logo
Рябцева - Опросы общественного мнения как источ

Оценка американцами войн, в которые были вовлечены сша

Вопрос: Как вы думаете, каждая из приведенных далее в списке войн, в которые были вовлечены США, является "справедливой" или не нет?

Война

Вторая мировая война

Первая мировая война

Революционная война

Война в Персидском заливе

Гражданская война

Война в Корее

Война во Вьетнаме

Да, справедливая, %

89

76

75

74

70

49

25Нет, «несправед-ливая», %

5

8

9

21

19

32

65Не знаю, %

6

16

16

5

11

19

10Не смотря на то, что газеты пестрели заголовками о войне в Персидском заливе, проблемы национальной экономики продолжа­ют оставаться для граждан США наиболее важными. Так, по ре­зультатам опроса института Гэллапа в феврале 1991 год 37% опрошенных назвали проблемой номер 1, стоящей перед страной, войну в Заливе, а 32% - экономические трудности и экономи­ческий спад. Экономический спад был также назван проблемой номер 2. И хотя достаточно большое число респондентов отметили войну в Заливе, это не превысило уровень времен войны во Вьетнаме (1967 и 1968 гг.).106

Американцы также не выразили оптимизма по поводу быстрого окончания экономического спада: более половины опрошен­ных придерживались мнения, что спад продлится шесть месяцев и более.107 Также число тех, кто неудовлетворен, как идут дела в экономике США, составило 51%, что на 11% выше, чем в 1990 году. Причем 70% выразили уверенность, что причиной кризисного состояния является энергетическая проблема.108 95% отметили, что цены на горючее возросли; а жители Средне­го Запада составили даже 98%.109 И хотя рост цен не очень высок (см. табл. З.18 приложения), тем не менее американцы связывают его с развитием ситуации на Ближнем Востоке. Уве­личилось число респондентов, полагающих, что энергетическая ситуация в США является очень серьезной (см. табл. 3.19 при­ложения). Результаты 1992 года сходны с результатами опросов 1977 – 1979 годов.

Поэтому становится понятной реакция респондентов на вопрос, который задавался институтом Гэллапа: "Как вы думае­те, в чем причина вовлеченности США в ситуацию с Ираком, и почему наши войска находятся в Саудовской Аравии?" 49% опро­шенных ответили: "Чтобы защитить наши экономические интересы и доступ к нефти”, 17% - “что нам следует защищать другие страны”, 11% - "чтобы остановить иракскую агрессию", 4% - "чтобы защитить американских граждан".110 Причем 81% опро­шенных отметили, что ясно осознают цели, которые преследуют США, вступая в войну (18% - не имели понятия о целях). Довольно велико числе американцев, которые уверены, что США следует сражаться до тех пор, пока "Саддам Хусейн не будет устранен", а не до вывода иракских войск из Кувейта (в апреле 1991 г. – 56%, в июле 1991 г. – 76%).111

Что касается участия других стран в процессе урегулирования конфликта, то следует отметить удовлетворение 2/3 сп­рошенных, высказанное по поводу сотрудничества СССР и США в решении этой проблемы (62%). Это чувство сильно, но амери­канцы считают, что Советский Союз мог бы принять более ак­тивное участие в решении ближневосточной проблемы. 60% уве­рены, что СССР следовало бы послать войска и корабли, а 78% высказались за присоединение к действиям Соединенных Штатов.

Более негативную оценку получили действия Японии: 72% американцев отметили, что японцы оказали недостаточную помощь действиям США. Также негативно отозвались 54% опрошен­ных о действиях арабских стран и 56% о действиях европейских стран.112 Несколько иное отношение к другому союзнику США - Израилю. Ракетные атаки Ирака на Израиль и жертвы среди мир­ных жителей не изменили мнение американцев. 69% опрошенных уверены, что Израиль должен воздержаться от мести, 75% опро­шенных выразили желание, чтобы правительство США удержало Израиль от участия в конфликте, 72% - обеспокоены тем, что вмешательство Израиля в конфликт продлит его. И в то же вре­мя 56% респондентов придерживаются мнения, что Израиль не будет продолжать политику невмешательства и ответит Ираку. 73% американцев поддержали бы израильские действия против иракс­ких военных объектов, но не против мирного населения.113

И все же, несмотря на различное отношение к союзникам, общественность продолжала оказывать высокую поддержку военным действиям и выражала уверенность, что союзники выиграют войну.

Поддержка войны в Персидском заливе американскими гражданами выражалась по-разному: вывешивали национальный флаг (52%), прикрепляли желтые ленты к флагам (49%), посылали письма и посылки солдатам в Саудовскую Аравию (27%); покупа­ли майки с надписями в поддержку войны (19%), 10% купили карты района военных действий, 4% - купили специальные книги о регионе.114

Война в Заливе оказала определенное воздействие на раз­личные аспекты американской жизни. Как мы уже отмечали, повысился интерес американцев к теле- и газетным новостям. 74% респондентов отметили, что изменили свой режим дня, чтобы следить за новостями о война. 71% опрошенных даже давали разъяснения своим детям об операции "Буря в пустыне". И 50% засвидетельствовали, что их дети испытывали страх перед вой­ной, 45% взрослых должны были прикладывать специальные уси­лия, чтобы развеять страх детей, ассоциировавшийся с войной. 23% родителей ограничили просмотр детьми телевизионных пере­дач о войне. Хотя никто не отметил, что пришлось специально посещать врача или психоаналитика.115

У американцев появились разного рода страхи. 77% выразили страх по поводу того, что граждане США могут стать жертвами иракского терроризма116 (причем, 27% испытывали такой страх и после окончания войны).117 84% полагали, что вероятным результатом войны станет новая сильная угроза со стороны региона. Почти половина американцев (44%) отметили, что война повысила их страх летать на самолетах, хотя только 11% изменили свои де­ловые планы или планы на отдых в связи с войной. 20% в связи с войной стали меньше тратить денег и больше накапливать, 24% отложили покупку новой автомашины, дома или электрообо­рудования. Негативное воздействие войны отметили и бизнесме­ны, 23% пришли к выводу, что в результате военных действий их бизнес ухудшился (11% посчитали, что улучшился), 8% рабо­тающих стали испытывать страх потерять работу в связи с войной.118

Одним из последствий войны стало "сплочение вокруг фла­га", что в свою очередь усилило, по мнению американцев, мо­ральный дух и чувство единства всей нации. Так, до начала войны только 32% были удовлетворены, как идут дела в стране, а в первые дни войны эта цифра удвоилась.119

47% американцев с началом войны стали чаше посещать церковь. Причем, 82% отметили, что война стала главной темой проповедей, 24% - что основной тон этих проповедей был - гордость за свою страну и оправдание вмешательства в конф­ликт.120

Другим последствием войны в Персидском заливе стало возрождение у американцев гордости за свою страну и ее возможность влиять на мировые события. В тоже время 15% респондентов выразили удовлетворение политикой администрации Буша по отношению к бедным, менее половины общественности удовлетворены способностью страны производить качественную продукцию и оказывать качественные услуги. 2/3 считает, что США утратили свою ведущую роль в международном бизнесе и свою былую экономическую мошь.121 Если же говорить о политической сфере, то американцы склонны согласиться, что война повысила престиж и влияние США в мире (79%). Также большинство считает, что одним из результатов войны явилось снижение желания одних государств нападать на другие (60%), особенно это желание поубавилось у Ирака (54%). Ко по другим последс­твиям войны у респондентов нет консенсуса: 47% полагали, что доступ к ближневосточной нефти стал более безопасным (40% -не согласны), только 34% (59% - против) посчитали, что ре­зультатом войны стала стабильность на Ближнем Востоке. 122

Но, не смотря на это, увеличилось число респондентов, уверенных в том, что теперь, после войны, США стали уважать в мире больше, чем раньше.

Таблица 13

Мнение американцев о восприятии сша в мире

Вопрос: Как вы думаете, в настоящее время США уважают в мире больше, меньше или так же, как 10 лет назад?

Дата

Больше

% Меньше

% Также

%

Не знаю

%1982 год

1991 год 14

55 65

16 18

27

3

  1. 2The Gallup Poll Monthly, July 1991, p. 39.

Результаты опросов свидетельствуют, что общественность в начале девяностых годов опять воспринимала положение США в мире достаточно высоко. 58% опрошенных заявили, что они чувствуют большую гордость за свою страну, чем год назад. Война возродила в американцах уверенность в возможности сво­ей страны отстаивать свои внешнеполитические приоритеты, за­щищать свои интересы военным путем и добиваться уважения к себе на мировой арене. 84% испытывали "очень сильную" и "сильную" уверенность в этом, что на 16% выше, чем в 1985 году и на 31% больше, чем в 1980 году. Причем, 41% опрошен­ных отметили, что их уверенность имеет тенденцию к возрастанию (в 1985 г. – 16%, в 1980 г. – 10%)123. Следует отметить, что эта уверенность появилась после того, как президент Дж. Буш предъявил Ираку ультиматум и выполнил свои требования. 83 % американцев выразили гордость за то, “что США сделали в Персидском заливе”. 91 % отметили удовлетворение в способности США оборонять своих союзников и отстаивать свои интересы за морем (в 1985 г. – 68%, в 1980 – 53%)124.

Ситуация на Ближнем Востоке оказала позитивное воздейс­твие на восприятие американской общественностью армии и военных. На протяжении 18 лет институт Гэллапа задавал вопрос о доверии общественности десяти основным институтам в госу­дарстве. И хотя на протяжении семидесятых - восьмидесятых годов армию поддерживали более половины американцев, тем не менее, в 1991 году эта цифра составила 85%, что на 17% боль­ше, чем в1989 году, и на 35% больше, чем в 1989 году (см. табл. 3.20 приложения). Женщины и мужчины не показали различий во мнении, тогда как у белых и темнокожих респонден­тов разрыв оказался в 22%, Наибольшую поддержку военным и армии выразила возрастная группа 45 - 64 года (92%), хотя более молодые составили 83%-84%. Респонденты с более высоким уровнем образования и дохода выразили большее доверие, малообеспеченные и малообразованные. В тоже время снизилось доверие к двум другим институтам США. Особенно к банкам. (Только 36% опрошенных доверяли им в 1990 году, что на 6% ниже, чем в 1989 году, да на 24% меньше, чем в 1979 году). Другим институтом, доверие к которому снизилось, является Конгресс. Он оказался на последнем месте. По сравнению с 1989 годом ему доверяют на 8% меньше. Тогда, как церковь и другие религиозные организации удерживают твердые позиции, занимая второе место после армии. 125

С войной в Персидском заливе президент Дж. Буш получил имидж героического, сильного и способного лидера, тогда как вначале его пребывания в Белом Доме его считали лишь тенью Р.Рейгана. С середины января рейтинг Дж. Буша (по данным Гэллапа) не снижался ниже 70%, а в марте он составил 89%, то есть сразу по завершению операции "Буря в пустыне". Даже че­рез пять месяцев после этих событий президент продолжал удерживать в целом довольно высокий рейтинг. И хотя наблю­дался некоторый спад, тем не менее 71% респондентов одобрили деятельность президента.126 И даже эти цифры по историческим стандартам высоки. Дж. Кеннеди на третьем году пребывания у власти имел 50%. И ее времен Д. Эйзенхауэра Дж. Буш - первый президент, чей рейтинг на третьем году исполнения им своих обязанностей превысил показатель первого года. К тому же на­ивысший рейтинг Дж. Буша оказался самым высоким за всю исто­рию после второй мировой войны. Образ президента Дж. Буша как сильного лидера возник во время войны в Заливе. 88% американцев уверены, что Буш сильный, искренний (87%), непоколебимый (88%). И еще большее число полагает, что он активный (91%) и уверенный в себе человек (91%).127 Такая, высокая оценка президента в первую очередь зависела от его успехов на международной арене, так как за все время пребывания Дж. Буша у власти никогда менее 60% опрошенных не высказывали одобрения деятельностью президента во внешнеполитической сфере. Причем высокого одобрения в этой области он добился даже среди демократов (в среднем 51%). Президент получил высокую оценку общественности даже в тех областях, где США не играли активную роль - 70% поддерживали деятельность прези­дента в связи с ситуацией в Восточной Европе. 52% - в связи с ситуацией в Латинской Америке.128

Однако респонденты были менее оптимистичны по отношению к решению внутренних проблем (после войны лишь 27% поддержа­ли политику президента по отношению к бедным и бездомным. 34% одобрили его усилия, направленные на здравоохранение). Тогда как республиканцы высоко оценивали его экономическую деятельность (53%, демократы - 40%), особенно те, у кого доход превышал 50 тыс. долл. Самый низкий рейтинг президента оказался на востоке страны (28%), где экономический спад оказался наиболее ощутимым.129 Эти низкие оценки мало изменились за период президентства и показывают, что высокая оценка по внешнеполитической деятельности во время войны в Персидском заливе автоматически не переносилась обществен­ностью на все остальные сферы деятельности президента.

Однако были и те, кто осудил войну, и даже провели митинг у Белого Дома с участием 45 тыс. человек в январе 1991 года.130 Особенно много было черных и испано-язычных американцев, их сыновья составили большинство воевавших на Ближнем Востоке. Но отношение общественности к тем, кто выступил против войны, было негативным: 63% считали, что "это плохо" проводить антивоенные демонстрации, когда войска сражаются. Но только 31% полагали, что нужен закон, запрещающий такие манифестации. Малопривлекательным для общественности стал имидж тех конгрессменов и представителей средств массовой информации, которые выступали против вмешательства США в ближневосточный конфликт. 35% респондентов даже заявили, что проголосуют против кандидата-демократа в президенты, если он голосовал против резолюции об использовании силы в Персидс­ком заливе. 131

Таким образом, если война в Персидском заливе и продемонстрировала что-то, так только то, что образ враждебной нации (государства) продолжает доминировать в общественном мнении США. В начале девяностых годов таким врагом стал Ирак и Саддам Хусейн, который представляет угрозу интересам США, в первую очередь, экономическим интересам. Чтобы защитить свои интересы, американский образ жизни и восстановить по­шатнувшееся лидерство, администрация сша использовала все методы, вплоть до применения военной силы. В случае с Ираком общественное мнение, подготовленное средствами массовой информации, дало высокий уровень поддержки действиям президента и одобрило отправку войск и военные действия. Быстрая и победоносная война сумела повысить рейтинг президента, спло­тить нацию и возродить у американских граждан гордость за свою страну и ее возможность влиять на мирные события.