19.Реформы первой четверти 19 века. Александр I, м.М.Сперанский.
В ночь с 11 на 12 марта 1801г. в Росси совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики убили Павла I и на престол взошел его старший сын Александр1.Он получил блестящее по тем временам образование и в первые годы своего правления он хорошо видел политическое и экономическое отставание России от европейских стран, думал о возможности и модернизации государства. Вступив на престол, Александр дал понять , что намерен провести реформы по самым важным общественно-политическим проблемам. Был образован в 1801 г. Непременный совет - совещательный орган при императоре. Однако центром, где разрабатывались идеи преобразований, стал, по сути, так называемый Негласный совет, куда входили молодые друзья царя. Однако проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам.
Реформы гос. управления. В 1802 г.устаревшие коллегии, которые являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера привела к утверждению системы отраслевого управления, к усилению централизации и укреплению самодержавия. Сначала было 8 министерств, затем их количество увеличилось. Был также учрежден для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов Комитет министров. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе гос. управления. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода был обер-прокурор. Так, церковь по-прежнему оставалась в подчинении у государства. Наиболее активным сторонником идеи реформы системы гос. управления был статс-секретарь Непременного совета М.М.Сперанский. Осуществление проекта Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти путем созыва Гос. думы и введения судебных инстанций. Он считал необходимым создать и Гос. совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного самоуправления. Однако консерваторы увидели в проекте посягательство на самодержавие, и единственным результатом было учреждение Гос. совета в 1810.
В последующие годы реформаторские настроения Александра 1 отразились во введении конституции в Царстве Польском, сохранении конституционного устройства в Финляндии ,присоединенной к России в 1809, в создании “Уставной грамоты Российской империи”.
К 1808-1809 появилась новая форма комплектования и содержания армии-военные поселения. Цель их создания - добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета тяжесть содержания армии. Однако эта затея в результате провалилась.
Крестьянский вопрос. Правительство пыталось прикрыть наиболее уродливые формы крестьянства. 1803-издание указа о свободных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако результатов на систему не было. Также было сокращена раздача гос. крестьян в частные руки.
Система образования. В начале 19 в. наметилась либеральная линия в системе образования. Однако она постепенно сменялась консервативной и реакционной. Нарушалось самоуправление (автономия) ,введенная университетским уставом 1804г. Министерство просвещения, созданное в 1802 г., было в 1817 преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Его задачей стало развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях.
- 1. Восточные славяне в VI—IX вв.
- 2. Исторические этапы развития Российского государства.
- 3. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического процесса
- 4. Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
- 5. Образование Древнерусского гос-ва. Киевская Русь
- 6. Значение принятия христианства и появление письменности.
- 7. Монголо-татарское завоевание и возрождение независимости Руси.
- 8.Объединение русских земель вокруг Москвы и становление централизованного Российского государства вXiv – XV в. В. Противостояние Орде.
- 9. Русские земли во времена феодальной раздробленности. Русь удельная.
- 10. Русское государство в период Позднего Средневековья. Сословно-представительная монархия (16- начало 17 веков).
- 11. Начало нового времени. Складывание абсолютной монархии в России, 17 века.
- 13.Реформы ПетраI,
- 15. Политика “просвещенного абсолютизма” в эпоху Екатерины II.
- 16. Движение декабристов, их программы, место в истории.
- 17.Дворцовые перевороты середины XVIII в.
- 18. Отечественная война 1812 года. Ее место в истории.
- 19.Реформы первой четверти 19 века. Александр I, м.М.Сперанский.
- 20.Духовные искания российского общества в 30-40 годах 19 века. Славянофилы и Западники.
- 21. Революционные направления.
- 22. Сущность крестьянской реформы (кр) 1861 г. И ее результаты.
- 23. Судебная, земская, военная реформы. Реформы в области образования и цензуры в 60-70 гг. 19 века
- 24. Содержание и значение контрреформ 80-90гг. 19 века. Александр 3.
- 25. Общественное движение 60 – 70 гг. 19 в. Охранительное, либеральное и революционное направления.
- 27. Политич., экономич. И социал. Противоречия России на рубеже 19-20 вв.
- 28. Революция 1905 – 1907 гг. Её итоги и значение.
- 29. Создание новых форм власти в ходе революции 1905-1907 гг. Госуд. Думы и Советов.
- 30. Политическое положение в стране после революции 1905-1907 гг.
- 31. Первая мировая война (1914 – 1918)
- 32. Февральская революция 1917г. Установление двоевластия.
- 33. Изменение политической обстановки в России после февральской революции 1917г. Победа Октября и ее значение.
- 35. Гражданская война в России (расстановка сил, ход событий, последствия для судеб людей и страны).
- 36. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию нэПа
- 37. Образование ссср. 1922 год.
- 39. Коллективизация
- 40. Индустриализация.