logo
Shpargalka_po_otechestvennoy_istorii_Zubanova_S

80. «Оттепель»

   Десятилетие с 1954 по 1964 г. вошло в историю страны как время «оттепели». Смерть Сталина, устранение от власти Берии положило конец массовому террору в стране. Из лагерей и тюрем возвращались политические заключенные. Критика «культа личности Сталина» разбудила советское общество, порождала веру, надежду на изменение к лучшему. Изменения в общественной жизни дали мощный стимул к развитию культуры и искусства. Возник новый тип мировоззрения, новый тип человека – «шестидесятника» – романтика, которому не чужды принципиальность, готовность к социальной критике при беззаветной вере в идеалы ленинизма и революции молодого советского человека В СССР в 60-е гг. большое распространение среди молодежи получает бардовская песня. Авторские песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича и др. расходились по всей стране, часто в виде кустарных записей. Их распространению способствовало массовое обзаведение магнитофонами («магнитофонная революция»).

   1. С середины 50-х гг. более демократичным стало руководство культурой: публиковались ранее запрещенные стихи С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, рассказы М. Зощенко.

   2. Начали издаваться 28 новых журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественные газеты, в которых печатались произведения на запретные ранее темы. Так, в журнале «Новый мир» вышла повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о массовом терроре, сталинских лагерях.

   3. Руководство партии признавало свои ошибочные решения по некоторым вопросам. Так, были приняты постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер „Богдан Хмельницкий“, „От всего сердца“» и др.

   4. Наряду с бардами молодежь 60-х гг. была охвачена поэзией молодых литераторов: Е. Евтушенко,

   А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского. Они снискали себе особенную популярность необычной для советской литературы манерой стихосложения. В частности, Евтушенко подражал поэтике В. Маяковского, Вознесенский писал в стиле западно-европейского авангарда.

   5. Во время Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 г., состоявшегося в Москве, впервые выставили свои работы художники и скульпторы «абстрактного» направления (Э. Неизвестный).

   Вместе с тем руководством партии определялись границы десталинизации, продолжалось идеологическое давление в духе традиционной коммунистической пропаганды.

   1. Цензурный пресс не ослабевал, продолжал свое существование. Хрущев неоднократно сам пытался определить степень свободы писателей.

   2. Принципы советской литературы, а именно «партийность», которая должна «вдохновлять» писателя на творчество, были по-прежнему актуальны. Либерализация проходила в рамках коммунистической идеологии.

   3. Противоречия идейно-политической жизни ярко отразились на отношении власти к творчеству Б. Пастернака, (роман «Доктор Живаго»), М. Хуциева (фильм «Мне двадцать лет»), Э. Неизвестного и др.

   «Дело Пастернака» наглядно показало ограниченность хрущевской «оттепели». Б. Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей СССР за то, что он напечатал за рубежом свой роман «Доктор Живаго». Чтобы избежать высылки из страны, ему пришлось отказаться от Нобелевской премии, которая была присуждена ему за это произведение.

   Не менее сложной была судьба выдающегося поэта И. Бродского, чья поэтическая деятельность была объявлена тунеядством. В результате Бродский был сослан, а после возвращения был вынужден покинуть страну.