logo
Бровкин книга

Воеводина в составе империи Габсбургов в конце хуш века - 1914 г.

Социально-политическое положение сербских земель монархии в первой половине XIX в.

 Современная автономная республика Воеводина в составе Союзной Республики Югославии расположена на территории, которая до 1918 года входила в империю Габсбургов. Границы современной Воеводины устанавливались после второй мировой войны и несут на себе отпечаток политических и национальных реалий тех дней. В ХУШ - начале ХХ вв. земли эти отвоеванные у Османской империи составляли либо части Военной Границы, либо часть Триединого королевства Хорватии Славонии и Далмации (Срем), либо южные комитаты (округа) Венгерского королевства. Собственно  об этих южных комитатах Венгрии - Бачке, Баране и Банате и идет речь, когда говорят о Воеводине  конца ХУШ - начала ХХ веков. Сам термин - Воеводина  - является самоназванием вышеуказанных территорий сербами, которые постоянно настаивали на учреждении должности их верховного правителя - воеводы.

На Пожунском сейме 1792 г. сербы были объявлены равноправными подданными Венгрии, а митрополит и епископы получили право участвовать в работе венгерского государственного собрания. Но их права постоянно ущемлялись, особенно при приеме на государственную службу. Фактическим главой края в 1790-1836 гг. был карловацкий митрополит Стеван Стратимирович. При нем ни разу не созывался сербский народно-церковный сабор - орган местного народного представительства. Митрополит не желал  участия в саборах светских лиц, сосредоточив всю власть в своих руках. С этого времени можно говорить о все усиливающемся конфликте между церковными и светскими лидерами среди сербов Воеводины.  Первый сабор был созван лишь через год после смерти Стратимировича и на нем митрополитом был избран епископ Стеван Станкович. На этом саборе народные представители требовали проведения заседаний, посвященных обсуждению ключевых вопросов жизни сербов в Австрии.  Однако император не позволил превратить сабор в общенародный орган, оставив ему по-прежнему лишь церковные функции. Такая же ситуация повторилась и во время выборов следующего митрополита Иосифа Раячича (1785-1861 гг.).

Помимо Воеводины и Военной Границы компактные группы сербов были рассредоточены по всему  Венгерскому королевству. Но самыми крупными центрами были гг. Нови Сад (20.000 чел) и Сремские Карловцы - резиденция сербского митрополита. Вместе с тем большие колонии сербов были и в  других районах Венгрии.  На этих территориях - Воеводины и Венгрии  уже в ХУШ веке сложилась прослойка сербских торговцев, ремесленников, а в Х1Х веке формируется сербская национальная  буржуазия и интеллигенция. Сербская торговая буржуазия занимала важное место в деле поддержки просвещения и культуры. Благодаря этим меценатам в 1826 году было создано первое культурно-просветительное учреждение академического типа у сербов - Матица Сербская, ставшее центром научной мысли всех сербов,  как в Австрийской империи, так и за ее пределами.  Сербские газеты и журналы издавались в Нови Саде и в Пеште,  также  являвшемся  одним из центров  сербской диаспоры в Венгрии. С 1792 г. в Сремских Карловцах и с 1810 г. в Нови Саде стали работать сербские гимназии. Начальные  и средние школы к этому времени уже здесь были широко распространены. Общий уровень грамотности по сравнению с сербами, проживающими в Османской империи, был  очень высок.

Во время Первого сербского восстания т.н. «австрийские сербы»  участвовали в качестве добровольцев в боях с турецкой армией, оказывали материальную поддержку повстанцам, принимали раненых и беженцев, способствовали развитию культурных и государственных институтов в Белградском пашалыке. После подавления восстания  около ста тысяч беженцев укрылись на территории Австрийской империи. Тесные связи сербов по обе стороны рек Савы и Дуная  сохранялись на протяжении всего Х1Х века вплоть до Первой мировой войны. Признание автономии сербского княжества (1833 г.) и затем завоевание его независимости (1878 г.) укрепили надежды на создание единого сербского государства и породили у  части сербов Австрии сецессионистские настроения.

Наряду с  утопичной для того времени идеей возможного выхода из  Австрийской империи, гораздо более актуальным был вопрос правовых норм существования сербов в Венгерском королевстве и в империи в целом. Привилегии Леопольда 1 практически утратили свою реальную значимость. Вся автономия сербов сводилась исключительно к церковным и школьным делам. Особенно сложной стала ситуация с автономными правами после того как Бараня,  Бачка и часть Баната  были выведены из Военной Границы в конце ХУШ - начале Х1Х века и вошли в состав Венгерского королевства в качестве рядовых административных единиц. Урегулирование отношений с венгерским центром становится главной задачей сербов. Главным был вопрос о признании церковно-народного сабора  местным органом управления. Такого признания вплоть до 1848 г. сербы не получили ни от Вены, ни от Пешта. Не менее важным был вопрос о представительстве сербов в венгерском государственном собрании. И здесь не удалось добиться избрания депутатов по национальному признаку, они должны были быть избраны по тем же правилам, что и в остальных дистриктах. Венгерское руководство старалось пресечь рост сербского сепаратистского движения и проводило наряду с жесткими политическими мерами и экономические. Так на  территории Баната, Бачки и Барани ранее в основном заселенные сербами венгерские власти переселяли венгров, румын и словаков, предоставляя им земли. Австрийский центр в свою очередь способствовал колонизации края немцами, в том числе и религиозными диссидентами из немецких государств. Таким образом, с нарастанием волны колонизации сербы уже не составляли большинства на территории Воеводины.

К середине Х1Х века экономическое положение Воеводины стабилизировалось. Она заняла важное место в империи, став на долгие годы одним из важнейших зернопроизводящих районов империи. Здесь преобладали крупные латифундии, принадлежащие венгерским и немецким помещикам, а  также сербскому митрополиту. В 1836-1840 гг. на земли Бачки, Барани и Баната распространились принятые венгерским государственным собранием урбариальные законы, дающие большую инициативу кметам в вопросах передвижения и выкупа земли, но выполнялись они помещиками неохотно.

Сербская буржуазия в основном занималась торговыми операциями, так как здесь находился один из перекрестков торговых путей Запад-Восток. В 1836 году на Дунае появляются паровые суда, а в Нови Саде строится пароходная пристань, что способствовало развитию торговли и экономики в  крае.

Воеводина в революции 1848-49 гг.

Сразу же после начала венгерской революции, в середине марта 1848 г.  начались волнения и в населенных сербами южных комитатах. Крестьяне требовали решения земельного вопроса и отмены урбариальных повинностей, в городах раздавались призывы направить в Пешт депутацию, которая выразит солидарность с венгерским революционным правительством и предложит план сербо-венгерской договоренности о политическом статусе сербов. Такая делегация во главе с Джордже Стратимировичем, отставным офицером провела в конце марта переговоры с  лидерами венгерского революционного правительства Л.Баттяни и Л.Кошутом. Венгерская сторона категорически отказалась предоставить сербам какие-либо формы политической самостоятельности, в том числе и языковой, отстаивая концепцию целостности венгерского государства и утверждения понятия единого «политического народа Венгрии». Неудача  переговоров с венграми ускорила решение о созыве общесербской скупщины. Собравшая  около  10 тыс. представителей сербов различных районов Южной Венгрии, Срема и Военной Границы скупщина проходила с 1 по З мая  в  Сремских Карловцах. На ней были приняты решения о политической автономии Воеводины (Срем, Банат, Бачка и Бараня), ее полной независимости от Венгрии. Важным было решение о солидарности и возможном административном объединении с Триединым королевством Хорватии, Славонии и Далмации. Это было яркое проявление югославянской солидарности в борьбе с мадьяризацией.  Митрополит Раячич был избран патриархом, воеводой был избран заочно находящийся в Италии граничарский полковник Стеван Шупликац (1786-1848 гг.).  Было сформировано и правительство -  «Главный комитет», которое возглавил офицер в отставке Джордже Стратимирович (1822-1908). Местные  «народные комитеты» осуществляли функции органов новой власти на местах. Они  заменили ликвидированные  в гражданских районах венгерские, а на территории Военной Границы австрийские органы управления. Фактически власть в Воеводине   полностью перешла в руки  Главного и местных комитетов. Императорские власти не признавали решения майской скупщины, а венгерское правительство отреагировало решительно - начав боевые действия против воеводинских сербов. В июне 1848 г. вооруженные силы Воеводины, состоящие как из регулярных граничарских отрядов, так и из добровольческих формирований вступили в  бои с венгерской армией на территории Бачки и Баната. Началась сербо-венгерская война. Венграм поначалу удалось добиться успеха на территории Баната и Бачки, но  с сербские войска соединились с армией Елачича и совместными усилиями сумели захватить большую часть Венгрии. Патриарх Раячич фактически стал главой Воеводины, так как воевода Шупликац умер в декабре 1848 г. Венское правительство, заинтересованное в подавлении венгерской революции в конце 1848 г. признало решения майской скупщины и обещало признание политической независимости Воеводины. В 1849 г. венграм удалось вновь добиться успеха и восстановить временно, до окончательного поражения революции, свою власть в южных комитатах. 

 

Провинция Сербская Воеводина и Темишский Банат (1849-1861гг.)

18 ноября 1849 г. императорским указом была создана на части территории Срема, Бачки и Баната провинция Сербская Воеводина и Темишский Банат. Земли, составляющие провинцию, были выведены из-под юрисдикции Пешта и напрямую подчинялись Вене. Но требования сербов не были полностью удовлетворены. Во-первых, великий воевода не избирался народом, а его функции взял на себя сам император, объявивший себя воеводой. Во-вторых, правительство отказалось сформировать провинцию на территориях с преобладающим сербским населением. Границы новой провинции были определены таким образом, что сербы не имели в ней  численного большинства, и почти половину ее составляли территории населенные румынами. В конфессиональном плане в провинции преобладало православное население (сербы и румыны), объединенное общей патриархией, но разделенное языковым барьером. Но и это единство было временным, в 1863-64 гг. румынская церковь была выведена из-под управления Сербской патриархии и получила самостоятельную митрополию. Новая провинция Сербская Воеводина и Темишский Банат не отвечала национальным требованиям ни сербов, ни румын. Лидеры румынского национального движения в адресе к императору в 1849 г. выразили протест против включения Баната в Воеводину, где большинство администрации составляли сербы, хотя их совокупное число в провинции не превышало четверти населения. Главным городом провинции также был назван центр Баната - Темишвара. Провинция не имела и непосредственной границы с Сербским княжеством, чтобы не допустить ирредентистских планов. Таким образом, преследуя свою цель не допускать создания национально однородных территориальных единиц, австрийское правительство вбило клин национальных претензий между сербами и румынами,  а также разъединило этим административным делением сербов и хорватов Триединого королевства и Воеводины. Сербы получили православную, а не национальную автономию. На 321 тыс. чел сербов в провинции приходилось 397 тыс. румын, 335 тыс. немцев, 221 тыс. венгров и несколько тысяч человек других этнических групп. С 1854 г. официальным языком, как и в других частях империи, здесь был объявлен немецкий.

Курс венского правительства на урегулирование отношений с Венгрией и принятие Октябрьского диплома 1860 г привели к ликвидации    27  декабря 1860 г. провинции Сербская Воеводина и Темишский Банат. Бачка и Банат вернулись под юрисдикцию Пешта, а Срем отошел Триединому королевству Хорватии, Славонии и Далмации. После демилитаризации и реорганизации Военной Границы (1871-1881 гг.) основная ее территория  была присоединена к Хорватии, а банатские части вошли в состав Венгерского королевства.

Политические партии и программы сербов Воеводины во второй половине Х1Х - начале ХХ вв.

С 1861 по 1914 г. Воеводина развивается в рамках венгерской части империи Габсбургов. Экономическое значение южных областей Венгрии, где проживали большие группы сербского населения, было велико. Это был один из основных высокопродуктивных сельскохозяйственных районов империи. Преобладание здесь крупного землевладения способствовало развитию капиталистических форм хозяйствования. Национальный вопрос был здесь и вопросом социальным, так как большинство крупных землевладельцев Воеводины составляли венгерские помещики (2% венгров владели 32% земли).

     Попытки сербских политических деятелей разработать и  реализовать программу восстановления автономии Воеводины вызывали негативную реакцию как имперского центра и венгерских властей, так и некоторых хорватских политиков. Тем не менее, первая такая программа из 16 пунктов была выработана  уже в апреле 1861 г. во время работы Благовещенского сабора. Сабор требовал создания новой административной единицы -  Сербской Воеводины, включающей Срем, Бачку, Банат и Военную Границу. Эта автономия должна была бы представлять интересы более чем миллионного населения сербов Австрийской империи, в том числе сербов на территории Хорватии, Славонии и Далмации, которые выбирали бы воеводу вместе с жителями Воеводины. Венское правительство отказалось удовлетворить это требование и не в последнюю очередь из-за опасений связанных с усилением авторитета Сербского княжества на Балканах.

Активные контакты воеводинских сербов с Сербским княжеством выразились в создании в начале 60-х гг. в Нови-Саде либеральной политической организации - Объединенная сербская молодежь («Омладина») куда наряду с сербами Воеводины входили и политические деятели либерально-демократического направления из Сербского княжества: Светозар Маркович. Владимир Йованович и другие. Задачи организации были как культурно-просветительные, так и чисто политические - объединение всех сербов в рамках конституционного демократического государства. Сербское политическое движение в Воеводине приобретает отчетливо национальный характер, как и у большинства других зависимых народов империи, сопровождающееся  открытыми формами пропаганды сепаратизма и ирредентизма.

Сербская народная свободная партия (либералы), возглавляемая Светозаром Милетичем (1826-1901 гг.), стала  первой сербской    политической партией Воеводины. Ее программа,  принятая на съезде в г. Бечкереке в 1869 г., наряду с общелиберальными требованиями: муниципальной автономии, свободы собраний и организаций, содержала и национальные требования: признание сербского языка во всех областях общественной жизни - от университетских кафедр до  армии, в тех частях, где сербы составляют большинство. Программа была составлена в духе идеи великой Сербии, разрабатывающейся в это время в Сербском княжестве.  Светозар Милетич и его партия вели открытую борьбу с системой дуализма, в том числе и на страницах своей газеты «Застава».  Они выступали с лозунгом федерализации государства по примеру Швейцарии. Партия подвергалась репрессиям, а ее лидер дважды отбывал тюремное заключение за антиправительственную деятельность. После Восточного кризиса 1875-78 гг., когда сербский вопрос осложнился в связи с оккупацией Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в партии обнаружились разногласия. Раскол произошел в 1884 г. на умеренных и радикалов. Радикальная партия Воеводины под руководством Яши Томича стала главной и ведущей партией воеводинских сербов.   Партия продолжала развивать положения Бечкерекской программы, выступая за  политическую автономию, причем не только сербов, а всех славянских народов империи, за введение национального языка в делопроизводство, за церковную автономию. Партия решительно выступала против возможной аннексии Боснии и Герцеговины  Австро-Венгрией. Радикалы вместе с Самостоятельной партией Славонии вели борьбу за объединение угнетенных народов Венгрии. В 1895 г. в Будапеште они провели съезд румын, словаков и сербов, на котором была принята программа борьбы этих народов за свои национальные права.

Наряду с автономистскими и сепаратистскими течениями существовали и политические силы среди сербов, ориентированные на интеграцию Воеводины в государственную и правовую систему Венгерского королевства. Такой была созданная в 60-е годы политическая организация Джордже Стратимировича. Но они были заметно слабее и менее популярны.

Сербское политическое движение во второй половине Х1Х века пришло в противоречие и открытое противостояние с венгерской консолидирующей идеей, концепцией единой политической нации. Сербская политическая оппозиция способствовала расшатыванию государственно-политической системы, как венгерской интеграции, так и австро-венгерского федерализма в целом. Территория Воеводины была одним из самых сложных для управления регионов. Венгерский центр прилагал все усилия к ликвидации сербской национальной оппозиции, усиливая политику мадьяризации. В 1878 г. был принят закон об обязательном изучении венгерского языка в школах, существенно дополненный и расширенный указами 1893 и 1907 гг.  Планомерная колонизация края привела к тому, что сербов  на воеводинских землях к 1910 г. было 39%, а венгров 32%. Культурная же политика Будапешта была построена так, что на  157 сербских начальных школ приходилось 560 венгерских. Последним усилием центра удержать в подчинении регион было решение Венгерского правительства о ликвидации в 1912 г. сербской церковно-школьной автономии. Таким образом, рядом последовательных актов с 1860 по 1912 гг. была ликвидированы все формы автономии Воеводины.