logo
Бровкин книга

Культура Черногории в хiх - начале хх вв.

Общая экономическая отсталость Черногории, скудость природных ресурсов, непрерывная борьба за существование, как в политическом, так и в бытовом смысле не способствовала развитию черногорской культуры.

До конца века число грамотных здесь не превышало 10%. Несмотря на усилия правительства по развитию сети начальных школ.

Наиболее яркой фигурой черногорской культуры Х1Х века был правитель Черногории, великий поэт митрополит Петр  II Петрович Негош (1813-1851) Племянник черногорского митрополита  Петра I Петровича,  Негош в 17 лет стал правителем Черногории. Его государственно-политическая  деятельность была направлена на укрепление централизма, борьбу с племенным сепаратизмом. Негош мечтал добиться независимости Черногории. Негош был необыкновенно талантлив. Довольно скромное базовое образование он постоянно пополнял чтением, изучением языков, общением с выдающимися людьми своего времени. Полиглот, он хорошо был знаком с современной ему русской и западноевропейской литературой. При Негоше в Черногории появилась типография, правда, печатались там в основном сочинения самого владыки.             Негош - автор нескольких поэм, философских трактатов и многочисленных стихотворений.  В 1845 г. он опубликовал свою философскую поэму «Лучи микрокосма», реминисценцию на тему «Божественной комедии» Данте. Шедевром в творчестве Негоша по праву считается его поэма «Горный венец» (1847). Используя в качестве фабулы эпизод из средневековой истории Черногории, Негош развивает в этом эпическом сочинения идеи свободы и независимости, братства славянских народов, призывает к борьбе за восстановление былой славы и величия черногорского государства. Эта поэма Негоша сразу же стала чрезвычайно популярна среди южных славян и была переведена на многие языки мира.

 В 1833 г. в Черногории была открыта первая начальная школа.  Некоторые усилия по преодолению культурной отсталости и тотальной неграмотности в Черногории были предприняты и преемниками митрополита Негоша - князем Данилой и Николой Петровичами. Однако больших сдвигов в деле распространения грамотности в течение почти целого века в Черногории не произошло. В Цетинье работала гимназия, и даже было открыто учебное заведение для девочек под покровительством русской императрицы, но все же число грамотных в Черногории даже в начале ХХ века не превышало 10%.

  Процессы модернизации и урбанизации практически не затронули обыденной культуры. Черногорские городки не изменились, лишь в Цетинье - крошечной столице маленького черногорского государства  появился десяток европейских двухэтажных домов. Полученный по решению Берлинского трактата приморский город Бар стал летней курортной резиденцией королевской семьи, и там  был выстроен маленький дом-дворец. Черногорские жители, за исключением короля и нескольких его приближенных, не изменили ни своего народного костюма - весьма яркого и живописного, ни быта. Это объяснялось как бедностью края в целом, так и верностью традициям, в большей мере присущей горным народам, чем жителям равнин.

Черногорская культура развивалась в контексте и под влиянием общесербской культуры. Для ХIX в. вполне естественным был такой культурно-просветительский «экспорт». Все сербы - Австрийской империи, Османской империи, Сербии и Черногории были объединены не только общностью национальных задач, но и совместными усилиями в деле развития просвещения, искусства и науки. Корифеи сербской культуры Д. Обрадович, В. Караджич, Негош - достояние общесербской, а не локальной истории и культуры.