возмездие, по силе равное преступлению). Однако степень наказания зависела от принадлежности к какому-либо из трех слоев общества: полноправным, мушкену-мам (юридически свободным, но неполноправным людям, работающим в дворцовом хозяйстве) и рабам. За одно и тоже преступление самое тяжкое наказание налагалось на раба, самое легкое — на полноправного.
Второго расцвета Вавилон достиг при Навуходоносоре II, который подчинил себе Сирию и Палестину, расширив границы Вавилона. Именно при нем увели в плен большую часть населения Иудеи (вавилонское пленение), разгромили Иерусалим. При нем же город Вавилон стал столицей древнего мира, с великолепными дворцами и храмами. Главные ворота в город (всего их было 100) — ворота богини Иштар имели форму арки и были облицованы глазурованным кирпичом. За воротами находился храм бога Мардука с семиэтажной башней-зиккуратом — знаменитой Вавилонской башней. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как «висячие сады Семирамиды», ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э.
Изделия вавилонских мастеров славились не только в долине Тигра и Евфрата, но и во многих чужеземных странах. Вавилонские мастера изготавливали изящную мебель с разноцветной инкрустацией из кусочков слоновой кости, золотых пластинок и драгоценных камней. Славились и вавилонские кожевники: качественной обувью, конской, упряжью, мехами для хранения воды и вина, бурдюками, которые надувались и служили для переправы через реки. Руководящую роль в экономике играли могущественные торгово-ростовщические дома.
Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия и искусство Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.
Поскольку основным строительным материалом у шумеров и вавилонян был кирпич-сырец, то от их культуры сохранилось гораздо меньше материальных памятников, чем от богатого камнем Древнего Египта.
Вавилоняне достигли больших успехов в области математики: разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции»; умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень; создали геометрические формулы для измерения земельных участков; знали теорему, известную нам как теорема Пифагора; пользовались двумя системами счета: десятичной и шестидесятеричной. В древнем Вавилоне знали свойства прямоугольных треугольников, умели вычислять проценты, измерять площадь и объем разных геометрических фигур и тел. Астрономы Вавилона разработали систему определения фаз луны, продолжительности солнечного года, создали систему знаков зодиака. В Вавилоне зародилась астрология и наука составления гороскопов. Хотя вавилонские врачи не знали строения человека (религия запрещала анатомировать трупы), они научились диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоев.
В вавилонской литературе наиболее значительным произведением стал «Энума Элиш» — миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. Кроме того, были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов.
Ассирийская культура. Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилон в XIV в. до н. э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на культе оружия, героизме, прославлении силы. В художественной культуре Ассирии ведущим искусством была архитектура, где проявился военизированный характер государства. Ассирийские города были мощными крепостями. Религиозная архитектура с храмами-зиккуратами отступает на второй план в сравнении со светской. Изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты, животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство. Ассирийские цари нередко изображались на фоне происходивших рядом пыток и расправ. Однако ассирийские цари являлись не только завоевателями и деспотами, но и строителями, собирателями древностей, хранителями культуры. Например, царь Ашшурбанипал построил весь украшенный рельефами Северный дворец, в котором разместил свою библиотеку из 30 000 клинописных глиняных табличек с копиями шумерских, аккадских, вавилонских и ассирийских текстов. Именно при ассирийских царях (Навуходоносор III) произошел новый взлет культуры Вавилона.
Мировоззрение месопотамцев в целом:
Ритма солнца нет (циклоны), ритма реки нет (ветер вызывает подъем воды в Персидском заливе), поэтому опираются на ритм луны (лунный календарь). Ночь-начало суток, Бог Нана – бог луны, бог солнца- сын бога луны, в загробном мире – царство луны, царство теней. Пессимизм
C точки зрения месопотамца, конечные, разумные существа этой Вселенной, обуреваемые желаниями, боящиеся боли, тянущиеся к радости и обреченные на множество страданий, предоставлены сами себе и совершенно одиноки. Загробная жизнь безрадостна. Проблема выбора перед людьми Древнего Востока стояла особенно остро. Как c наибольшим толком воспользоваться оказавшимся в твоих руках достоянием – телом и душой, долей времени и пространства? Решение, результат, оценка этого результата – все зависело только от самого человека. Обсуждению этих вопросов был посвящен особенный жанр – литература мудрости (политическая и социальная публицистика, диалоги o жизни). К литературе мудрости и относится Эпос o Гильгамеше.
Эпос o Гильгамеше» (конец III – начале II тыс. до н.э.): сначала полубожественный царь Урука Гильгамеш угнетал свой народ и кичился лишь собственной силой. Затем, найдя в лице богатыря Энкиду друга и узнав, что такое настоящая дружба, он раскаялся и пожелал сражаться во имя блага людей, убивая демонов и чудовищ. Увидев своими глазами смерть Энкиду, Гильгамеш впервые задумался o собственной смерти и захотел освободиться от смертельного страха, добыв бессмертие – великий дар, который принадлежит богам, но недоступен людям. Гильгамеш овладел травой бессмертия, но ее съела змея, завладев бессмертием вместо Гильгамеша. В печали он вернулся домой, и все, что ему оставалось, - c гордостью смотреть на стены родного города; им суждено ее много веков защищать жителей Урука. Произведение затрагивает практически все системы ценностей и жизненный выбор.
Центры грамотности – школы при дворцах и храмах «дома табличек». B школах обучали счету и измерениям, a высшие специальные училища обучали астрономии, природоведению, медицине, ритуалу. При дворцах, храмах, школах и училищах были библиотеки «глиняных книг на разных языках».
Искусство Месопотамии наиболее знаменито скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых шеду, рельефы), фресками из Мари и архитектурой. Особую известность приобрели сооружения Вавилона времени Навуходоносора II: отстроенная им Вавилонская башня, висячие сады на искусственных «горах», приписанные Семирамиде, он на деле построенные Навуходоносором для своей мидянки-жены, тосковавшей по родным горам, Дозоры Процессий и Ворота Иштар c изразцовыми изображениями рельефных и фантастических животных.
Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составлявших ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, а позже и культуры Византии.
- Всемирная история
- 1. История как наука и ее место в системе гуманитарного знания
- 2. Сущность и особенности цивилизационного подхода к истории
- 3. Периодизация истории.
- 4. Основные этапы антропогенеза
- 5.Возникновение религии и искусства в первобытном обществе
- 6. Неолитическая революция. Возникновение цивилизации
- 7. Древневосточные государства-деспотии в Месопотамии
- 8. Культура Древней Месопотамии
- 9. Древний Египет: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.
- 10. Религия и культура древнего Египта
- 12. Древнегреческий полис. Афины и Спарта.
- 13. Достижения Древнегреческой культуры.
- 14. Мифология Древней Греции.
- 15. Завоевания Александра Македонского и их исторические последствия.
- Культура эллинизма.
- 16. Культура эллинизма.
- 17. Древний Рим: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.
- 18. Римская Республика.
- 19. Римская империя: этапы истории.
- 20. Значение античного культурного наследия для последующих эпох.
- 21. Значение античного политического наследия для последующих эпох.
- 22. Византийская цивилизация: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.
- 23. Средневековая цивилизация Запада: основные этапы развития.
- 24. Вассально-ленная система на Западе.
- 25. Крестовые походы.
- 26. Роль религии и церкви в средневековой цивилизации Запада.
- 27. Средневековый город.
- 28. Средневековое сословное представительство.
- 29. Рыцарство и его культура.
- 30. Итоги развития Западной Европы в средние века.
- 31. Ренессанс как культурно-исторический тип.
- 32. Художественная культура Ренессанса.
- 33. Великие географические открытия и их исторические последствия.
- 34. Реформация в Германии.
- 35. Реформация в Швейцарии.
- 36. Контрреформация в Европе.