44. Переговоры в условиях конфликта и в рамках сотрудничества
Намерение вести переговоры в конфликте означает многое. По существу это переход от конфликтной ситуации к ситуации переговоров. Переговорный процесс в условиях конфликтных отношений довольно сложен и имеет свою специфику. В отличие от переговоров, ведущихся в рамках сотрудничества, он, во-первых, накладывает на участников особую ответственность за принимаемые решения, многократно увеличивая "цену ошибки". Несвоевременное или неверное решение, принятое на переговорах, часто влечет за собой продолжение или даже усиление конфликта со всеми вытекающими отсюда последствиями. При сотрудничестве ошибка также может стоить дорого, но в условиях доверия сторон исправить все же легче ее.
Во-вторых, при сотрудничестве участники переговоров строят новые отношения, позволяющие им получить некий новый продукт. Их цель состоит в том, чтобы договориться о "вкладе" каждого, а также об организации взаимодействия и распределения полученного. Иначе ставится задача в конфликте. Здесь основной акцент делается обычно на распределении или перераспределении имеющегося. Для участников переговоров проблемой является, образно говоря, не то, как "испечь пирог", а то, как разделить его.
Переговоры в условиях конфликта, как правило, оказываются более успешными, если:
• предмет конфликта четко определен;
• стороны избегают использовать угрозы;
• участники стараются отойти от рассмотрения конфликта как ситуации с нулевой суммой;
• отношения сторон не сводятся только к урегулированию конфликта, а охватывают многие области, где интересы сторон совпадают;
• ставки участников не слишком высоки;
• силы сторон примерно равны;
• обсуждается не слишком большое количество вопросов (одни вопросы не "тормозят" решение других);
Несмотря на различие переговоров, ведущихся в условиях сотрудничества и конфликта, между ними есть общие моменты, которые отличают любые переговоры от других видов взаимодействия и, по сути, делают переговоры именно переговорами. Игнорирование этих моментов ведет либо к срыву переговоров, либо к превращению их в иной вид взаимодействия.
Одной из важнейших особенностей переговоров является то, что интересы сторон частично совпадают, а частично расходятся. При полном расхождении интересов наблюдаются конкуренция, состязание, противоборство, конфронтация и, наконец, войны, хотя, как отмечал Т. Шеллинг, даже в войнах у сторон имеется общность интересов. Тем не менее, при явном совпадении интересов или явном расхождении их мы имеем дело с другими видами взаимодействия сторон - сотрудничеством или конфликтом, которые и строятся по-другому.
Обобщая приводимые различными исследователями стадии ведения переговоров, представляется целесообразным выделить следующие:
• подготовка к переговорам (предпереговорная стадия);
• процесс их ведения и достижение договоренностей в случае, если переговоры закончились их подписанием (стадия взаимодействия);
• анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей (имплиментация).
Выделение именно этих стадий обусловлено прежде всего различиями в характере деятельности на каждой из них, стоящими задачами и типом взаимодействия участников переговоров, т.е. действуют они в значительной степени внутри своей делегации или внутри своей стороны (первая и последняя стадия) либо совместно с партнером (стадия взаимодействия).
Следующая важная характеристика переговоров, без которой они не могут состояться, - наличие общения сторон. Оно является неотъемлемой частью переговорного процесса.
- Понятие «дипломатия». Ее главные цели и задачи
- 2 Происхождение дипломатии. Вопросы истории дипломатии в Европе.
- Макиавеллизм в дипломатии
- 8.Князь Горчаков(министр,канцлер),его роль в осуществ.Внешн.Пол.России.
- 10. Профессия «дипломат». Общие понятия. Отношение к профессии.
- 11. Хитрость, обман и доверие в профессии дипломата.
- 12. Лояльность дипломата
- 13. Умение владеть дипломатическим языком
- 14. Рабочий день дипломата
- 15. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
- Лишение дипломатического иммунитета:
- 16.Дипломаты переводчики.
- 17.Женщины – дипломаты.
- 19.Предвидение событий
- 21. Специальные миссии
- 22. Дипломатия и разведка
- 24. Дипломатические контакты
- Встречи в министерстве иностранных дел:
- 25. Дипломатические беседы. Их запись
- 26. Дипломатический корпус
- 27. Процесс принятия политического решения и его реализация
- 30. Дипломатические документы
- 31. Ведение переговоров
- 32. Дипломатическая служба в системе государственной службы
- 34. Структура и функции мид рф
- 3 Первых министра и 12 заместителей министра
- 36. Дипломатическое представительство. Решение об обмене диппредставительствами. Агреман.
- 37. Посольство рф, его структура, персонал и функции
- Официальный титул главы миссии: «Чрезвычайный и Полномочный Посол»
- 38. Консульская служба и ее функции
- 39. Представительства рф в международных организациях
- 40. Система работы с кадрами в мид рф
- 41. Политические назначения на дипломатическую службу
- 42. Роль личности в дипломатии
- 43. Многосторонние переговоры
- 44. Переговоры в условиях конфликта и в рамках сотрудничества
- 45. Функции переговоров
- 46. Стили ведения переговоров
- 47. Дипломатический протокол
- 50. Дипломатические приемы и их виды
- 51. Международная вежливость