logo search
экзамен история)

19.Реформы первой четверти 19 века. Александр I, м.М.Сперанский.

В ночь с 11 на 12 марта 1801г. в Росси совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики убили Павла I и на престол взошел его старший сын Александр1.Он получил блестящее по тем временам образование и в первые годы своего правления он хорошо видел политическое и экономическое  отставание России от европейских стран, думал о возможности и модернизации государства. Вступив на престол, Александр дал понять , что намерен провести реформы по самым важным общественно-политическим проблемам. Был образован в 1801 г. Непременный совет - совещательный орган при императоре. Однако центром, где разрабатывались идеи преобразований, стал, по сути, так называемый Негласный совет, куда входили молодые друзья царя. Однако проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам.

Реформы гос. управления. В 1802 г.устаревшие коллегии, которые являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера привела к утверждению системы отраслевого  управления, к усилению централизации и укреплению самодержавия. Сначала было 8 министерств, затем их количество увеличилось. Был также учрежден для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов Комитет министров. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе гос. управления. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода был обер-прокурор. Так, церковь по-прежнему оставалась в подчинении у государства. Наиболее активным сторонником идеи реформы системы гос. управления был статс-секретарь Непременного совета М.М.Сперанский. Осуществление проекта Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте намечался принцип разделения  законодательной, исполнительной и судебной власти путем созыва Гос. думы и введения судебных инстанций. Он считал необходимым создать и Гос. совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного самоуправления. Однако консерваторы увидели в проекте посягательство на самодержавие, и единственным результатом было учреждение Гос. совета  в 1810.

В последующие годы реформаторские настроения  Александра 1 отразились во введении конституции в Царстве Польском, сохранении конституционного устройства в Финляндии ,присоединенной к России в 1809, в создании  “Уставной грамоты Российской империи”.

К 1808-1809 появилась новая форма комплектования и содержания армии-военные поселения. Цель их создания - добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета тяжесть содержания армии. Однако эта затея в результате провалилась.

Крестьянский вопрос. Правительство пыталось прикрыть наиболее уродливые формы крестьянства. 1803-издание указа о свободных хлебопашцах,  по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако результатов на систему не было. Также было сокращена раздача гос. крестьян в частные руки.

Система образования. В начале 19 в. наметилась либеральная линия в системе образования. Однако она постепенно сменялась консервативной и реакционной. Нарушалось самоуправление (автономия) ,введенная университетским уставом 1804г. Министерство просвещения, созданное в 1802 г., было в 1817 преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Его задачей стало развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях.