logo
экзамен история)

20.Духовные искания российского общества в 30-40 годах 19 века. Славянофилы и Западники.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Наоборот, оно еще больше оживилось. В общественном движении  второй четверти 19 в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищающих существовавший в России строй.

Среди оппозиционных правительству либералов сложилось 2 идейных течения -славянофильство и западничество. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали  необходимым изменить ее соц.-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить или даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революции, они считали ,что само правительство должно провести эти реформы.

Различия:

Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одна из идей славянофилов – единственно верной и глубоко нравственной религией является православие .По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа.

Славянофилы и западники заложили в 30-50 годы 19в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.