logo
diplomatia (1)

8.Князь Горчаков(министр,канцлер),его роль в осуществ.Внешн.Пол.России.

Имя князя А. М. Горчакова — это целая эпоха российской дипломатии, которая требует специального исследования. 

История XIX в. и современные события показали, что роль министра иностранных дел в России всегда была важным звеном как в выработке, так и в осуществлении внешнеполитических задач. Крымская война ослабила Россию. Принцип «солидарности законных монархов», на который рассчитывал Александр II, не выдержал испытания, и Россия оказалась изолированной. В Европе сложилась так называемая «крымская система» или англо-французский блок против России. Ослабло и влияние России на Балканах. России, с одной стороны, пришлось отказаться на время от непосильной активной внешнеполитической деятельности, а с другой, искать новых ориентиров во внешней политике страны. Именно в это время Министерство иностранных дел возглавил видный государственный деятель и дипломат князь А. М. Горчаков.

н сменил на своем посту Карла Нессельроде, который имел репутацию человека, мало заботящегося об интересах России. С детства он преклонялся перед прусским абсолютизмом, не скрывал своих проавстрийских симпатий. В министерстве иностранных дел в его время работало много иностранцев, которых мало интересовала судьба России. А. М. Горчакову пришлось исправлять ошибки министра, которые вели к подрыву престижа страны

Для новых задач нужен был новый человек. Выбор пал на А. М. Горчакова, опытного дипломата и честного русского человека. К 58 годам он уже владел тонкостями дипломатического искусства, умел быстро ориентироваться в сложной международной обстановке, ставить четкие и реальные цели и знал пути их достижения.

А. М. Горчаков начал свою деятельность в качестве министра в очень трудное для России время, в 1856 г., когда Россия переживала последствия внешнеполитической и военной катастрофы, поражения в Крымской войне. Тяжелые условия мира. Утерян международный престиж страны. Вытеснение российской дипломатии с европейской сцены, лишение ее возможности влиять на европейские дела, ослабление позиции России в Балканско-Ближневосточном регионе. Ее право на преимущественное покровительство христианским народам заменялось коллективными гарантиями. Россия тяжело переносила состояние дипломатической изоляции. Все это происходило на фоне экономической разрухи и хозяйственной отсталости.

А. М. Горчакова отличало дворянское происхождение, хорошее образование. А. М. Горчаков учился в закрытом привилегированном учебном заведении для дворянских детей — Царскосельском лицее. Саша Горчаков был в первом наборе вместе с Александром Пушкиным.

Уже в юношеские годы его отличала «основательность в суждениях». А. М. Горчаков владел французским, немецким, английским и итальянским языками. Он начал дипломатическую службу в 19 лет и сразу привлек к себе внимание чиновников своим трудолюбием и широтой взглядов.

 А. М. Горчаков очень успешно продвигался по служебной лестнице. Уже в середине 30-х годов его считали сложившимся авторитетом в дипломатическом мире. Его политическая ориентация связана с тем, что его наставником стал граф И. Каподистрия, руководитель МИД[g] по восточным делам, умный и просвещенный человек умеренно-либеральных взглядов, проводивший политику «контактов и компромиссов».

В 20-е гг. А. М. Горчаков много времени посвящает изучению Восточного вопроса, т. е. вопроса о судьбах Оттоманской империи, который с этого времени привлекал большое внимание европейских кабинетов.

В отличие от К. Нессельроде А. М. Горчаков пытался проводить самостоятельную внешнеполитическую линию, стержнем которой были интересы России. Именно проявление «русского интереса» в поступках А. М. Горчакова раздражали европейских дипломатов и К. Нессельроде. 

В 1841 он был послан в Штутгарт для устройства предположенного брака великой княжныОльги Николаевны с Карлом Фридрихом, наследным принцем вюртембергским, а после состоявшегося бракосочетания оставался там чрезвычайным посланником в течение двенадцати лет. Из Штутгарта он имел возможность внимательно следить за ходом революционного движения в Южной Германии и за событиями 1848—1849 во Франкфурте-на-Майне.

Русское влияние господствовало тогда над политическою жизнью Германии. В восстановленном союзном сейме русское правительство усматривало «залог сохранения общего мира».Князь Горчаков пробыл во Франкфурте-на-Майне четыре года; там он особенно близко сошёлся с прусским представителем, Бисмарком. Бисмарк был тогда сторонником тесного союза с Россией и горячо поддерживал её политику, за что ему была выражена особая признательность императора Николая (по донесению русского представителя при сеймепосле Горчакова, Д. Г. Глинки). Горчаков, как и Нессельроде, не разделял увлеченийимператора Николая по восточному вопросу, и начавшаяся дипломатическая кампания против Турции возбуждала в нём большие опасения; он старался по крайней мере способствовать поддержанию дружбы с Пруссией и Австрией, насколько это могло зависеть от личных его усилий.

Летом 1854 года Горчаков был переведён в Вену, а с весны 1855 года окончательно назначен посланником приавстрийском дворе. В этот критический период, когда Австрия «удивила мир своей неблагодарностью» и готовилась действовать совместно с Францией и Англией против России (по договору 2 декабря 1854), положение русского посланника в Вене было крайне тяжелое и ответственное. Падение Севастополя послужило сигналом для нового вмешательства венского кабинета, который уже от себя в виде ультиматума предъявил России известные требования по соглашению с западными державами. Русское правительство вынуждено было принять австрийские предложения, и в феврале 1856 года собрался конгрессв Париже для выработки окончательного мирного договора. Парижский трактат 18 (30) марта 1856 года закончил собою эпоху активного участия России в западноевропейских политических делах. Граф Нессельроде вышел в отставку, и в апреле 1856 года министром иностранных дел назначен князь Горчаков.

Перед Россией стояла задача накопления сил для изменения курса во внешней политике параллельно с внутренними преобразованиями. В знаменитом циркуляре российским послам в европейских столицах от 21 августа 1856 г. А. М. Горчаков сформулировал основной принцип нового политического курса на первое время как «Россия сосредотачивается». Это означало, что Россия только временно отказывается от прежней активной роли и традиционной политики. Следовательно, Россия воздерживается от активного вмешательства в европейские дела, оправляется от понесенных потерь. Но одновременно А. М. Горчаков заявил, что Россия не намерена жертвовать своими интересами для поддержания принципов Священного союза. 

Во время «сосредоточивания» министр проводил преобразования в министерстве, скорректировал механизм принятия внешнеполитических решений (проект — межведомственные совещания — царь), расширил консульскую сеть, обновил состав дипломатического корпуса за границей (большинство консульских постов на Ближнем Востоке занимали теперь дипломаты русской национальности), стал издавать журнал «Дипломатический ежегодник». Однако в начальный период деятельности А. М. Горчакова сохранение в МИДе многих дипломатов «нессельродовской» школы, их проавстрийская ориентация во многом мешали реформам. Затем А. М. Горчаков пошел на полный разрыв с нессельродовскими принципами.

Постепенно российская дипломатия набирала силу. Ее главной задачей становилось восстановление международного престижа страны. Именно с именем А. М. Горчакова связаны серьезные изменения во внешней политике и дипломатии. Задачами российской дипломатии на 1958-1866 гг. стали: «1) путем комбинаций нашей общей политики привести к изменению в системе союзов и равновесия европейских сил, которые были направлены к нашему ущербу договором 1856 г.; 2) ускорять развитие христианского населения в Турции, вступление которого в политическую жизнь обещает нам естественных союзников и гарантии лучшего равновесия»(8). Основной целью балканской политики России было добиться отмены Парижского трактата и вернуть утерянные позиции на Балканском полуострове. Он был убежденный сторонник вступления России на новый путь — путь обновления и преобразований, возрождения России на европейской арене. 

Русская внешняя политика при А. М. Горчакове была осторожной. Риск отступления, полагал князь, был опасен, мог скомпрометировать цель и ослабить российское влияние.  Политику А. М. Горчакова характеризовали умеренность и реализм. Поэтому, действуя осторожно, министр все же старался уделять пристальное внимание Восточному вопросу.

В 50-е годы, не имея возможности вести активную политику, Россия, тем не менее, стремилась «к поддержанию православия и чувств преданности к единоплеменной России в южных славянах»(11). При этом тактика была достаточно простой — усиливать свое присутствие во всех сферах — политической, культурной, церковной, благотворительной, достигая цели поддержания и укрепления покачнувшегося престижа. Формы действия были разнообразными. Для этого он стремился расширить сеть русских консульств на Балканском полуострове (Сараеве, Мостаре, Варне, Тырнове и др.), посылал тайных советников, русских представителей для уточнения тех или иных вопросов, укреплял деятельность общественных организаций. 

Уже в 60-е годы дипломатическая активность Петербурга в Восточных делах заметно возросла. Россия продолжала морально поддерживать освободительную борьбу народов Балканского полуострова против турецкого гнета, мечтая добиться расширения их автономии и укрепления своего влияния на Балканах. Оказание же военной помощи проходило в виде консультаций военных специалистов, в форме обучения сербского войска, в помощи при разработке военных планов. 

Международная обстановка позволила министру осуществить его давнюю мечту — избавление от унизительных условий Парижского мира. В октябре 1870 г. канцлер А. М. Горчаков объявил всем державам — участницам Парижского трактата, что Россия более не считает себя связанной постановлениями, ограничивающими ее суверенные права на Черном море. Отмена унизительных для России статей Парижского договора произошло на Лондонской конференции в январе 1971 г. Дальнейшие переговоры с Германией и Австро-Венгрией о признании принципа невмешательства в балканские дела выводили Россию из дипломатической изоляции. Эта «дипломатическая операция» была проведена блестяще и вызвала восторг правящих кругов России. 

Восточный кризис 70-х годов пришелся на закат карьеры А. М. Горчакова. Он был слаб физически, не мог противостоять сильным соперникам на международной арене — О. Бисмарку и Д. Андраши и на внутренней — сторонникам активного курса поддержки славян. А. М. Горчаков же занимал позицию, согласно которой все конфликты надо урегулировать дипломатическим путем, пытаться избежать войны путем компромиссов. 

На Берлинском конгрессе интересы России защищал уже немощный А. М. Горчаков, который не мог даже встать с кресла. В результате пострадали, прежде всего, славянские народы. А причиной была слабость России. Берлинский конгресс стал «самой темной страницей» жизни министра, как он сам признавался. С завершением карьеры А. М. Горчакова завершился определенный исторический этап внешнеполитического подъема и спада России. Как писал А. М. Горчаков в июне 1878 г. Александру II, Россия вернулась к известной фазе 1856 г. России вновь «предстоит сосредоточиться»

Таким образом, мы можем сделать ряд выводов о том, как деятельность А. М. Горчакова, его система взглядов формировала ту дипломатию, которая выдвигала Россию на один уровень с другими ведущими европейскими державами. Среди главных принципов российской дипломатии, делавших внешнюю политику России успешной, а Россию — сильной, следует назвать:

  1. Даже в условиях военного поражения и экономической отсталости государство должно иметь стратегическую внешнеполитическую концепцию, в которой выделены внешнеполитические приоритеты.

  2. При имеющейся стратегии наибольший успех имеет самостоятельность дипломатической позиции министра, хорошо продуманная тактика.

  3. Внешняя политика должна быть активной.

  4. России не следует ограничиваться каким-то одним внешнеполитическим направлением, следует проводить многовекторную политику.

  5. Конфигурация союзников и противников должна быть подвижной.

  6. Самостоятельность внешнеполитической позиции не зависит напрямую от экономического состояния общества.

  7. Не уходить с завоеванных государством сфер влияния, даже если оно экономически ослаблено. Использовать дипломатические игры, нравственную и моральную поддержку, не требующую экономических вливаний. Мудрость А. М. Горчакова и его принципиальность заставляли идти на уступки других европейских дипломатов. Министр хорошо различал «скрытые пружины» механизма дипломатических интриг, умело лавировал и маневрировал в водах европейской дипломатии. А. М. Горчаков был мастером дипломатического маневра и международных комбинаций. Не менее важна в дипломатии и решительность. Именно она сыграла свою роль во время отмены постыдных для России статей Парижского договора.

  8. Важно подчеркнуть, что А. М. Горчаков был далек от споров западников и славянофилов. Его основной характеристикой было то, что он был державником. Для него определяющими были интересы России. Не отделяя Россию от Европы, он думал о национальных интересах России. И в этом смысле большую роль играет внутреннее определение министра, его патриотизм, его «русская душа» и «его русские чувства».

  9. Наибольший эффект в системе международных отношений имеет установление системы равновесия сил и равновесия права. Для А. М. Горчакова было важно выдержать баланс сил между Россией, Германией, Англией, Францией и Австрией.

  10. Решение славянского вопроса на Балканах в пользу славянских народов невозможно без России. Просматривается прямая зависимость между экспансионизмом Запада на Балканах и слабостью России.

  11. Важно не оставаться на посту до преклонного возраста, готовить молодую смену дипломатов, пестовать традиции российской дипломатии, внушать дипломатам любовь к истории.