logo
sileenkoff ppi istor russi

(4) Методология и историографии исторической науки.

Уточнение и расширение предмета историографии, такая трактовка историографического факта не удовлетворяет историков, ибо историограф имеет дело уже, как правило, с тремя уровнями исторического факта - его интересует к примеру, и научная конференция, и труды этой конференции, и ее осмысление в авторских работах. Все это имеет отношение к истории исторической науки. В последнее время мы наблюдаем широкое понимание историографического факта как любого факта, несущего информацию по истории науки.

Определенная неясность в трактовке историографического факта проецируется и на историографический источник. В литературе была высказана мысль о единстве, совпадении историографического факта и историографического источника. В данном случае перед нами - традиционный эпистолярный источник. При таких обстоятельствах он может приобрести статус историографического: во-первых, если корреспондент или адресат - станут крупными учеными и их биографы-науковеды обратятся к эпистолярии;

во-вторых, если будет создаваться труд о профессоре, то данное письмо может дать дополнительную информацию об организации работы экспедиции и даже о ее результатах;

в-третьих, если какой-либо исследователь сарматской культуры данного периода создает историографический очерк исследований и включает не только уже вышедшие монографии и отчеты, но и первичные гипотезы и материалы, о которых сообщалось в письме.

Таким образом, “историографический источник” и “историографический факт” - понятия не тождественные. С особой отчетливостью это проявляется, когда речь идет о функционировании историографического факта в иной социокультурной среде. Иной культурный аспект содержание, которого вступает в иные ассоциативные и смысловые взаимодействия, которые в свою очередь задают иную познавательную задачу историку науки.

Проблема периодизации исторической науки.

Необходимо напомнить, что периодизация - это не только и не столько дань академизму. Любую периодизацию можно рассматривать как необходимый инструмент познания целостного явления.