3. Международные отношения на заключительных этапах Первой мировой войны. Вступление в войну сша. «14 пунктов» президента в. Вильсона.
Завершающий этап мировой войны характеризовался тремя основополагающими чертами. Во-первых, по обе стороны линии фронта отчетливо ощущались признаки экономического истощения. Материально-технические, финансовые и людские ресурсы воюющих сторон были на пределе. Это прежде всего касалось России и Германии как стран, наиболее интенсивно расходовавших свои жизненные ресурсы в ходе боевых действий.
Во-вторых, и в Антанте, и в австро-германском блоке имелись достаточно серьезные настроения в пользу прекращения войны. Это создавало реальную возможность попыток заключения сепаратного мира в той или другой конфигурации. Проблема разрушения единого союзного фронта стояла настолько остро, что 23 августа (5 сентября) 1914 г. Франция, Великобритания и Россия подписали в Лондоне специальное Соглашение о незаключение сепаратного мира, которое было дополнено там же 17 (30) ноября 1915 г. еще и отдельной Декларацией союзных держав, включая Италию и Японию, о незаключении сепаратного мира. Но и после этого удержание империи Романовых в войне оставалось важнейшей международно-политической задачей блока противников Германии, поскольку - это было очевидно - без поддержки России одни только западноевропейские участники антигерманского альянса были не в состоянии обеспечить себя необходимое военно-силовое преимущество над Четверным союзом.
В-третьих, в России, а отчасти в Германии и Австро-Венгрии, в ходе мировой войны произошло резкое обострение общественно-политической ситуации. Под влиянием военных трудностей трудящиеся классы, национальные меньшинства, а также значительная часть элитных слоев выступали и против войны вообще, и против собственных правительств, которые демонстрировали несостоятельность в вопросе достижения военной победы.
Два важнейших события этого года явились, пожалуй, решающими факторами кардинальной трансформации миропорядка, получившего свое юридическое обоснование в документах Парижской конференции 1919-1920 гг.: революционные события в России и вступление в войну Соединенных Штатов Америки на стороне антигерманских сил.
Начало падения доверия к русскому союзнику наблюдалось уже в марте - апреле 1917 г., когда на встречах лидеров Антанты без участия представителей Временного правительства обсуждался вопрос о принятии мер по недопущению выхода России из войны. Явным симптомом уменьшения ее веса в рядах "Сердечного Согласия" стало решение о детализации без согласования с ней карты раздела Турции с целью предоставления Италии территорий, лежащих в согласованной ранее зоне русских интересов у Эгейского побережья Малой Азии (Додеканезские острова).
единственным выходом из создавшегося положения для Антанты было вовлечение в войну Соединенных Штатов Америки на своей стороне.
Соединенные Штаты вступили в конфликт 24 марта (6 апреля) 1917 г., ссылаясь на неприемлемость провозглашенной Германией 31 января 1917 г. политики неограниченной подводной войны.
В начале прошлого столетия вопросы мировой политики, в том числе и разгадывание ребусов европейской дипломатии, не очень волновали Белый дом, предпочитавший руководствоваться принципами изоляционизма. Однако после 1912 года и прихода к власти президента В. Вильсона европейские проблемы начали играть все более важную роль в американской внешней политике. Когда же за океаном стало очевидным, что в Европе вспыхнул пожар невиданной войны, Вильсон поспешил выступить с декларацией о нейтралитете, в которой призвал Соединенные Штаты быть «нейтральными на словах и на деле… беспристрастными в мыслях, так же как и в поступках, избегать поведения, которое может быть истолковано как поддержка одной стороны в ее борьбе против другой». Однако на самом деле политика американского президента не была столь однозначной.
Драматические события в Европе требовали их серьезного осмысления в правящей верхушке США. После длительных раздумий и совещаний с политиками и военными Вильсон пришел к выводу, что в настоящий момент Белому дому не нужна решительная победа ни Германии, ни Антанты. В первом случае не только установилось бы господство Берлина во всей Европе, но американцы получили бы реального и очень сильного противника в странах Центральной и Южной Америки, регионе, особо чувствительном для США. Во втором случае, по мнению Вильсона, больше всех выиграла бы Франция, союз с которой никогда не входил в планы США, а также весьма вероятным оказалось бы установление господства самодержавной России над огромным евроазиатским пространством. Поэтому политика Вашингтона в начале мирового конфликта сводилась к тому, чтобы, открыто не поддерживая ни одну из воюющих сторон.
Именно стремлением сыграть на противоречиях между великими европейскими державами для укрепления геополитического положения своей страны объяснялось желание Вашингтона исполнить в мировом конфликте роль «честного маклера», и в первые годы войны президент Вильсон начал активно предлагать себя в качестве посредника между враждующими сторонами. Война в Европе в один момент превратила США в крупнейшую нейтральную державу мира с огромным экономическим потенциалом. В новых условиях в Берлине, не надеясь на сближение с Вашингтоном, вначале пытались сделать все возможное, чтобы не допустить тесного союза Америки с Антантой и превращения США в арсенал и амбар своих противников. Германия сама была необычайно заинтересована в поставках из Соединенных Штатов важных в условиях войны стратегических товаров. Вот почему в первые годы войны немцы пошли на большие уступки американцам в области ограничения подводной войны и признания миротворческой роли президента Вильсона. Однако такой политики они придерживались недолго.
К концу 1916 года, когда рухнули не только планы блицкрига, но и все попытки немецкого командования решить исход войны при помощи массированного наступления на Западном или Восточном фронте, немецкие стратеги пришли к авантюристическому выводу о возможности за несколько недель при помощи подводной войны поставить на колени Англию и тем самым в короткие сроки завершить военные действия в свою пользу. При этом мнение США, их экономический, военный и людской потенциал в расчет не брались.
К этому времени отношения Вашингтона с союзниками сложились таким образом, что их поражение ставило под угрозу не только экономические интересы США, но и их национальную безопасность. Ни при каких обстоятельствах в 1917 году Белый дом не мог допустить победы Германской империи, это означало бы неприемлемое для США стратегическое изменение баланса сил на международной арене в пользу центральных держав.
Объявление Соединенными Штатами в апреле 1917 года войны Германии отнюдь не было случайным событием. Этот шаг был не чем иным, как закономерным итогом внутри- и внешнеполитического развития США и ознаменовал собой начало превращения далекой заокеанской державы в мирового лидера.
Не подлежит сомнению, что прямое подключение США к Антанте было одним из поворотных моментов в истории Первой мировой войны, во многом предрешившим ее исход. После апреля 1917 года стратегическое положение Берлина начало резко ухудшаться.
Четырнадцать пунктов Вильсона — проект мирного договора, завершающего Первую мировую войну, разработанный президентом США Вудро Вильсоном и представленный Конгрессу 8 января 1918 года. Включал сокращение вооружений, вывод немецких частей из России и Бельгии, провозглашение независимости Польши и создание «общего объединения наций» (получившего название Лига Наций). Неохотно одобренная союзниками США, эта программа легла в основу Версальского мира. 14 пунктов Вильсона были альтернативой разработанному В.И.Лениным Декрету о мире, который был куда менее приемлемым для западных держав.
1) открытые мирные договоры;
2) свободу судоходства;
3) устранение экономических барьеров в торговле;
4) установление гарантий, которые могли бы обеспечить сокращение вооружений;
5) справедливое урегулирование колониальных вопросов;
6) освобождение от немецкой оккупации российских территорий, атакже предоставление России беспрепятственной возможности определять ее политическое развитиеи национальную политику, вступление в "сообщества свободных наций";
7) освобождение и восстановление Бельгии;
8) возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии, восстановлениеоккупированных районов Франции;
9) уточнение границ Италии согласно национальнымпризнакам;
10) предоставление автономии народам Австро-Венгрии;
11) освобождение от немецкой оккупации территории Румынии,Сербии и Черногории, предоставление Сербии выхода к морю;
12) сaмостийне существования турецких и автономия инонациональныхчастей Османской империи;
13) создание польского государства;
14) образование Лиги Наций.
- 1. Начало Первой мировой войны и ее причины. Цели держав в войне. Военная кампания 1914 года.
- 2. Развитие военно-политической ситуации в 1915–1916 годах. Борьба блоков за привлечение новых союзников.
- 3. Международные отношения на заключительных этапах Первой мировой войны. Вступление в войну сша. «14 пунктов» президента в. Вильсона.
- 4. Внешнеполитическая стратегия большевиков. Первые внешнеполитические акции Советского правительства.
- 5. Выход Советской России из войны. Брестский мир и его международные последствия.
- 6. Парижская мирная конференция 1919–1920 годов: подготовка, ход, основные решения.
- 7. Версальский мирный договор с Германией и его историческое значение.
- 10. Проблемы международных экономических отношений на конференциях в Генуе и Гааге (1922 год).
- 11. Советско-германские отношения в 1920-е годы. Рапалльский и Берлинский договоры.
- 12. Нормализация отношений Советского Союза со странами Европы и Азии. «Полоса признаний» и особенности внешней политики ссср в 1920-е годы.
- 13. Рурский конфликт 1923 года. «План Дауэса» и его международное значение.
- 14. Стабилизация политической обстановки в Европе в середине 1920-х годов. Локарнские соглашения. Пакт Бриана—Келлога и его значение.
- 15. Политика Японии на Дальнем Востоке. Возникновение очага войны. Позиция Лиги Наций, великих держав и ссср.
- 16. Приход нацистов к власти в Германии и политика западных держав. «Пакт четырех».
- 17. Советско-французские переговоры о Восточном пакте (1933–1934 годы). Ссср и Лига Наций. Договоры ссср с Францией и Чехословакией.
- 18. Гражданская война в Испании и политика европейских держав. Кризис Лиги Наций.
- 19. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе и причины их неудач.
- 20. Основные этапы формирования блока агрессивных государств. Ось «Берлин—Рим—Токио».
- 21. Развитие германской агрессии в Европе и политика «умиротворения» Германии. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и его последствия.
- 23. Советско-германское сближение и Договор о ненападении от 23.08.1939 года. Секретные протоколы.
- 24. Нападение Гитлера на Польшу и позиции держав. Советско-германский договор о дружбе и границе.
- 26. Международные отношения во второй половине 1940 — начале 1941 года. Формирование англо-американского союза.
- 27. Военно-политическая и дипломатическая подготовка Германии к нападению на ссср. Сколачивание антисоветской коалиции.
- 28. Нападение фашистского блока на ссср. Предпосылки формирования Антигитлеровской коалиции.
- 29. Нападение Японии на сша и Антигитлеровская коалиция после начала войны на Тихом океане. Декларация Объединенных Наций.
- 30. Межсоюзнические отношения в 1942 — первой половине 1943 года. Вопрос о втором фронте в Европе.
- 31. Московская конференция министров иностранных дел и Тегеранская конференция. Их решения.
- 32. Ялтинская конференция «большой тройки». Основные решения.
- 33. Межсоюзнические отношения на завершающем этапе Второй мировой войны. Потсдамская конференция. Создание оон. Капитуляция Японии.
- 34. Причины распада Антигитлеровской коалиции и начало «холодной войны». Ее основные признаки. Доктрина «сдерживания коммунизма».
- 35. Международные отношения в условиях эскалации «холодной войны». «Доктрина Трумэна». Создание нато.
- 36. Германский вопрос в послевоенном урегулировании.
- 37. Создание государства Израиль и политика держав в урегулировании арабо-израильского конфликта в 1940–1950-е годы.
- 38. Политика ссср в отношении стран Восточной Европы. Создание «социалистического содружества».
- 39. Международные отношения на Дальнем Востоке. Война в Корее. Сан-Францисский мирный договор 1951 года.
- 40. Проблема советско-японских отношений. Переговоры 1956 года, их основные положения.
- 42. Советско-китайские отношения в 1960–1980-е годы. Попытки нормализации и причины неудач.
- 43. Советско-американские переговоры на высшем уровне (1959 и 1961 годы) и их решения.
- 44. Проблемы мирного урегулирования в Европе во второй половине 1950-х годов. Берлинский кризис 1961 года.
- 45. Начало распада колониальной системы и политика ссср в 1950-е годы в Азии, Африке и Латинской Америке.
- 46. Создание Движения неприсоединения и его роль в международных отношениях.
- 47. Карибский кризис 1962 года: причины возникновения и проблемы урегулирования.
- 48. Попытки ликвидации тоталитарных режимов в Венгрии (1956 год), Чехословакии (1968 год) и политика ссср. «Доктрина Брежнева».
- 49. Агрессия сша во Вьетнаме. Международные последствия вьетнамской войны.
- 50. Завершение мирного урегулирования в Европе. «Восточная политика» правительства в. Брандта.
- 51. Разрядка международной напряженности в начале 1970-х годов. Советско-американские соглашения (осв-1, договор по про).
- 52. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.
- 53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.
- 54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.
- 55. Международные последствия ввода советских войск в Афганистан. Новый этап гонки вооружений.
- 56. Советско-американские отношения в первой половине 1980-х годов. Проблема «евроракет» и поддержания глобального равновесия сил.
- 57. М. С. Горбачев и его «новая философия мира». Советско-американские отношения во второй половине 1980-х годов.
- 58. Договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений. Их значение.
- 59. Международные последствия краха социализма в Центральной и Юго-Восточной Европе и объединения Германии. Роль ссср.
- 60. Международные последствия ликвидации ссср. Окончание «холодной войны».