logo search
Рябцева - Опросы общественного мнения как источ

§4. Образ Японии в общественном мнении сша

Во второй половине восьмидесятых годов и, особенно, в конце десятилетия, когда пресловутая “Советская угроза” стала ослабевать, а ядерная и военная опасность снизились, внимание американцев переключилось на “домашние”, экономические проблемы. К осени 1990 года появились опасные знаки экономического спада: сократились продажи домов и автомобилей, возросла безработица. Рост валового национального продукта остановился и оказался ниже прироста в Японии и даже Южной Корее. Замедлились рост и производительности труда, и новых технологий. Огромный государственный долг и уплата процентов по нему сдерживали приток новых капиталовложений. Ослабел доллар.

Ухудшению экономической ситуации способствовали конкуренты. Особенно энергично действовала Япония. Бизнесмены и банкиры этой страны повели самое настоящее наступление на позиции американского бизнеса.

Так, за 1980 -1987 гг. японские вложения в США выросли с 4,2 до 14,7 млрд. дол. Японцы скупали государственные облигации (у них уже насчитывалось 40% этих бумаг)74, заводы, землю в Нью-Йорке и на Гаваях. Более других страдали американское автомобилестроение, электроника, легкая промышленность. Знаменитая “тройка” - “Форд”, ”Крайслер”, ”Дженерал Моторс”- начисто проигрывали японской “тройке” - “Хонда Мотор”, ”Тойота”, “Нисан”, - которая покупала заводы конкурентов в самих США. Японские телевизоры задушили аналогичное производство в Аме­рике. Бизнесмены '”страны восходящего солнца" утверждали, что американцы не умеют работать и управлять производство смотреть в будущее. Они слишком много потребляют, расходуют, проедают свои капиталы и занимают чужие. С японской точки зрения, американский менеджмент никуда не годится, – ему не хватает старательности и дальновидности. Он платит слишком высокую заработную плату, что уменьшает прибыли, ведет долгам, слишком быстро увольняет работников и не думает об их сплочении, гоняется за прибылью немедленной, "сейчас" и не думает о ней в перспективе.

США стремились обуздать японскую конкуренцию, но боль шей частью политическими средствами, давлением на японское правительство, напоминая ему, что американский ракетно-ядерный щит охраняет Японию. Однако с распадом СССР значение этого "щита" уменьшилось. Японцы вели себя более самостоятельно, не оказав, например, поддержки акциям Америки на Ближнем Востоке, не разделив позиции по отношению к России. В итоге спустя полвека после капитуляции Япония снова оказалась сильнейшей “головной болью" для американцев.

Таблица 6

Мнение американцев об экономических партнерах США (в %)

Какая страна, на ваш взгляд, является самым важным экономическим партнером США, страна, от которой США зависят больше всего? Как вы думаете, какая страна является крупнейшим экономическим соперником США?1.Япония

2.СССР

3.Китай

4.Зап.Германия

5.Великобритания

6.Канада

7. Юж.Корея

8. Франция

9. Другие

10. Не знаю35

1

4

1

9

7

-

-

7

36

67

6

6

1

1

1

-

-

2

16 - CBS/New York Times Poll. May, 1989.

Возросшая озабоченность американских граждан экономическими проблемами имеет определенно азиатский фокус. А, раз­мышляя об экономике, они думают о Японии. Американцы больше не относятся к своим традиционным европейским союзникам как наиболее важным экономическим партнерам, и они больше не воспринимают западные индустриальные страны как главных со­перников. Япония - вот центр соперничества "номер один" и буквально не существует "номер два". В связи с этим американцы даже не уверены, что они лучшие в мире, что они миро­вые лидеры в науке, технологии или производстве. Отношение американской общественности к Японии отражает отсутствие уверенности в себе и изменившуюся веру в американскую эконо­мическую гегемонию.

Кроме того, массовый отток потребителей электроники от заводов США к японским и восточноазиатским объясняет тот факт, что американцы верят, что японцы изготовляют более качественную и технологически передовую потребительскую продукцию. Американцы полагают, что японцы продвинулись дальше в развитии высоких технологий вообще. Причем, убеждение, что японцы впереди Америки доминирует среди молодых респондентов, тогда как пожилые граждане придерживаются веры в американское превосходство.

Так, на вопрос: ”Какая страна, на ваш взгляд, производит технологически более передовую потребительскую продукцию – США или Япония?” 44% респондентов ответили, что Япония, а 15% решили, что США.75 Следует отметить, что по результатам опросов института Гэллапа, число американцев, полагающих, что взаимоотношения между США и Японией являются хорошими/очень хорошими, на протяжении 80-х годов имело тенденцию к снижению. (См. табл. 3.12 приложения). Причем, в два раза увеличилось число тех, кто придерживается точки зрения, что “текущая экономическая ситуация повлияла на восприятие американцами японцев”. Восприятие стало менее дружественным (см. табл. 3.13 приложения). В тоже время 88% выразили уверенность в японском торговом превосходстве.76

Американцы также убеждены, что японцы работают более упорно, чем американцы. Что интересно, демократы и республиканцы, члены профсоюзов и не имеющие отношения к нему, молодые и старые, хорошо образованные и мало образованные, - все категории опрошенных выразили единодушие во мнении. Только 8% убеждены, что американские квалифицированные рабочие трудятся упорнее, чем их японские коллеги. Кроме того, 50% описали японцев как дисциплинированных, 48% выразили мнение, что японцы агрессивны, 40% - творчески мыслящие. 32% - вежливые, 21% - патриоты, 18% - дружественные.77

Такое низкое число респондентов, видящих японцев дружественными, неудивительно, так как в том же опросе полстеры предложили следующий вопрос: “Согласны ли вы с тем, что наиболее сильная угроза (невоенная как от СССР, а экономическая) исходит от Японии?”.78 В формулировке данного вопроса отчетливо проступает желание, с одной стороны, найти причину ухудшения экономической ситуации в США в лице Японии, с другой стороны, Япония уподобляется Советскому Союзу в качестве угрозы для США. Другими словами, угроза, исходящая от СССР заменяется на угрозу со стороны Японии.

По мнению американской общественности, основная угроза США исходит от иностранных инвестиций. Так, по результатам опроса Нью-Йорк Таймс в 1987 г. 45% опрошенных заявили, что “японские инвестиции представляют угрозу американской экономике”. В январе 1989 г. 58% опрошенных решили, что Америке следует ограничить иностранные инвестиции, а 64% считали, что США необходимо сократить иностранные инвестиции, чтобы страна смогла сохранить контроль над своим экономическим будущим.79

В опросе, проведенном Опинион Дайнэмикс Корпорэйшн, была задана серия вопросов, предназначенных определить восприятие американцами внешней торговли и иностранных инвестиций. Респондентам предлагались ситуации или направления политики как предполагаемые действия кандидата в губернаторы, за которого должны были бы проголосовать включенные в выборку из­биратели. Респонденты предпочли бы подать свои голоса за то­го кандидата, который "совершит поездку в Японию, чтобы со­действовать распространению товаров, изготовленных в нашем штате" (67%). "Совершит поездку в Японию с целью убедить японские корпорации создать промышленные предприятия в нашем штате" (66%), "предпочтет закон, который заставил бы иностранных бизнесменов отчитываться перед правительством США об их инвестициях в этой стране”(77%).80 Эти гипотетические ситуации наглядно демонстрируют, что Япония находится в центре внимания избирателей, и показали их отношение к инвес­тициям. Причем, несмотря на приверженность идеалам свобод­ной конкуренции, от 54% до 60% американцев выразили мнение, что соревнование американских товаров с японскими аналогами скорее наносит вред американской экономике, чем приносит пользу.81 (Данные приведены из пяти опросов, проведенных службой Харриса в период с 1982 по 1988 гг.). Озабоченность общественности вызывают иностранные, в первую очередь японс­кие, инвестиции, поэтому 64% выразили желание ограничить иностранные инвестиции вообще, а 61% - чтобы правительство остановило японцев от покупки американских компаний.82 Беспокойство по поводу иностранных инвестиций связано с пессимизмом, который выражают американцы по поводу своего будущего. Респонденты, которые потеряли веру в будущее, больше всего заботятся о том, как страна видится другими и об уязвимости США иностранному капиталу. К примеру, американцы, которые видят будущее для следующего поколения пло­хим, более склонны думать, что "большинство японцев смотрят свысока на американцев”.

Таблица 7

Восприятие американцами будущего и отношения

японцев к себе

Вопрос: Если дела будут идти так же, как идут сейчас, думаете ли вы, что будущее для следующего поколения американцев будет лучше, или так же как сегодня? (в %) Будущее будет … В целом Лучше Хуже

Большинство японцев уважают американцев 38 47 33Большинство японцев смотрят свысока 45 39 49CBS/New York Times Poll, May 1988.

Мы видим, что американцы демонстрируют отсутствие уверенности в себе, причем, связывается это в первую очередь, отсутствием веры в свою экономику. При этом респонденты склонны заявлять, что США потеряли мировое лидерство. Так считают 50% респондентов, и только 5% опрошенных согласны, что состояние экономики "прочное".83

Данные по общественному мнению показывают, что чувство национальной уязвленности и пессимизм по поводу экономичес­кого будущего. США многих американцев привели к требованию протекционизма. В 1990 г. по результатам опроса Нью-Йорк Таймс 51% респондентов (против 39%) уверены в необходимости торговых ограничений, чтобы защитить национальную промышлен­ность.84

Более сложным для общественности оказался вопрос о возможных действиях правительства в сложной экономической ситуации. Значительный разброс мнений виден только по проблеме иностранных инвестиций. Тогда как по вопросам защиты промыш­ленности и ограничений импорта число респондентов с противо­положным мнением было почти одинаково.

Таблица 8

Отношение американцев к возможным действиям администрации

Вопрос: Если дела в экономике пойдут таким же образом и дальше, что следовало бы делать правительству?Правительству следовало бы

Защитить промышленность 74%

Оставить промышленность в покое 24%

Правительству следовало бы ограничить весь импорт

Поддерживаю 48%

Не поддерживаю 46%

Иностранные инвестиции следовало бы

Приветствовать 27%

Ограничивать 67%- CBS/New York Times Poll, May 1989.

Опросы показали, что американская общественность осведомлена об огромном торговом дефиците, что страны Азии вообще и Япония в частности покупают у США значительно меньше, чем продают товаров.

К тому же, большинство американцев знают, что существует безработица именно в отраслях, ориен­тированных на производство товаров для экспорта. И, конечно почти половина населения США полагает, что иностранные компании приносят вред их стране. Например, в мае 1988 г. опрос Нью-Йорк Тайме обнаружил, что 44% респондентов верили, иностранные компании наносят вред американской экономике и обществу. Эта вера появилась не вдруг, а наблюдалась и в предшествующих опросах.85

Бесспорно, даже имея информацию о торговом дефиците, о негативных последствиях конкуренции с иностранными фирмами среднему американцу, не имея специальных знаний в области тарифов и торговых правил других стран, очень трудно разоб­раться в ситуации. Поэтому большинство американцев связывают плохой сбыт американских товаров в другие страны с качест­вом американских товаров. Большинство американцев также по­лагают, что они работают, не так упорно, как японцы, что США находится позади Японии в области новейших технологий, что американские товары не так хороши, как японские. При этом довольно большой процент опрошенных возлагает ответствен­ность за это на Японию.

Таблица 9

Мнение американцев о причинах экономического спада в США

Вопрос: Какое из следующих утверждений ближе всего к вашему мнению: Японские компании нечестно конкурируют с американс­кими компаниями или США считают Японию виновной в своих экономических проблемах?

ДатаОтвет (в %)

Июль 1985

Май 1988

Июнь 1990Нечестно. Япония виновата. И то и другое. Нет мнения 30 53 5 12

33 48 5 14

38 44 6 12-The American Enterprise, November-December 1990, p.91

Кроме того, у американцев нет достаточной уверенности в руководителях американского бизнеса, и они не верят, что те прилагают достаточно усилий, чтобы продавать американские товары за рубежом. Например, приблизительно половина американцев придерживаются мнения, что американские бизнесмены делают достаточно, чтобы продавать американские товары в Японии.

Таблица 10

Отношение к деятельности американских бизнесменов в Японии

Вопрос: Как вы думаете, американские бизнесмены прилагают достаточные усилия, чтобы продавать американские товары в Японии или нет?

Дата

Да, достаточно Нет, недостаточноНет мненияИюль 1985

Май 1987

Май 1988

Июнь 1989

29

29

28

39 49

49

54

47 22

22

17

14- CBS/New York Times Poll, July 1985.

Существенно то, что число американцев, которые полагают, что американские бизнесмены делают достаточно для продажи своих товаров в Японии, несколько увеличилось к концу десятилетия. Это наводит на мысль, что проводимая Конгрессом кампания против торговых барьеров, может иметь значительный эффект на общественное мнение в будущем.

Важно отметить, что американская общественность более негативно относится к японским торговым ограничениям на сельскохозяйственные продукты и сырье, чем на автомобили и другие промышленные товары. Задавая вопрос относительно рей­тинга той или иной страны Азии в связи с экспортом амери­канской продукции сельского хозяйства, результаты опросов показали, что только 26% американцев восприняли Японию бла­гоприятно, тогда как 33% отдали свое предпочтение Южной Ко­рее и 42% Тайваню.86 Однако, поскольку торговые дебаты в об­щих чертах охватывают открытие азиатского рынка для амери­канских товаров, то выработать определенное общественное мнение по данной проблеме будет крайне сложно без активных действий средств массовой информации. На рубеже восьмидесятых-девяностых годов в печати все чаще стали появляться статьи с названиями типа “Враждебность по отношению к Японии возрастает” (Вашингтон Пост, 19 сент. 1990 г.), в которой констатируется напряженность во взаимоотношениях Японии и США и освещается мнение американцев по этому поводу. На наш взгляд, это не случайно. К концу восьмидесятых годов Япония выдвинулась на первое место среди иностранных инвесторов, обогнав США и Великобританию. На рубеже десятилетий Япония владела примерно половиной суммы (в долларах), составляющей задолженность США другим странам. Японские банки предоставили американским штатам, городам, университетам и частному бизнесу свыше 200 млрд. долл. в виде займов и ценных бумаг, а также около 100 млрд. долл. в виде гарантий на займы и кредиты.

Японцы хорошо понимают, что США и Западная Европа больше уже не располагают значительными резервами новой техники. Поэтому Япония форсирует собственные исследования и разработки. Только за два года японские фирмы открыли более 25 новых промышленных исследовательских лабораторий, которые будут заниматься изучением возможностей создания биочипов, искусственного интеллекта, керамических материалов, роботосистем, электропроводящих пластмасс, более совершенных материалов для электроники, а также медико-биологическими исследованиями.87

Приведенные факты позволяют понять ту озабоченность, с которой в начале девяностых годов американские политические руководители, владельцы крупных корпораций, ученые и общест­венность все чаще стали задумываться над будущим америка­но-японских отношений, пытаться предугадать вполне вероятные столкновения интересов США и Японии в азиатско-тихоокеанском регионе, а также в других регионах мира. Эта озабоченность понятна еще и потому, что в начале девяностых годов Япония активизировала свои отношения со странами "третьего мира".

К тому же общественность не без оснований полагает, что существуют "трения" между США и Японией не только в сфере экономики. Американцы уверены, что Япония "выпала из русла американской военной политики". Свидетельством этому приго­дится кризис в Персидском заливе. В связи с этим 72% респон­дентов отметили, что Япония "не внесла свой вклад в усилия США на Ближнем Востоке".88 А отвечая на вопрос: "Кому из со­юзников США вы доверяете менее всего?", 44% респондентов наз­вали Японию.89 (Такой высокий уровень не набрала ни одна из указанных стран).

Итак, подводя итог, можно констатировать, что амери­канская общественность имеет определенную информацию об аме­рикано-японских отношениях, что делает возможным сформировать позицию относительно Японии и ее политики по отношению к США. Имидж Японии среди американцев в основном негативный. Со словом "Япония" американцы ассоциируют понятие "угроза", точнее "экономическая угроза", что не менее серьезно для гражданина США, чем военная угроза. Во второй половине вось­мидесятых - начале девяностых годов респонденты склонны ви­деть одной из причин ухудшения экономической ситуации внутри США в успешной деятельности японских бизнесменов на внутри американском рынке, технологическое превосходство и личные качества японцев. Особую озабоченность американских граждан вызывают иностранные, в частности японские, инвестиции в экономику Соединенных Штатов. В результате американцы начинают испытывать пессимизм по отношению к своему будущему, теряют веру в качество американских товаров, в американских товаропроизводителей, в свою страну и политику ее лидера.