logo
Бровкин книга

Чешские земли в 50-60-е годы XIX в.

 

События революции 1848 - 1849 гг. явились рубежом в переходе чешского общества от феодализма к капитализму. Отмена барщины, распад сложившихся классов-сословий, отказ от наиболее отсталых патриархальных традиций в общественной жизни, целенаправленная экономическая политика государства, провозгласившего свободу предпринимательства, создание разветвленного государственного аппарата буржуазного типа вызвали глубокие изменения в сфере экономики чешских земель как составной части Австрийской империи.

 

Социальная структура чешского общества. Экономическое развитие чешских земель в период утверждения капитализма.

1850 - 1870-е годы XIX в. - пик формирования чешского буржуазного общества. В этот период в чешских землях в результате интенсивной модернизации всех направлений общественной жизни, воздействия завершавшегося промышленного переворота, быстрой урбанизации произошли существенные перемены в социальной структуре населения: заметно упрочила положение чешская национальная, в том числе и сельская буржуазия,  выросла численность промышленного и сельскохозяйственного пролетариата. Новые классы и социальные слои стремились укрепить свои позиции в системе политических сил чешских земель, монархии.

Продолжался рост численности населения Чехии, Моравии и Силезии. Высокий уровень прироста (ежегодно от 50 до 80 тыс.) в целом, хотя он происходил неравномерно, в зависимости от процесса индустриализации отдельных областей, наблюдался до конца XIX в. Сохранялась национальная неоднородность населения. В землях Чешской  короны, границы которых не совпадали с ареалом проживания чешской народности, наряду с чешским этносом находились группы австрийских немцев, поляков и евреев. Так, по переписи 1857 г. в Чехии немецкоязычное население составляло  более 36 %, в Моравии - более 25 %, а в Силезии - 50 %. В чешских землях насчитывалось в это время 470 городов. Интенсивный рост городского населения был связан с процессом формирования центров промышленных областей. Они представляли собой 3 группы: во-первых, центры промышленного производства, такие как Прага, Брно, Острава, Кладно, Либерец, Пльзень; во-вторых, центры со сложившимися торгово-ремесленными традициями, как, например, Ческе Будейовице, Иглов, Оломоуц; в-третьих, центры, сохранявшие ремесленно-купеческий характер, в их числе были Индржихув Градец, Пелгржимув и др.

В 50- 70-е годы почти половина населения чешских земель была занята в сельском хозяйстве. Для его развития характерны концентрация крупного землевладения, ибо громадные латифундии, составлявшие 0,3 %  от всех хозяйств, занимали почти 40 % земель и быстрое превращение их в индустриально-аграрные. Специализация производства с ориентацией на возделывание сахарной свеклы, технических культур, введение монопольного севооборота, широкое применение машин, создание целой сети малых крестьянских предприятий для переработки сельскохозяйственной продукции, активное включение землевладельцев в предпринимательство обеспечили интенсификацию аграрного сектора чешской экономики.

Владельцы участков в 20 - 50 га, в руках которых было сосредоточено более половины посевных площадей, широко использовавшие наемный труд и производившие продукты на рынок, представляли собой среднюю сельскую буржуазию. Шло интенсивное разложение группы седлаческих хозяйств в 10 - 20 га, имевших среднекрестьянский характер, традиционно занимавшихся организацией кустарных промыслов. Половина сельского населения владела участками в 1 - 5 га, но из-за долгов подобная собственность зачастую была иллюзорной, и крестьяне вынуждены были искать дополнительные источники средств  существования либо в городе, либо на предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции.

 Модернизация сельскохозяйственного производства, расширение пахотных земель, повышение урожайности, с одной стороны, обезземеливание и разорение крестьян, сокращение деревенских промыслов, с другой, вели к тому, что избыточная рабочая сила из чешских сел устремлялась в города, другие земли монархии Габсбургов, за границу.

В 50 - 60-е годы XIX в. закрепилось ведущее положение чешских земель в экономике монархии, которые, наряду с частью австрийских наследственных провинций, охватил индустриальный бум. Ликвидация таможенной границы с Венгрией (1850 г.) вела к значительному увеличению объема рынка с соответствующими средствами коммуникации - связи и транспорта, открывала богатые сырьем территории. Отмена или значительное снижение многих таможенных пошлин, заключение торгового договора с Пруссией предоставляли широкие возможности для капиталистического предпринимательства. Устойчивое развитие машиностроения, превращение промышленности  Чехии  из мануфактурной в машинную, интенсивное железнодорожное строительство, активное использование научных открытий, технических возможностей промышленной революции (коксование, печи Мартена и Томаса и т.п.), а также новых форм хозяйствования (распространение акционерных компаний, к 1873 г. их насчитывалось около 300, т.е. половина всех существовавших в австрийской части монархии) свидетельствовали о быстрой индустриализации чешских земель.

Убыстрение процесса аккумуляции капиталов в чешских землях поддерживало интерес австро-немецкой буржуазии, вкладывавшей финансы в сферу производства, кредитования, к этому региону. В свою очередь, чешская буржуазия в 1869 г. создала Живностенский (Ремесленный) банк, ориентировавшийся на национальный капитал. Вместе с тем она организовала широкую сеть сберегательных касс для собирания и накопления финансовых средств мелких чешских вкладчиков.

 

Чешское национальное движение в 50-е годы XIX в.

После введения в Праге военного положения радикально-демократическое течение оказалось разгромлено. Лидеры национальной партии вынуждены были отказаться от политической борьбы. Начиная с марта 1849 г., был принят ряд реакционных законов о печати, что постепенно привело  к закрытию независимых от властей чешских политических изданий. Лишь К. Гавличек-Боровский продолжал публицистическую деятельность. В мае 1850 г. он основал в городе Кутна Гора газету “Слован” (”Славянин”), которая многократно конфисковывалась. Несмотря на судебные преследования за статьи, разоблачавшие политический курс правящих кругов, газета выходила до августа 1851 г.

 

Эпоха неоабсолютизма.

С 1852 по 1860 гг. в монархии Габсбургов утвердился режим неоабсолютизма, направленный на централизацию государственной власти, на создание стабильных политических условий для проведения модернизации экономики, новой коммуникационной инфраструктуры империи. Важнейшей политической фигурой, проводником идеи усиления абсолютной власти монарха Франца Иосифа, правившего с 1848 по 1916 год, стал министр внутренних дел А. Бах (1813 - 1893 гг.). Именно поэтому 50-е годы XIX в. известны в историографии как эпоха Баха. Укреплявшийся государственный аппарат взял под свою юрисдикцию земское управление. Было введено единое общеавстрийское гражданство, унифицированы уголовный кодекс, одновременно упразднявший институт присяжных заседателей, и судопроизводство, провозглашен принцип всеобщего начального образования, рассматривавшийся как одно из важнейших средств в обеспечении модернизации.

Общественные настроения в чешских землях получили выражение в научных (”Жива” 1853), специальных, юмористических, развлекательных (”Люмир”, 1851) и прежде всего в литературных журналах. Широкую известность имели альманахи “Лада Ниола” (1855), “Май” (1858), журнал “Образы живота” (”Картины жизни”, 1859), культурно-политическое и экономическое ревю “Посел з Праги” (”Пражский вестник”, 1857), сатирический журнал “Гумористицке листы” (”Юмористическая газета”, 1858).

Специфика развития чешской политической жизни в конце 50-х  годов состоит в том, что подъем чешского Национального движения прежде всего проявился в борьбе за новые общественно-политические периодические издания: “Час” (”Время”, 1860, издатель А. Краса) и “Народни листы” (”Национальная газета”, 1861, издатель Ю. Грегр). Именно органы печати стали организационными центрами идейно-политической борьбы и в самом чешском национальном лагере. Для защиты национальных и государственно-правовых интересов чешская буржуазия в 50 - 60-е годы особенно активно использовала разветвленную систему союзов, различных организаций, таких как певческий союз “Глагол”, “Мещанская беседа”, “Сокол”, сеть ссудных и сберегательных касс, экономических обществ, кружков и т.п.

 

Конституционное движение 60-х годов.

К концу 50-х годов под воздействием экономического кризиса, внешнеполитических неудач (1859 г. - поражение в войне с Францией и Пьемонтом), под давлением национальных движений, особенно венгерского, правительственные круги пришли к убеждению о необходимости перехода к конституционным формам правления. Монархия Габсбургов вступила в период конституционных экспериментов.

Обнародование в 1860 г.  так называемого Октябрьского манифеста и диплома было воспринято чешским обществом как начало перехода от централизации к федерализму. Основополагающим элементом системы парламентаризма становились земские сеймы. Между тем, издав Февральский патент (1861 г), Франц Иосиф вновь усилил позиции централистов. За счет передачи части правомочий местных ландтагов центру важнейшим органом монархии становился общеимперский  орган парламентского типа - имперский совет или рейхсрат. В австрийской части государства вводился “узкий” рейхсрат, включавший 203 депутата. Одновременно были приняты земские конституции, действовавшие вплоть до 1918 г.

 

Возникновение Национальной партии.

С началом оживления политической жизни в Австрийской империи  после падения неоабсолютизма чешская буржуазия  в практической политике ориентировалась  на умеренный либерализм, либерализм политического компромисса.

Первой общенациональной организацией  либерального типа в чешских землях стала Национальная партия, возникшая в 1860 г. и лишь на начальном этапе сохранявшая программное и тактическое единство. Ее социальной базой являлась прежде всего средняя и мелкая национальная буржуазия, зажиточное крестьянство, мелкобуржуазные слои и интеллигенция.

Наброском программы чешской либеральной буржуазии  стал разработанный Ф. Л. Ригером и подписанный 12-ю чешскими политическими деятелями во главе с Ф. Палацким  меморандум от 18 июня 1860 г. в форме петиции к императору. В нем содержались требования обеспечить в имперском совете представительство, соответствующее роли  чешских земель в монархии, расширить земское самоуправление. Авторы документа исходили из естественно-правовой аргументации.

 В более развернутом виде программные принципы  Национальной партии  были сформулированы в первом номере газеты “Народни листы” (январь, 1861) - официальном органе партии, ставшем трибуной буржуазно-прогрессивных сил чешского общества. Статья, подготовленная Ригером, исходила из новых политических условий. Усиление политической роли аристократии в общеимперском масштабе актуализировали для чешской либеральной буржуазии вопрос о сотрудничестве с историческим дворянством и интерес к государственному историческому праву. Автономия “историко-политических индивидуальностей”, о которой говорилось в правительственных документах, трактовалась чешскими лидерами как готовность двора к сохранению исторических областей и расширению полномочий территориально-политических единиц.

 

Дифференциация сил в чешском национальном лагере.

 Фактически с июня 1861 г.  Национальная партия включала старочешское течение, представлявшее интересы более умеренных представителей чешской общественно-политической элиты, и младочешское, выражавшее взгляды укреплявшей свои позиции промышленной и торговой буржуазии, радикально настроенных политических деятелей. С начала 1862 г. по отношению к официальному курсу чешских либералов заявило о себе оппозиционное течение во главе с братьями Ваврами, К.Сладковским, Й.Бараком, издававшее собственный политический еженедельник “Глас” (”Голос”). Эта группировка, видевшая в крестьянском сословии ядро нации, полагала, что дворянство утратило свою историческую роль и не могло  рассматриваться как реальный союзник  в политической борьбе за интересы чешского народа. В качестве одного из программных положений сторонники Сладковского  выдвигали тезис о быстром и полном восстановлении баланса сил чехов и немцев в чешских землях, акцентировали внимание на проблемах развития экономики, промышленности и торговли. Весной 1863 г. в ходе обсуждения проекта избирательного закона, ослаблявшего позиции австро-немецкой буржуазии в торговой и ремесленной палате и аристократов в курии землевладельцев в земском сейме, Сладковский публично выступил против коалиции лидеров чешской буржуазии с консервативной аристократией и отрицал концепцию национального единства как несостоятельную.

Несмотря на стремление лидеров Национальной партии представить чешский буржуазный лагерь как единое целое, с этого времени можно говорить о существовании в Национальной партии двух фракций, громко заявивших о себе в связи с восстанием 25 января 1863 г. в Королевстве Польском. Умеренно-либеральное крыло было представлено группировкой вокруг газеты “Нaрод” (”Нация”, выходила с декабря 1863 г.), лидерами которой стали известнейшие чешские политики - Ф.Л.Ригер, Ф.Палацкий. Леволиберальное или либерально-демократическое течение блокировалось  вокруг редакций газет “Нaродни листы” и “Глас”, объединившихся в 1865 г. Кроме того активно действовала группа, отличавшаяся политическим радикализмом и представленная интеллигентами-разночинцами, студенчеством во главе с Й.Бараком, Р.Турн-Таксисом, Й.В.Фричем, проживавшим за границей.

Ф.Палацкий характеризовал восстание как безнадежное и вредное для всех славян событие, “большое несчастье” для поляков, осудил позицию младочехов и особенно радикалов - “революционеров по инстинкту”. Младочехи видели в восстании пример последовательной борьбы за восстановление государственной независимости. Однако такие радикальные методы борьбы, как вооруженное восстание, выдвижение на первый план  национальной программы  социальных мотивов были неприемлемы для ведущих группировок чешской буржуазии. В то же время разгром восстания расценивался Ф.Л.Ригером как удар по идее самоутверждения славян в качестве самобытных наций в Европе.

С лета 1863 г. чешская либеральная буржуазия перешла  к тактике пассивного сопротивления. Чешские депутаты рейхсрата отказались  от участия в его работе, обосновав этот шаг тем, что действовавший избирательный закон ограничивал представительство чешских земель.

Политическая жизнь середины 60-х годов проходила в условиях обсуждения, а затем заключения австро-венгерского соглашения. Обеспокоенный таким развитием событий Палацкий протестовал против намечавшегося дуализма и попытался всесторонне обосновать  федералистскую программу в цикле статей “Идея австрийского государства” /1864 - 1865/. Его австрославистская концепция была модифицирована с учетом новых политических реальностей, ибо в основу федерации он предложил положить комбинацию исторического и этнического принципов. Его план устройства федерации помимо наследственных австрийских провинций и Венгрии включал комплексы чешских, польских, итальянских земель в западной части монархии и “иллирийское королевство”, Хорватию, Трансильванию в Транслейтании. Таким образом, словаки, закарпатские украинцы, сербы оставались в составе Венгрии, а русины - в польской группе.

 

 

 

 

 

Чешские земли в конце 60-х - начале 70-х годов.

 

Образование Австро-Венгрии. Конституция 1867 г.

Заключение австро-венгерского соглашения в 1867 г. привело к тому, что Австрийская империя была преобразована в Австро-Венгрию. Единое абсолютистское государство превратилось в двухцентровое. Формой государственного правления стала дуалистическая монархия, состоящая из двух парламентских монархий, которые сохраняли суверенитет и имели для обоих государств единого монарха [конституционный король для Транслейтании (земли Венгерской короны включали королевства Венгрию, Хорватию и Славонию), император - для Цислейтании, австрийской части монархии].

Для ведения “общих дел”, определенных в законе о “Соглашении”, были образованы три общих министерства  (иностранных дел, военное и финансов) и общее представительство, составленное из делегаций по 60 человек от обоих парламентов. Государственные расходы были поделены между Австрией и Венгрией в соотношении 70 : 30  (в течение 10 лет объединенная комиссия, обладаюшая совещательными правами, должна была участвовать в распределении доходов). Обе страны независимо друг от друга осуществляли управление, судебную деятельность, а также самостоятельно решали большинство финансовых и хозяйственных вопросов, находящихся под контролем  своих парламентов. Габсбургская монархия сохранялась как единая территория в таможенном отношении с единой системой денежных знаков и др. Финансовые обязательства сторон, как и принципы финансовой и экономической политики должны были согласовываться каждые 10 лет.

Превращение Цислейтании в конституционное буржуазное парламентское государство выражалось в принятии целого ряда государственных законов, составивших Декабрьскую конституцию 1867 г., вводившую буржуазные по существу и конституционные по форме порядки. При этом, несмотря на деятельность парламента, император сохранял полномочия в значительной мере абсолютистского характера.

Наиболее далеко идущие последствия имел  14-й параграф конституции, согласно которому правительство фактически могло управлять государством в обход парламента.

Конституция 1867 г., с одной стороны, признавала за всеми землями полноту государственной власти, а с другой - рассматривала их лишь как “историко-политические индивидуальности”. Это означало, что все 17 королевств и земель внутри самой Цислейтании представляли отдельные государственные единицы, не связанные между собой, но объединенные представительством в рейхсрате.

О буржуазно-демократическом характере Конституции 1867 г. свидетельствовали провозглашение политических прав и свобод, в частности, единое государственное гражданство, равенство граждан перед законом, свобода передвижения, неприкосновенность личности, сохранение тайны переписки, право петиций, собраний, союзов, свобода совести, науки, выбора профессии, право на защиту национальных интересов. Приобрело силу закона требование буржуазии о введении всеобщей воинской повинности, была проведена реформа в области налоговой политики, реформа управленческого аппарата, школьная реформа, признан гражданский брак.

Конституция заявляла о правах наций лишь в самом общем виде. Она признавала автономные права за землями, как правило, населенными различными народностями, имевшими собственные законодательные учреждения - сеймы. В свою очередь, они обладали весьма узкими правами и занимались делами местного уровня. К их компетенции относились: выработка земского устава, избирательных законов, регулирующих выборы в сейм, общинные дела, школьное обучение, за исключением университетов, вопросы, касающиеся обработки земли, проведения и содержания путей сообщения местного значения и т.п.

 

Чешское общество в период введения дуализма.

Во второй половине 60-х годов чешская буржуазия подняла знамя чешского государственного исторического права, возведя его в ранг общенациональной идеи. В ставших традиционными “посланиях и просьбах” к императору она требовала восстановить автономию и единство земель Чешской  короны во главе с придворным канцлером и генеральным сеймом, провести избирательную реформу в духе национального равноправия, добиться согласия императора на коронацию Чешской короной.

Во время австро-венгерских переговоров чехи стремились оживить федералистскую концепцию, добиться  ее поддержки со стороны славянских федералистов. В основу федеративной структуры были положены “исторические земли”. После провозглашения в феврале 1867 г. Австро-Венгрии младочехи перешли в крайнюю оппозицию по отношению к правительству, старочехи высказались за выход чешских депутатов из сейма.

Как антидуалистическую демонстрацию рассматривали и старочехи, и младочехи участие чешских общественных деятелей, ученых во Всероссийской этнографической выставке в мае 1867 г. Однако они не нашли полного понимания у российского правительства, ибо последнее трактовало чешский вопрос как внутреннее дело империи Габсбургов. Летом 1867 г. чехами была предпринята попытка установить контакты с Францией. В меморандуме, который вручил Ригер Наполеону III, указывалось на “стратегическое значение чешских земель“ для всей Европы, подчеркивалась роль славянских народов  как противовеса угрозе пангерманизма. Но и на этот раз лидерам чешской буржуазии не удалось получить действенной помощи за  границей.

 

Таборы. Декларация 1868 г.

Весной 1868 г. в чешских землях стремительно нарастает движение таборов, которое принимает массовый характер. Оно продолжалось до сентября 1871 г. Его сторонников объединили оппозиционные настроения, усилившиеся после заключения австро-венгерского соглашения и подогреваемые националистическими заявлениями лидеров  немецкого населения чешских земель. В Чехии в движении таборов участвовало от 500 тыс. до 1 млн., в Моравии - около 450 тыс., в Силезии - 25 тыс. человек. Младочехи декларировали свою солидарность с народом, поддержали демократические требования, сформулированные в ходе этих выступлений. Между  тем старочехи быстро встали на путь переговоров с правительством.

22 августа 1868 г. в день открытия чешского земского сейма, который не созывался с апреля 1867 г., от имени 81 чешского депутата была подана Декларация, в которой обосновывался их отказ от участия в работе сейма. Декларация не признавала новое дуалистическое устройство империи. Этот документ представлял собой программное заявление чешской политической элиты, в котором защищалась государственно-правовая самобытность чешских земель,  указывалось, что заключение австро-венгерского соглашения означает признание политического приоритета австрийских немцев и венгров над славянами, говорилось о необходимости справедливого политического представительства в рейхсрате чешского народа, подписании договора между ним и государем. Речь шла о чешско-австрийском соглашении между  “чешским королем, монархом и политическо-исторической чешской нацией”, об обеспечении равноправия чехов и немцев в чешских землях.

В этой ситуации историческое дворянство стало рассматриваться старочехами как перспективный союзник на пути конституционных преобразований монархии, в достижении федералистского соглашения с австрийским императорским домом. Младочехи же, в свою очередь, хотя и с рядом оговорок, шли в фарватере стратегической линии старочехов.

 

Фундаментальные статьи.

Начавшиеся переговоры с правительством вылились в подготовку трех документов: Фундаментальных статей, определявших положение Чехии в составе Австро-Венгрии, проекта закона о защите национальностей в Чехии и нового избирательного закона, определявшего порядок выборов в чешский сейм. 10 октября 1871 г. Фундаментальные статьи были приняты чешским сеймом за исключением немецких депутатов-либералов. По сути чешские парламентарии признали австро-венгерский дуализм, отказались от идеи реорганизации империи на основе триализма: Австрия - Венгрия - комплекс объединенных чешских земель. По аналогии с текстом австро-венгерского соглашения Чешское королевство предоставляло “всем королевствам и землям империи право решения общих вопросов”: иностранных и военных дел, финансов. Оговаривалось число и условия участия чешских представителей в составе австрийской делегации, избранной, правда, не рейхсратом, а сеймом. Общеавстрийскими делами являлись торговля, налоговая политика (косвенные налоги), денежная система, коммуникации, законодательство о гражданстве. Законодательная компетенция в этих сферах передавалась бы особому конгрессу делегатов - сенату, заменяющему верхнюю палату рейхсрата Цислейтании. Исполнительный орган - общеавстрийское правительство - формировался из придворных канцлеров или же земских министров, т.е. глав правительств отдельных земель.

Чешская политическая элита вела переговоры о положении Чехии, а не всех земель Чешской короны , не имевших в то время ни единого представительства и органа управления, и не обладавших необходимым уровнем сознания своей общности. Так, представители Силезии выступили против чешско-австрийского соглашения, а депутаты моравского сейма трактовали единство земель Чешской короны как их персональную унию.

Жесткое противодействие венгерских политических кругов, увидевших в соглашении угрозу интересам Венгрии, резкое неприятие его австро-немецкими депутатами рейхсрата, опасавшимися славянизации империи, бурный протест немецкого населения Цислейтании, выступившего с антиправительственными и антиславянскими лозунгами, отрицательная позиция высшего руководства образованной в 1871 г. Германской империи, особенно Вильгельма I и Бисмарка, привели к тому, что император Франц Иосиф отказался подписать соглашение, объявил об отставке кабинета Гогенварта, сторонника заключения договора с чехами. Все это свидетельствовало о провале чешского политического курса на федерализацию двуединой монархии, не нашедшего понимания в обществе, у политической элиты Австро-Венгрии и ее союзника. Победу одержали противники соглашения с чехами, что означало крушение надежд чешских либералов.

Что касается идеологических установок Национальной партии во второй половине  60-х гг. XIX в., то на смену австрославизму, исходившему в 1848 г. в основном из этнического принципа (естественного права), пришел австрофедерализм на основе государственного исторического права, когда в программных выступлениях  лидеров партии социально-политические вопросы были оттеснены, а порой просто заменены на государственно-правовые и национальные требования. Это привело к тому, что социальная база Национальной партии оказалась в чешских землях недостаточно надежной.

 

Образование партии младочехов.

1871 г. стал пиком в развитии Национальной партии. Провал государственно-правовой борьбы привел к углублению внутрипартийного кризиса, к изменению программы и тактики действий чешских политиков. Младочехи приняли решение участвовать в работе земского сейма, в то время как старочехами тактика пассивного сопротивления расценивалась как мощный рычаг воздействия на правительство. Кризис в Национальной партии завершился ее расколом, сопровождавшимся потоком взаимных обвинений и дискредитации политической линии соперников в печати. В конце 1874 г. на съезде  младочехов была образована Национальная партия свободомыслящих.

Программа новой партии в качестве основных задач предусматривала демократизацию общественного устройства, введение равноправия, защиту прав и свобод, отстаивание конституционных принципов и совершенствование парламентского устройства, расширение местного самоуправления и др.

Что касается тактики, то партия рассматривала пассивное сопротивление как тормоз в борьбе за права чешского народа, высказалась за активное участие в выборных органах, особенно в земском сейме. Младочехи поставили цель: добиваться признания самостоятельности чешских земель на основе государственного исторического права, издания справедливого указа о защите национальностей, введения всеобщего избирательного права.