§2 Политика сша в Центральной Америке и ее отражение в общественном мнении сша
На протяжении восьми лет пребывания Р. Рейгана у власти проблемы Центральной Америки были в центре внимания внешней политики США. Долговой кризис, наркотики, хрупкость только что появившихся демократий, структурные экономические трудности - эти и другие вопросы были в центре внимания Белого дома в восьмидесятые годы. Но администрация никогда не отвлекалась от основного направления: не допустить коммунизм в Никарагуа и нанести поражение повстанческому движению в Центральной Америке.
Несмотря на волну демократизации в регионе, на критику внутри США и живучесть "вьетнамского синдрома", США вторглись на Гренаду в 1983 г. с целью свержения правительства, симпатизирующего Кубе. В конце 1989 г. США осуществляют вторжение в Панаму, чтобы свергнуть М. Норьегу. Следует также заметить, что существуют доказательства использования американских войск (летчиков и тайных групп) в Сальвадоре и Никарагуа, а так же того, что Гондурас использовался как база для воздушных и наземных вооруженных сил США.25
Специфика использования военной силы показала, что все эти действия были предприняты, чтобы ликвидировать "вьетнамский синдром" и вернуть стране былое могущество в мире. Несмотря на пропаганду героизма этих действий, реальность свидетельствует о том, что военные силы "врага" были малы по количеству и слабы, очень слабы, в сравнении с силами, которые были выставлены против него. Так, на Гренаде фактически не было вооруженного сопротивления: крошечная страна сумела противопоставить только 60 тыс. человек. То же самое в Панаме, стране с населением в 2 млн. человек, войска США уже размещенные в стране обладали большей огневой мощью, чем Национальная гвардия Норьеги, и вторгшиеся войска более чем удвоили эту силу.26
Идеологическим стержнем внешней политики Р. Рейгана в первой половине восьмидесятых годов был антикоммунизм, во второй половине восьмидесятых - начале девяностых он трансформировался в борьбу с терроризмом и "войну с наркотиками". Тогда как средоточением такого зла, своего рода геополитическим центром была Центральная Америка, регион, воспринимающийся как наиболее угрожающий.
С самого начала президентства Р. Рейгана средства массовой информации и службы по опросам общественного мнения уделяли огромное внимание политике США в Центральной Америке. В начале восьмидесятых годов опросы были сосредоточены на вопросах о конфликте между правительством и оппозицией в Сальвадоре. В середине восьмидесятых фокус переместился на проблемы, связанные с Никарагуа: поддерживать или не поддерживать оппозицию сандинистскому правительству. Менее многочисленными были опросы, касающиеся событий в Гренаде и Панаме.
Анализ состояния общественного мнения, на наш взгляд, следует начать с выяснения степени осведомленности общест-венности о событиях, происходящих в регионе. Так, результаты опросов показали, что 3/4 американцев слышали о ситуации в Сальвадоре и Никарагуа и 1/2 опрошенных знали, чью сторону поддерживают США.27 Однако, следует заметить, что знания о регионе в целом у американцев крайне ограничены. Например, в апреле 1981 г. только 25% опрошенных ответили, что "Центральная Америка - это часть света, где расположен Сальвадор" (47% не знали). В июле 1987 г. 32% ответили, что Никарагуа находится в Латинской или Центральной Америке, 21% - на юге Америки, 47% - не знали.28 В марте 1982 г. 79% "читали или слышали о войне” между правительством и повстанцами в Сальвадоре. С 1981 г. по 1983 г. по результатам организации Гэллапа в среднем 80% слышали о "ситуации в Сальвадоре". К маю 1986 г. 78% слышали или читали о стычках между войсками сандинистского правительства и "контрас" в Никарагуа.29 В мае 1984 г. 45% респондентов знали, что США поддерживают правительство Сальвадора против оппозиции. К августу 1987 г. 54% отметили, что США стоят за "повстанцев, пытающихся свергнуть правительство в Никарагуа".30 Но нельзя сказать, что проблемы Центральной Америки американская общественность относит к наиболее важным проблемам, стоящим перед страной. Так, в восьмидесятые годы в среднем 7% американцев называли проблемы Центральной Америки наиболее важными. ( Тhe Most Important Problem).31
Но вместе с тем многие американцы рассматривают проблемы Центральной Америки в тесной связи с распространением коммунизма. В марте 1982 г. 64% опрошенных согласились, что попытки свержения "коммунистического правительства" в Саль-вадоре "была шагом к устранению таких правительств в регионе".32 В апреле 1986 г. 56% респондентов думали, что "правительство Никарагуа угрожает безопасности других стран Центральной Америки,33 а в 1988 - уже 66%"-. Подавляющее большинство американцев также считали, что ситуация в Сальвадоре и Никарагуа представляли угрозу безопасности США. В мае 1983 г. 69% американцев были убеждены, что "прокоммунистическое правительство" в Сальвадоре может быть "угрозой безопасности США". Между ноябрем 1983 г. и мартом 1986 г. от 49% до 56% видели в "ситуации в Никарагуа угрозу безопасности США". В первую очередь потому, что Никарагуа "может предоставить СССР военные базы". Так думали 59% американцев.34 Отвечая на вопрос о возможных методах устранения угрозы, почти половина американцев поддержали использование силы для прекращения распространения коммунизма в Центральной Америке. В середине восьмидесятых годов почти половина опрошенных согласились, что "США должны предпринять все шаги", включая применение силы, для "прекращения распространения коммунизма в Центральной Америке". Однако число поддерживающих применение силы снизилось с 55% в мае 1984 г. до 48% в марте 1986 г. С 1983 по 1986 гг. от 50 до 55% американцев считали, что "наибольшая опасность для США" заключается в том, что США слишком вовлечены в проблемы Центральной Америки, что является результатом попыток остановить распространение коммунизма. Только 1/3 (34% и 36%) увидели большую опасность в том, что "США делают недостаточно, чтобы остановить распространение коммунизма". С другой стороны, численность тех, кто придерживался мнения, что "США вступают в войну с Никарагуа, пытаясь предотвратить превращение Никарагуа в "новую Кубу", составила в 1985-1986 гг. 34-60%.35
Американцы также выразили озабоченность, что конфликт в Центральной Америке может стать вторым Вьетнамом. По результатам опросов организации Гэллапа от 62% до 74% опрошенных были уверены, что ситуация в Сальвадоре "может превратиться в ситуацию, подобную вьетнамской". В марте 1988 г. 57% американцев выразили мнение, что США не следует осуществлять вторжение в Никарагуа по типу Вьетнамского.36
Анализируя американское общественное мнение относительно проблем Центральной Америки, мы считаем, что мнение американских граждан по поводу поддержки никарагуанских "контрас" является наиболее яркой иллюстрацией процессов, происходивших в мнении широкой общественности в восьмидесятые годы в США. Мы подвергли исследованию опросы только с одинаковой формулировкой вопросов или очень близких по содержанию. Это было необходимо, чтобы выявить причины, как сильной поддержки, так и довольно высокой степени неприятия американцами помощи "контрас" (как известно, даже незначительные изменения в содержании или порядке слов в вопросе могут привести к изменению результатов опроса).37
Итак, с 1983 по 1986 гг. (до скандала Ирангейт) число респондентов, одобряющих финансирование "контрас" варьировалось от 22% до 44% (см. табл. 3.5 приложения). Как видно из таблиц содержание вопросов по выяснению мнения общественности, финансировании "контрас" было различным. Тем не менее, можно выделить общие для всех вопросов черты, влияющие, по нашему мнению, на результаты опросов. На наш взгляд, в формулировках вопросов следует обратить внимание на пять основных компонентов, присутствие или отсутствие которых в вопросе так или иначе могло бы повлиять на одобрение или неодобрение поддержки "контрас".
Во-первых, мы предположили, что упоминание или ссылка в вопросе на президента Р. Рейгана (в связи с помощью "контрас") может вызвать более высокий уровень поддержки программы помощи, чем отсутствие в вопросе упоминания о президенте. Причем, мы уже ссылались на американских авторов, которые доказывают, что присутствие в вопросе информации, подтверждающей поддержку президентом той или иной политической линии, склоняет часть респондентов придерживаться аналогичной позиции (эффект "сплочения вокруг флага").38
Одним из опасений американской общественности являлась вероятность втягивания США в войну. В марте 1985 г. 77% респондентов высказались против отправки войск в Никарагуа. Эта цифра снизилась до 42%, когда отправка войск в Никарагуа была названа в опросе "единственным средством против прихода к власти коммунистов". Администрация Р. Рейгана прилагала огромные усилия, чтобы доказать, что финансирование "контрас" снижает вероятность отправки войск в Никарагуа.39 Поэтому включение в вопрос информации о том, что существование оппозиции сандинистскому режиму снижает необходимость отправки войск в Никарагуа, бесспорно, увеличивало число тех, кто поддерживал финансирование этой оппозиции.
Еще одним фактором, увеличивавшим число респондентов, одобрявших финансовую помощь "контрас" является то, как называется (в какой форме и каком контексте преподносится)
правительство Никарагуа. В одних опросах можно встретить выражение "правительство Никарагуа", "правительственные войска", "сандинистское правительство". В других опросах это же правительство именуется "левацким", "марксистским", "просо-ветским". Причем, акцентирование марксистского характера сандинистского режима и его связей с Советским Союзом сыграло свою роль в увеличении числа сторонников поддержки "контрас". Эти три указанные выше фактора играли положительную роль в поддержке и одобрении финансирования "контрас" в Никарагуа.
Но есть два фактора, которые, на наш взгляд, снижали уровень поддержки " контрас ". Во-первых, точное указание количества денег, которое следует потратить правительству США на финансирование "контрас". Во-вторых, уровень поддержки снижался, если предполагаемые ответы содержали альтернативу, а не предполагали ответ типа "да - нет". Более того, эти вопросы не содержали в себе необходимость связывать между собой оппозицию и сандинистов с одной стороны, и поддержку финансирования "контрас", с другой.
Аналогичные факторы были выделены Б. Пейджем при анализе общественного мнения относительно военной помощи США Сальвадору.40 Однако это, бесспорно, не единственные факторы, оказавшие влияние на ответы респондентов. Следует также учиты-вать временной показатель, влияние внешних событий на принятие гражданами той или иной точки зрения. Хотя проведенный анализ содержания вопросов опроса общественного мнения оказал один из путей возможного влияния на мнение общественности через сами опросы.
Но в случае с оказанием финансовой помощи "контрас" этот метод манипулирования общественным мнением оказался малоэффективным, так как несмотря на все усилия администрации и финансируемых ею организаций по опросам общественного мнения оппозиция по вопросу оказания помощи Соединенными Штатами помощи "контрас" была в целом велика.
Большинство американцев (в среднем 63%) против помощи США кому-либо, кто пытался свергнуть сандинистское правительство. Общественное мнение не выказало поддержку во время дебатов в Конгрессе по вопросам помощи "контрас". В начале 1986 г. 60% не поддержали эту помощь (это в 2 раза больше тех, кто поддержал). Даже после выступления Р. Рейгана по телевидению в марте 1986 г. большинство американцев не согласились поддержать ассигнования на помощь никарагуанским повстанцам. Оппозиция возросла до 74% во время скандала Ирангейта в 1987г.41
Особенно упорной была оппозиция отправке войск в Никарагуа либо с целью оказания помощи "контрас", либо для оккупации страны, или даже в случае гипотетического вторжения войск Никарагуа в Гондурас. Опросы Гэллапа показали, что 71% респондентов высказался против использования американских войск на территории Никарагуа. Только в единственной ситуации удалось уменьшить число противников отправки войск, когда авторы опроса в предлагаемом ответе предположили размещение Советских ракет на территории Никарагуа (52% опрошенных согласились с отправкой войск).42
Следует упомянуть об отношении общественности к экономической или "гуманитарной" помощи "контрас". Опросы показали, что поддержка "невоенной" помощи была на 10% выше, чем военной. Характерно, что военная помощь всегда была мало популярна в США, в восьмидесятые годы ее осуждали 2/3 американцев.43
Аналогичное неприятие общественностью отправки войск и оказания военной помощи наблюдалось в случае с Сальвадором. В мае 1983 г. 80% американцев не одобрили отправку американских войск в Сальвадор. Но общественность высказалась за "сохранение" в Сальвадоре военных советников, "помогающих обучать правительственные войска". Респонденты отвергли как экономическую (64%), так и военную (71%) помощь Сальвадору.44
Такого противодействия не получило вторжение на Гренаду. 76% опрошенных одобрили вторжение, целью которого по объяснению администрации США было спасение американских студентов, находящихся там. К тому же угрозой для безопасности США было объявлено строительство аэропорта, который может быть якобы использован Советским Союзом в военных целях.45
Почти такой же высокий уровень поддержки (72%) получило вторжение в Панаму. 67% американцев выразили уверенность, что в США М. Норьега подвергнется справедливому суду, а 42% полагали, что его арест снизит угрозу проникновения в США наркотиков.46
Несмотря на различный уровень поддержки и оппозиции вооруженному вторжению во внутренние дела суверенных государств администрация Р. Рейгана вела интенсивную кампанию по созданию общественного мнения в интересах и для оправдания своей политики в регионе. В первую очередь эта кампания была нацелена на манипулирование мнением общественности. Ключевым элементом политики администрации в этом направлении стало нагнетание коммунистической угрозы или как выразился президент Р. Рейган "просвещение о реальном положении дел". Приведем примеры, наиболее ярко демонстрирующие такого рода "просвещение".
Так, только в газете Нью-Йорк Тайме 5 мая 1983 г. "контрас" были названы "борцами за свободу", 19 июля 1984г. Р. Рейган охарактеризовал Никарагуа как "тоталитарную тюрьму”. 16 апреля он же убеждал Конгресс, что, голосуя против помощи "контрас", они голосуют против мира". 16 апреля 1986 г. любой оппонент помощи "контрас" был назван "марионеткой коммунистов". 17 марта того же года президент на страницах газеты призвал американцев оказать поддержку финансированию никарагуанских повстанцев, чтобы "остановить распространение коммунизма". Итоги первого обсуждения в нижней палате Конгресса вопроса о выделении денег на помощь "контрас" 21 марта 1986 г. о печати были названы президентом "черным днем для свободы". А так же в своей речи по поводу окончания прений 25 июня 1986 г. отметил, что США стоят перед реальностью соседства с Советским плацдармом в Никарагуа, что создает коммунистическую угрозу для США и закрывает все перспективы для развития демократии в регионе. 7 июля через несколько дней после того, как администрация Рейгана добилась одобрения военной помощи повстанцам, в Нью-Йорк Тайме появилась статья "Сталинизм в Никарагуа".47
Но все усилия, направленные на манипулирование общественным мнением дали лишь незначительное увеличение числа американцев, поддерживающих политику США по отношению "контрас". К тому же стратегия манипулирования тоже имеет свои пределы. Не достигнув успеха в своих попытках подчинить общественное мнение, Р. Рейган и его союзники в администрации выбрали стратегию замалчивания реального состояния мнения широкой общественности. Проходившее в это время обсуждение налоговой реформы и получившее одобрение граждан широко освещалось в прессе. В то время как с не менее многочисленными опросами. Относительно ситуации в Никарагуа дело обстояло совсем наоборот. Так, в период с 1 января 1983 г. (когда Конгресс начал оспаривать законность тайной поддержки ЦРУ деятельности "контрас") по 15 октября 1986 г.( когда начали появляться подробности Ирангейта) по различным аспектам ситуации в Никарагуа было опубликовано 2312 статей.48 В том числе 1177 статей вышедших в "Нью-Йорк Тайме" и касались политики относительно "контрас". Причем 184 из них содержали материал о различных точках зрения о событиях, а 1155 - были описаниями войны, участников, подоплеки событий. Следует так же отметить, что в, 2312 статьях о Никарагуа авторы только 30 раз ссылались на опросы общественного мнения, причем только 2,6% публикаций содержали цитаты из опросов. Эти цифры становятся более впечатляющими, если учесть, что большинство ссылок на опросы делались, в общем, не касаясь подробностей опросов. Только 7 ссылок были важны настолько, что были включены в перечень "Тайм Индекс", 5 ссылок на опросы содержались в заголовках статей, что составило 0,2% от общего числа публикаций. Удивительно, как редко политики упоминали опросы. Только 7 раз президент или члены Конгресса использовали опросы общественности как источник информации, и 18 раз журналисты обратились к результатам опросов, делая ремарки о дебатах в Конгрессе или о политике администрации. Исключением стал 1984 г. - год выборов, когда демократы подвергли критике политику президента в Центральной Америке. Но и этот предвыборный период ни в одной из 18 ссылок на опросы не было обращений к мнению широкой общественности. В предвыборной кампании во внимание бросались лишь опросы политической элиты и экспертов, но не простых избирателей.
Итак, мы видим, что мнение широкой общественности замалчивается и прессой, и политиками. Это не случайно, так как оппозиция, по отношению к действиям администрации проявилась еще и в низкой оценке общественностью действий президента. Даже до Ирангейта поддержка действий президента в Центральной Америке была низкой (20%-37%),49 (см. табл.3.6 приложения) это ниже, чем поддержка внешней политики в целом (36%-61%) и намного ниже, чем одобрение деятельности президента Р. Рейгана на посту президента (50%-65%).50 (см.табл.3.7 приложения).
Суммируя все вышеизложенное, можно сказать следующее. Большинство американцев были осведомлены о конфликте в Центральной Америке и обеспокоены угрозой возможного распространения коммунизма из Сальвадора и Никарагуа. Но общественность напугана не настолько, чтобы поддержать прямое вторжение войск США в эти страны. Администрация, президент, средства массовой информации целенаправленно старались заставить граждан поддержать прямую интервенцию и одобрить финансовую помощь США "контрас", опираясь на идею угрозы распространения коммунизма. Причем, как одно из средств воздействия на мнение граждан, используются даже сами опросы общественного мнения, в вопросах которых делается акцент на идеологической природе сандинистского правительства, его связи с СССР, а "контрас" изображаются как борцы за свободу, моральные наследники отцов-основателей США, заслон мировому коммунизму. Но несмотря на явную тенденциозность содержания опросов, эффект был незначительным. Большинство американцев находились в оппозиции политики администрации Р. Рейгана и низко оценивали политику президента в Центральной Америке. Не добившись успеха в манипулировании общественным мнением, политики и средства массовой информации стали попросту замалчивать реальное состояние мнения широкой общественности, выдавая мнение меньшинства, элиты, за мнение большинства.
- Глава 1.
- Глава 2. Образ ссср в общественном мнении сша и его место в восприятии других внешнеполитических проблем
- § 1. Официальная информация о международных событиях и ее влияние на восприятие общественностью внешнеполитических проблем
- § 2. Формирование образа ссср в общественном мнении сша
- § 3. Образ врага и его влияние на восприятие внешнеполитических проблем американской общественностью
- Размеры ассигнований на оборону
- § 4. Изменения в образе ссср в конце восьмидесятых - начале девяностых годов
- Глава 3.
- § 1 Региональные проблемы в глобальной стратегии сша
- §2 Политика сша в Центральной Америке и ее отражение в общественном мнении сша
- §4. Образ Японии в общественном мнении сша
- §5. Война в Персидском заливе и отношение к ней американской общественности
- Оценка американцами войн, в которые были вовлечены сша
- Заключение
- § 3 Отношение американцев к ближневосточным проблемам
- Интерес общественности к различным типам информации
- Соотношение внутренних и внешнеполитических проблем
- Приоритеты внешнеполитических проблем
- Год Ответы в %1234519746422527019756412627019773302838119822212551119832203444019853212645519862313334019898472520019901157181401991125619130
- Рейтинг России (в зависимости от пола респондента)
- Годы Ответы в %1234197484522251975741242619773332736198222026521983222364119854203542198633535281988645242519891049221819911560204
- Годы Ответы в %12341974539292819754422728197742828391982220225119831213445198532028481986328313719885392729198974525221991952218
- Рейтинг России (в зависимости от расы респондента)
- ГодСоюзникДружествен.Недружествен.ВрагНе знаю1976120393010197932138271119801937485198218345161983243063119842536534198721137391119891631940419903926818919916563197с 1976 по 1989 г.Г. – (Харрис)
- Отношение к расходам на оборону
- Предполагаемое количество убитых американцев во время
- Мнение американцев об энергетической ситуации в стране