logo
istorii_kazahstana

58.Представители письменной литературы XV-xviiIвв(м.Х.Дулати,Жалаири,Абулгази)

Жалаири Кадыргали

Кыдыргали Косынулы Жалаири, Кадыргалибек Косынулы Жалаири, Кыдырали ибн Хосумбек - средневековый казахский ученый и известный би. Предки Кадыргали Жалаири со времен Караханидов непрерывно были ханскими ноянами, визирями, батырами. Его отцом был Косын-бек, а дедом - Темшик-батыр. Кадыргали Жалаири выполнял должности воспитателя высокородных отпрысков и ханского советника при дворе правителяПосле того, как его аул был разорен калмыками, а сын Шыгай-хана и брат Тауекель-хана - Ондан султан - погиб от вражеской руки, Кадыргали Жалаири, взяв с собой 13-летнего сына Ондан султана Ораз-Мухаммед а, перекочевал вместе с родственниками на территории, принадлежавшие Сибирскому хану Кучуму. Находясь там, он также получил назначение старшего бия. Кадыргали Жалаири в своем "Песенном сборнике" писал следующее: "Мои предки служили предкам Ораз-Мухаммед султана. Сам я служил деду Ораз-Мухаммеда Ондан султану, а впоследствии постоянно находился рядом с Ораз-Мухаммедом."Кадыргали Жалаири, будучи знатоком не только родного, но и арабского и персидского языков, имел глубокие знания в области классической восточной литературы, науки и культуры. Кадыргали Жалаири по богатству своих знаний стоит на одном уровне с величайшими мыслителями Средней Азии. Должным образом оценив ученость и гениальность Кадыргали Жалаири, хан Кучум назначает его своим советником. Наряду с этим, Кадыргали Жалаири являлся советником-бием Сибирского князя Сейдека. Впоследствии Кадыргали Жалаири, выступив против хана Кучума, вместе с Ораз-Мухаммедом сблизился с Сейдеком, вследствие чего авторитет и статус последнего поднялся на более высокий уровень. В российских летописях по этому факту сохранились сведения, согласно которым: "... усиление власти князя Сейдека в тот период было обусловлено появлением при его дворе царевича Казахской Орды (Ораз-Мухаммеда) и господина Караша (т. е. Кадыргали Жалайри)". В 1588 г. сибирский воевода Д.Чулков, обманным путем захватив в плен Кадыргали Жалайри, Ораз-Мухаммеда и Сейдека, отправил их вместе с домашним хозяйством и семьями в Москву в качестве "заложников". До 1598 г. Кадыргали Жалайри жил в Москве в царском дворце. За участие в 1590-1591 г. в войне против шведов, Крымского ханства и проявленный в ходе сражений героизм, русский царь Федор Иванович выделил в 1592 г. султану Ораз-Мухаммеду земли на берегу реки Оки, входившие в состав бывшего Касымовского ханства. В 1600 г. русский царь Борис Годунов назначил Ораз-Мухаммеда ханом Касымовым (Касымовское царство). Кадыргали Жалайри был назначен одним из его 4-х визирей.В этот период Кадыргали Жалайри вплотную занялся научной деятельностью. Начав писать в 1600 г. при Касы-ме свою знаменитую летописную книгу "Жами ат-тауа-рих" ("Сборник летописей"), Кадыргали Жалайри закончил ее в 1602 г. Летопись насчитывает 157 страниц и написана на китайской бумаге с особой аккуратностью. Следуя устоявшейся традиции восточных мыслителей, ученый посвятил свою работу русскому царю Борису Годунову. Автор в своих летописях, проводя обзор по восточным странам и городам, дает исторические определения и разъяснения тюркским родо-племенам, населявшим казахские просторы. Остановившись на эпохе Караханидов, автор высказывает свое мнение об огузах. Опираясь на написанную на персидском языке летописную книгу Раши-ад-Дина "Жами ат-тауарих", ученый приводит много исторических фактов о династии Чингисхана и о нем самом. В работе имеются ценные материалы о жизнедеятельности казахских ханов, казахской степи, городах и т. д.Особый интерес представляет раздел книги, посвященный историческим событиям XIII-ХVI вв., происходившим на казахской земле. Этот раздел изобилует особо ценными материалами о внутреннем и внешнем положении казахских ханств, начиная с начала XVI в., образовании казахских племен, международной и общественно-политической ситуации казахских ханств, формировании патриархально-феодальных отношений, султанах, беках, хафизах и других социальных группах. В летописи содержится много ценных сведений по древней и средневековой истории Казахстана. Автор в совершенстве владел древним казахским языком. Летопись Кадыргали Жалайри - первое историческое произведение, написанное на древнем казахском языке. Ученые, оценивая научную ценность его труда, ставят Кадыргали Жалайри в один ряд со многими выдающимися историками Средней Азии и Монголии. Научный труд Кадыргали Жалайри был высоко оценен прославленными русскими учеными, профессорами Казанского университета Н.И.Ильминским, И.Н.Березиным, академиком В.В.Вельяминовым-Зерновым и выдающимся просветителем Ч.Валихановым.

Хан Хорезма

Абулгази

Абулгази, Абу-л-Гази-хан (Абул-гази, Багадур-хан, Абульгази Багадырхан) (узб. Abulgʻozi Bahodirxon, 24 августа 1603, Ургенч1664, Хива) — хивинский хан из потомков Чингисхана, известен также как историк и первый узбекский писательосновоположник классического узбекского литературно-прозаического языка. Родился в Ургенче, сын Араб-Мухаммед-хана.ПравлениеВ 17 лет Абулгази получает от отца удел, после чего ссорится с братьями и изгоняется ими в Персию. В 1644 Абулгази возвращается в Урганиджи и провозглашается ханом. Вступил на престол в 1645 после длительной борьбы со своими братьями. Воевал против туркмен, калмыков, Бухарского ханства. В 1663 отказался от престола в пользу своего сына Мухаммед Ануша, умер в 1664.СочиненияАбулгази известен как автор двух исторических сочинений: «Родословная туркмен» (закончена к 1661) и «Родословная тюрок» (напечатана в Казани, 1852 г., и в Петерб., 1871 г.); она переведена на некоторые европейские языки, в том числе и на русский, Саблуковым и помещена в изд. И. Н. Березиным «Библиотеке восточных историков» (т. III, Каз., 1854 г.).В последние годы жизни начинает писать на чистом узбекском языке историю рода Чингизхана и рода Шайбана, к которому принадлежала его семьяз значение Абулгази для узбекской литературы состоит в том, что он открыто выступил в нём против чагатайского литературного языка, испытавшего сильное персидское влияние. Язык Абульгази — лёгкий, простой язык хивинских узбеков и сильно отличается от чагатайского литературного языка. Стиль Абулгази, несмотря на научный характер его сочинений, отличается ясностью и словарным богатством, а также включает большое количество узбекских народных выражений и пословиц

Мухаммед Хайдар Дулати (1499–1551 гг.)

Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати, мыр­за Му­хам­мед Хай­дар бен Му­хам­мед Ху­сайн Ку­рекан­дуглат ро­дил­ся в 1499 г. в Таш­кенте, умер в 1551 го­ду в Каш­мирс­ком ва­ла­яте в Ин­дуста­не. Зна­мени­тый ис­то­рик, ли­тера­тор. В ли­тера­туре из­вестен как Хай­дар мыр­за, Мыр­за Хай­дар. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лат яв­ля­ет­ся ав­то­ром дас­та­на «Джа­хан­на­ма», во­шед­ше­го в ис­то­ричес­кий спра­воч­ник по Мо­гулис­та­ну и приг­ра­нич­ных ему об­ластей — «Та­рихи Ра­шиди».Пред­ки Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати бы­ли вид­ны­ми по­лити­чес­ки­ми де­яте­лями на тер­ри­тории юго-вос­точно­го Ка­захс­та­на, Кыр­гызс­та­на и Вос­точно­го Тур­кеста­на, вхо­див­шей в го­сударс­тво Мо­гулис­тан. Они за­нима­ли пос­ты улус­бе­ков, тар­ха­нов и уп­равля­ли сво­им нас­ледс­твен­ным вла­дени­ем — Манг­лай-Су­беном. Амир По­лат­шы (Пу­лад­чи) ду­лат во вре­мена раз­ва­ла Ча­гатай­ско­го го­сударс­тва в се­реди­не XV ве­ка наз­на­чил Ту­гылык Ти­мура ха­ном вос­точной час­ти это­го го­сударс­тва. Еще один пре­док Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати — Амир Ху­дай­дат – в свою быт­ность улус­бе­ком сме­нил шесть ха­нов на Мо­голь­ском тро­не.Де­душ­ка Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати — мыр­за Му­хам­мед Хай­дар пра­вил Каш­га­ри­ей до 1480 го­да, его отец Му­хам­мед Ху­са­ин был од­ним из спод­вижни­ков ха­на Сул­та­на Мах­му­да, пра­вив­ше­го в кон­це XV – на­чале XVI ве­ка вос­точной частью Мо­голис­та­на. Мать Му­хам­ме­да Хай­да­ра Ду­лати, хан­ша Хуб­ни­гар, бы­ла до­черью Жу­нис ха­на, ко­торый, в свою оче­редь, со сто­роны ма­тери был дво­юрод­ным бра­том Сул­та­на Са­ида и ос­но­вате­лем ди­нас­тии Ве­ликих Мо­голов За­хар-ад-ди­на Му­хам­ме­да Ба­бура, пра­вив­ше­го Ин­ди­ей.Детс­тво Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати при­ходит­ся на вре­мена за­ката го­сударс­тва ди­нас­тии Ти­мура в Сред­ней Азии, про­изо­шед­ше­го под дав­ле­ни­ем уз­бекс­ких ко­чев­ни­ков Му­хам­ме­да Шей­ба­ни, раз­ва­ла Мо­гулис­та­на и воз­вы­шения Ка­захс­ко­го ханс­тва. Пос­ле смер­ти от­ца, во вре­мя вой­ны меж­ду ха­ном Сул­тан Мах­му­дом и ха­ном Му­хам­ме­дом Шей­ба­ни родс­твен­ни­ки Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати отп­ра­вили его в Ка­бул к Ба­буру. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати участ­во­вал в уст­ро­ен­ном Ба­буром по­ходе на Ма­веран­нахр. С 1512 го­да Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати, на­ходясь во двор­це ха­на Сул­та­на Са­ида в Каш­га­рии, за­нимал вид­ные во­ен­ные и дру­гие прид­ворные долж­нос­ти. Он при­нимал учас­тие в вой­не с Абу Бак­ром за Каш­гар и Жар­кент в 1514 го­ду, а так­же в во­ен­ных по­ходах на Кыр­гызс­тан, юго-вос­точный Ка­захс­тан и Ти­бет. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати вос­пи­тывал нас­ледни­ка ханс­ко­го прес­то­ла — Абу ар-Ра­шид сул­та­на.По сло­вам Ба­бура, Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати об­ла­дал эн­цикло­педи­чес­ки­ми зна­ни­ями. Он был в кур­се всех по­лити­чес­ких со­бытий, знал по­лити­чес­ких де­яте­лей. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати был хо­рошим зна­током ис­то­рии Ка­захс­та­на и Сред­ней Азии, Мо­гулис­та­на, осо­бен­но фе­одаль­ной час­ти пле­мени ду­лат. В 1541–1546 го­ды в Каш­ми­ре он на­писал «Та­рих-и Ра­шиди» («Ис­то­рию Ра­шида»).Дан­ную ра­боту Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати на­писал на пер­сидс­ком язы­ке, опи­ра­ясь на пе­реда­вав­ши­еся от по­коле­ния к по­коле­нию расс­ка­зы о прош­лом ду­латов, ле­ген­ды мо­гулов, сек­ретные до­кумен­ты, сох­ра­нив­ши­еся во двор­цах мо­гулс­ких ха­нов, сви­детель­ства оче­вид­цев и свои наб­лю­дения. Ав­тор так­же поль­зо­вал­ся ис­то­ричес­ки­ми про­из­ве­дени­ями та­ких из­вест­ных уче­ных прош­ло­го, как Жу­вей­ни, Жа­мал Ка­раши, Ра­шид ад-Дин, Ша­раф ад-Дин Али Йаз­ди, Абд ар-Ра­зака Са­мар­ка­ни и дру­гих. Все это поз­во­ля­ет ха­рак­те­ризо­вать дан­ное про­из­ве­дение как ис­то­ричес­кий спра­воч­ник, ос­но­ван­ный на яс­ных ар­хивных дан­ных. Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати ос­та­вил очень цен­ные све­дения, ка­са­ющиеся сред­не­веко­вой ис­то­рии ка­захов.«Та­рих-и Ра­шиди» со­дер­жит мно­го све­дений о фор­ми­рова­нии Ка­захс­ко­го ханс­тва, о даль­ней­ших со­быти­ях в Же­тысу и Вос­точном Дешт-и-Кып­ча­ке, па­дении Мо­гулис­та­на, фе­одаль­ных вой­нах, ус­та­нов­ле­нии дру­жес­ких со­юзов меж­ду ка­заха­ми, кыр­гы­зами и уз­бе­ками в борь­бе про­тив внеш­не­го вра­га. В ра­боте так­же име­ет­ся мно­го цен­ных дан­ных о со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ком по­ложе­нии Юж­но­го и Вос­точно­го Ка­захс­та­на в XV-XVI ве­ках, об ис­то­ричес­кой ге­ог­ра­фии сред­не­веко­вого ка­захс­тан­ско­го Же­тысу, го­родс­кой и зем­ле­дель­чес­кой куль­ту­ре ка­захов.«Та­рих-и» сос­то­ит из двух тет­ра­дей. В пер­вой под­робно опи­сыва­ет­ся ис­то­рия пра­вите­лей Мо­голис­та­на — ха­нов из ди­нас­тии Ча­гатая. Вто­рая тет­радь сос­тавле­на в ви­де вос­по­мина­ний, в ней идет речь об ис­то­ричес­ких со­быти­ях вплоть до за­во­ева­ния мир­зой Му­хам­ме­дом Хай­да­ром (де­дом Ду­лата) Каш­га­рии. По­вест­ву­ет­ся так­же о борь­бе Сул­та­на Са­ид-ха­на за власть в Мо­голис­та­не, о за­во­ева­нии зе­мель пле­мени ду­лат и соз­да­нии в 1541 го­ду Мо­голис­та­на, о стрем­ле­нии ди­нас­тии Ча­гатая вер­нуть преж­ние вла­дения Мо­голис­та­на — Же­тысу и Тянь-Шань, о вза­имоот­но­шени­ях мо­голь­ских ха­нов с ди­нас­ти­ей Ча­гатая и ка­захс­ки­ми ха­нами. «Та­рих-и Ра­шиди» так­же ох­ва­тыва­ет ис­то­ричес­кие со­бытия, про­ис­хо­див­шие в XV-XVI ве­ках в Сред­ней Азии, Вос­точном Тур­кеста­не, Аф­га­нис­та­не, Ин­дии. Се­год­ня пе­реве­ден­ные на пер­сидс­кий и ту­рец­кий язы­ки ва­ри­ан­ты «Та­рих-и Ра­шиди» хра­нят­ся в Санкт-Пе­тер­бурге, Таш­кенте, Ду­шан­беАбу-ар-Ра­шид, вновь вос­севший на трон в 1533 го­ду, опа­са­ясь сво­их соп­ле­мен­ни­ков, стал их прес­ле­довать. Дво­юрод­ный брат Му­хам­мед Хай­да­ра Ду­лати, Са­ид Му­хам­мед, убил Ду­лата, пос­ле че­го Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати бе­жал в Ин­дию. Там он возг­ла­вил во­инов во двор­це Ве­ликих Мо­голов.Му­хам­мед Хай­дар Ду­лати умер в 1551 го­ду во вре­мя восс­та­ния мест­ных жи­телей.