logo
экзамен история)

23. Судебная, земская, военная реформы. Реформы в области образования и цензуры в 60-70 гг. 19 века

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земск., городск., военная и др. реформы. Их цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

В 1864г. – земская реф. В губерниях и уездах создавались земства. Это были выборные органы из представителей всех сословий (но преобладали помещики). Они занимались исключительно хоз-ными вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной  властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения; стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

«Новые судебные уставы» 1864г. вводили новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор и адвокат. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция судебных инстанций. Мировой суд – мелкие гражданские дела, окружной суд – уголовные и тяжкие, в судебной палате рассматривались особо важные гос-ные и политические преступления. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Но, проводя реформу, правительство оставило много лазеек для вмешательства в судопроизв-во. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.

Военная р. Поражение в Крымской войне показало, что Российская регулярная армия не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию,  обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок службы в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Срок службы сокращался в зависимости от образовательного ценза.(лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода).

В 60-х годах началось перевооружение армии. Особое значение имело ускоренное развитие  военного парового флота. Для подготовки кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии.

В 1864г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентирующие начальное и среднее образование. Возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные(принимались дети всех сословий, способных вносить плату). В 1963 новый устав вернул автономию университетам.

В 1865 были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на образованную часть общ-ва, а также центральных периодических изданий. (это не распространялось на массовую лит-ру и на провинциальную печать).

Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Сделан 1-ый шаг по превращению России в буржуазную монархию. Однако процесс модернизации в Р. имел специфический характер. Он обусловливался традиционной слабостью буржуазии и политической инертностью народных масс. Выступления радикалов тормозили реформаторские устремления правительства. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.