6 Июня 1671 – Казнь Стеньки Разина
В начале 1660-х гг. Москву потрясли два бунта. Об одном – Соляном (из-за грабительских цен на соль) уже было сказано. Вторым, в 1662 г., стал Медный бунт. Стремясь сберечь серебро, нужное для военных расходов, власти платили жалованье медью, формально приравняв медные деньги к серебряным. Цены резко скакнули вверх. Это и стало поводом к народному возмущению. Восставшие пришли в Коломенское, к царскому дворцу, и стали требовать от Алексея Михайловича расправы с боярами, виновными в бедствиях народа. Переговоры с толпой зашли в тупик, и на мятежников двинули стрельцов. Восстание было подавлено, но властям медные деньги пришлось все-таки изъять из обращения.
Но страшнее всего оказался бунт, начавшийся в 1668 г. под предводительством донского казака Степана Разина. Разин был незаурядным народным вождем, волевым, жестоким, смелым и щедрым. О нем в народе слагали песни, дожившие до наших дней. Ватага Разина на легких и быстроходных судах, стругах, несколько месяцев грабила персидское побережье Каспия. С большой добычей казаки перезимовали на острове поблизости от Баку, а весной 1669 г. двинулись к Астрахани. Поначалу разинцы договорились с воеводой князем С. И. Львовым о беспрепятственном проходе вверх по Волге, если они сдадут пушки и паруса, но потом ситуация изменилась. Сказочные трофеи пышно разодетых казаков, вид укрытых персидскими коврами и набитых восточным добром стругов поразили астраханцев. Они с восторгом внимали красавцу-атаману, который в богатой восточной одежде с драгоценным оружием расхаживал по Астрахани и бросал горстями в толпу золотые монеты. Не устоял даже астраханский воевода князь И. С. Прозоровский, который выпросил у Разина богатую, расшитую драгоценными камнями соболью шубу. Атаман якобы сказал воеводе: «Возьми себе шубу, да не было б шума!» На волне народного восторга Разин пренебрег договором с властями и, забрав с собой пушки, ушел вверх по Волге, а потом на Дон. Распаленные слухами о богатствах удачливых разбойников, к Разину потянулись толпы казаков и черни. Почувствовав свою силу, в 1670 г. Разин убил посланного к нему с миром царского посла Герасима Евдокимова и пошел на Царицын, тем самым начав войну с правительством. В мае Царицын пал, а в июне наступила очередь Астрахани.
Гарнизон крепости перешел на сторону мятежников. Разинцы ворвались в город и начали резню. Воеводу Прозоровского сбросили с колокольни, его старшего сына убили, а младшего долго мучили, подвесив за ноги, но все-таки оставили ему жизнь. От руки разинцев тогда пало около 500 человек. После этого мятежники двинулись вверх по Волге, осадили Симбирск, но правительственные войска отстояли эту крепость. Раненый атаман ушел на Дон, но не спасся: 14 апреля 1671 г. сообщники выдали его властям. Так не раз случалось с вождями, не оправдавшими надежд казаков.
Прикованного к виселице, на открытом помосте, Разина привезли в Москву и казнили 6 июня 1671 г.: после страшных пыток его четвертовали. Плоты с повешенными на виселицах казаками для устрашения пустили вниз по Волге.
Никон и Аввакум – отцы Раскола
За века существования на Руси церковная служба сильно «отошла» от своего образца – греческого богослужения. Благочестивый царь Алексей, мечтавший сделать Москву центром православия, поддержал старания своего друга, патриарха Никона, исправить по греческим образцам церковные книги и ритуал службы.
Никон был личностью необыкновенной. Выходец из народа, мордвин по национальности, он быстро стал известен среди паствы и даже в Кремле благодаря своему уму, красноречию, честолюбию и невероятной энергии. Никон сумел понравиться приехавшему в Россию иерусалимскому патриарху греку Паисию, с которым он вел долгие беседы. Паисий писал царю Алексею Михайловичу о нем: «Полюбилась мне беседа его, и он есть муж благоговейный, и досуж, и верный царства вашего». Возможно, что именно тогда, в беседах с ученым греком, укорявшим русского священника за отступления от греческого канона, и созрела идея церковной реформы. Никон познакомился с царем, вступил с ним в переписку, со временем стал необходимым Алексею Михайловичу. Добрый и искренний царь Алексей всей душой привязался к Никону, видя в нем «собинного» (особенного) друга, наставника и истинного духовного отца. Последующие события показали, что Никон в этой дружбе был не так бескорыстен, как царь.
Снедаемый гордыней, Никон мечтал стать вселенским патриархом, сравняться в могуществе с патриархом Филаретом при царе Михаиле. Давно задуманную реформу церкви Никон хотел использовать для усиления своей власти. Избранный Священным собором в патриархи, он тут же публично отказался от патриаршества. Тем самым Никон шантажировал царя, считавшего его другом, – вынудил Алексея Михайловича встать перед Никоном на колени и умолять все-таки принять отринутый патриарший посох. Никон согласился, но потребовал от царя послушания и одобрения на переустройство церкви. И началось…
Властный и горячий, патриарх Никон круто взялся за реформу, которая сводилась формально к «восстановлению» якобы забытых византийских принципов и ритуалов. Креститься теперь следовало не двумя перстами, а тремя; богослужебные книги следовало переписать заново. Пошел слух, будто Никон рубит иконы «старого письма». Новизна навязанных патриархом перемен поражала и страшила многих. Людям того времени, привыкшим к церковным обрядам своих предков, казалось, что вводится какая-то новая, «нерусская» вера, утрачивается святость «намоленных» старинных книг, икон. Никоновские реформы виделись им знаком грядущей катастрофы, преддверием появления Антихриста.
В качестве самого ярого противника Никона выступил протопоп Аввакум Петров. Поначалу он был близок к кругу Никона, но потом их пути резко разошлись. Аввакум, обладая ярким даром проповедника и писателя, страстно и убедительно громил нововведения «никонианской ереси». За это его обвинили «в расколе» церкви, многократно ссылали, «извергли» из чина священника. Но Аввакум, настоящий фанатик, стоял на своем. Не сломленный ни пытками, ни многолетним сидением в земляной яме, он тайно рассылал по всей стране послания – «грамотки», в которых обличал никониан, ругал «бедного безумного царишку», как называл он Алексея Михайловича.
Проповеди Аввакума и его сторонников против никониан и «неправедной» власти находили отклик как в народе, так и среди знати. Боярыня Морозова, обиженная царем Алексеем Михайловичем, объявила себя ученицей протопопа Аввакума. Она бросила дом, семью, публично поносила «никониан». Художник В. Суриков изобразил на своей знаменитой картине тот момент, когда окруженную толпой Морозову везут в темницу, а она призывает народ не отказываться от двоеперстия, от святой веры предков. Ее пытали, заточили в подземную тюрьму, где она, вместе со своей сестрой княгиней Урусовой, погибла от голода, умоляя своих жестоких стражей бросить ей в яму хотя бы маленький сухарик.
Начиная церковную реформу, Никон даже не представлял себе, какое несчастье она принесет стране. Общество утратило покой.
Люди одной веры, одних духовных корней вдруг действительно раскололись на два непримиримых лагеря заклятых врагов. Никонианская церковь обрушила на сторонников старой веры всю мощь тогдашнего государства. Старообрядцев, гордившихся своей преданностью вере отцов и дедов, власти называли «раскольниками», преследовали, унижали, убивали. Старообрядцы уходили в леса, основывали там свои «скиты», в которых при угрозе ареста сжигали себя вместе с семьями. Всякое сопротивление официальной церкви расценивалось как государственное преступление и жестоко каралось. Бесчисленны примеры самоотверженности, верности, смирения, которые показывали в те страшные годы старообрядцы.
Шесть лет оборонялись от правительственных войск монахи Соловецкого монастыря, не принявшие новых книг и обрядов. Захватив обитель, царские воеводы казнили лютыми казнями более 500 ее защитников. Правительственная «охота» на старообрядцев продолжалась более 100 лет, пока Екатерина II не прекратила это самоистребление русского народа. Но было уже поздно. Раскол, поразивший некогда единую нацию, оказался крайне вредным для ее духовного благополучия и существования в будущем.
Начатая Никоном церковная реформа взбудоражила всех православных. Оказалось, что те, с кем дружил ранее Никон, в частности Иван Неронов, Аввакум Петров, стали его врагами. Никон без сожаления отправлял их в ссылку, подвергал жестоким преследованиям. Более того, в 1656 г. патриарх добился, чтобы Священный собор отлучил от церкви всех защитников старых обрядов. Это было страшное наказание для православного верующего человека. Но вскоре дала трещину, а потом и раскололась дружба Никона и царя. Гордыня Никона, его страстное желание повелевать царем стали нетерпимы для Алексея Михайловича.
10 июля 1658 г. боярин князь Юрий Ромодановский объявил патриарху царский гнев за самовольное присвоение им титула «Великого государя», уравнивавшего его с самодержцем. Никон в раздражении заявил: «От сего времени не буду вам патриарх». И уехал в свой любимый Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Он думал, что мягкий Алексей Михайлович погневается, посердится, а потом «заскучает за своим собинным другом» и позовет его обратно в Москву. Но шло время, а царь не ехал и писем бывшему другу не слал. Тогда в 1659 г. Никон сам написал царю письмо.
В нем он опять пытался шантажировать царя, играя на его человеколюбии и искренней вере. При этом он писал, что останется патриархом до тех пор, пока его не лишат чина вселенские патриархи. Долго тянулась ссора двух бывших друзей. Но Алексей Михайлович, как ни тяжело ему было, решил пройти этот путь до конца. «Тишайший» царь умел быть и твердым, и жестоким. В 1666 г. Священный собор с участием антиохийского и александрийского патриархов низложил Никона и отправил его под конвоем в Ферапонтов монастырь.
Вступив на престол после смерти отца, царя Алексея, в 1676 г., новый государь Федор Алексеевич посетил Новый Иерусалим. Он восхитился творением Никона и решил достроить монастырь, предоставив его Никону под резиденцию. За опальным патриархом послали в Ферапонтов монастырь. Он, несмотря на болезнь, быстро собрался и поехал в столицу, но 17 августа 1681 г. умер в дороге. Известно, что Федор собирался назначить четырех патриархов (в Новгороде, Казани, Крутицах и Ростове), а Никона сделать русским папой. Со смертью Никона от этого замысла отказались.
А в это время протопоп Аввакум со своими сподвижниками уже давно сидел в Пустозерске, в подземной тюрьме. Пока был жив царь Алексей, протопоп писал ему гневные письма: «Ты ведь Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах… Перестань-ко ты нас мучить тово! Возьми еретиков тех, погубивших душу свою, и пережги их, скверных собак, латынников и жидов, а нас распусти, природных своих. Право, будет хорошо». Но уже не слушал его царь Алексей. Не стал слушать челобитные Аввакума и царь Федор. Тем временем сторонники старообрядцев все смелели. Дело дошло до того, что «грамотки» и послания Аввакума разбрасывали по Москве даже в присутствии царя. Власть же не без оснований опасалась Аввакума. Он и его энергичные сподвижники, движимые пламенной верой, окруженные ореолом мучеников и страстотерпцев за «истинную веру», все больше раскачивали здание господствующей церкви.
Созванный в 1681—1682 гг. церковный собор приговорил Аввакума и ряд видных старообрядцев к сожжению. 14 апреля 1682 г. Аввакума и его соузников по подземной тюрьме «за великие на царский дом хулы» сожгли заживо в срубе, наполненном дровами и горючим материалом.
- Евгений Викторович Анисимов История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты
- 1015 – Убийство князей Бориса и Глеба
- 1097 – Любечский съезд
- 1113 – Появление «Повести временных лет»
- 1147 – Первое упоминание Москвы
- 1155 – Основание Владимиро-Суздальского княжества
- 1216 – Сражение при Липице и его последствия
- 1951 – Открытие новгородских берестяных грамот
- 1237 – Гибель Северо-Восточной Руси
- 1243 – Начало монголо-татарского ига
- 15 Июля 1240 – Невская битва
- 5 Апреля 1242 – Ледовое побоище
- 1325 – Переезд митрополита Петра в Москву
- 1350-Е – Нашествие «черной смерти» на Русь
- 1392 – Смерть Сергия Радонежского
- 1382 – Набег Тохтамыша и разорение Москвы
- 1395 – Нашествие Тамерлана
- 1410 – Подвиг попа Патрикея
- 1432 – Ссора на свадебном пиру Василия
- 28 Мая 1453 – Падение Константинополя
- 1462 – Смерть Василия Темного
- 1480 – Стояние на реке Угре
- 1485 – Начало строительства итальянцами соборов в Москве
- 1505 – Смерть Ивана III
- 1514 – Взятие Смоленска
- 1521 – Набег монголо-татар
- 1550-Е – Завоевание Поволжья
- 3 Декабря 1564 – Начало опричнины
- 1570 – Разгром Великого Новгорода
- 1572 – Отмена опричнины
- 17 Марта 1584 – Смерть царя Ивана Грозного
- 1595 – Мир со шведами
- 1591 – Последний набег татар на Москву
- 1598 – Избрание царя Бориса Федоровича
- 13 Апреля 1605 – Смерть царя Бориса
- 17 Мая 1606 – Свержение Лжедмитрия I
- 25 Июля 1611 – Захват Великого Новгорода шведами
- 22 Июля 1611 – Убийство Прокопия Ляпунова
- 26 Октября 1612 – Сдача польского гарнизона Кремля
- 1648 – Поход Семена Дежнёва
- 1657 – Осада шведами Псково-Печерского монастыря
- 6 Июня 1671 – Казнь Стеньки Разина
- 1658 – Основание Новоиерусалимского Воскресенского монастыря
- 1677-1678 – Чигиринские походы
- 8 Августа 1689 – Свержение Софьи
- 1697-1698 – Великое посольство. Петр в Голландии
- 27 Июня 1709 – Полтавское сражение и его последствия
- 30 Августа 1721 – Ништадтский мир
- 22 Октября 1721 – Провозглашение Петра императором
- 25 Января 1721– Создание Священного Синода
- 27 Июля 1718 – Казнь царевича Алексея
- 28 Января 1725 – Смерть Петра Великого
- 6 Мая 1727 – Смерть Екатерины I
- 19 Января 1730 – Смерть Петра II
- 23 Августа 1740 – Победа русской армии при Вильманстранде
- 7 Марта 1746 – Смерть Анны Леопольдовны
- 25 Декабря 1761 – Смерть Елизаветы Петровны
- 18 Февраля 1762 – Манифест о «даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»
- 6 Июля 1762 – Убийство Петра III
- 1766 – Наказ Екатерины II
- 26 Июня 1770 – Победа русского флота при Чесме
- 1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам
- 1764 – Открытие Смольного института
- 5 Ноября 1796 – Смерть Екатерины II
- 5 Апреля 1797 – Указ о престолонаследии
- 11 Марта 1801 – Заговор и убийство Павла
- 1812 – Ссылка м. М. Сперанского
- 1801 – Присоединение Грузии к России
- 19 Марта 1814 – Вступление Александра I в Париж
- 19 Ноября 1825 – Смерть или уход Александра
- 13 Июля 1826 – Казнь декабристов
- 1830-1831 – Восстание в Польше
- 18 Февраля 1855 – Смерть Николая I
- 19 Февраля 1861 – Отмена крепостного права и другие реформы
- 26 Августа 1859 – Взятие Гуниба. Пленение Шамиля
- 1867 – Продажа Аляски североамериканским Штатам
- 1 Марта 1881 – Убийство Александра II
- 1891 – Союз с Францией
- 1896 – Создание «Союза борьбы»
- 9 Января 1905 – Кровавое воскресенье
- 1906-1911 – Правительство п. А. Столыпина
- 4 Апреля – «Апрельские тезисы» Ленина
- 7 Декабря 1917 – Создание чк
- 5 Января 1918 – Учредительное собрание
- 17 Июля 1918 – Расстрел царской семьи
- 3 Марта 1918 – Брестский «похабный» мир
- 10 Марта 1918 – Отъезд правительства Ленина из Петрограда в Москву
- 1919 – Перелом в Гражданской войне
- 21 Января 1924 – Смерть Ленина и обострение внутрипартийной борьбы
- 1927-XV съезд вкп(б), курс на индустриализацию
- 1924 – «Полоса признаний» ссср и «экспорт революции»
- 7 Ноября 1929 – Выход статьи Сталина «Год великого перелома»
- 1933 – Голод на Украине
- 1936-1938 – «Московские процессы»
- 5 Декабря 1936 – Сталинская конституция
- 23 Августа 1939 – Пакт Молотова-Риббентропа
- 22 Июня 1941 – Начало Великой Отечественной войны
- 28 Июля 1942 – Приказ № 227
- 5 Марта 1946 – Фултонская речь у. Черчилля. Начало холодной войны
- 4 Октября 1957 – Первый спутник Земли
- 27 Декабря 1979 – Вторжение в Афганистан
- 19 Августа 1991 – Путч гкчп
- 4 Октября 1993 – Расстрел парламента
- 31 Декабря 1999 – Отставка Ельцина