23. Судебная, земская, военная реформы. Реформы в области образования и цензуры в 60-70 гг. 19 века
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земск., городск., военная и др. реформы. Их цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.
В 1864г. – земская реф. В губерниях и уездах создавались земства. Это были выборные органы из представителей всех сословий (но преобладали помещики). Они занимались исключительно хоз-ными вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения; стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.
«Новые судебные уставы» 1864г. вводили новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор и адвокат. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция судебных инстанций. Мировой суд – мелкие гражданские дела, окружной суд – уголовные и тяжкие, в судебной палате рассматривались особо важные гос-ные и политические преступления. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Но, проводя реформу, правительство оставило много лазеек для вмешательства в судопроизв-во. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.
Военная р. Поражение в Крымской войне показало, что Российская регулярная армия не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок службы в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Срок службы сокращался в зависимости от образовательного ценза.(лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода).
В 60-х годах началось перевооружение армии. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии.
В 1864г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентирующие начальное и среднее образование. Возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные(принимались дети всех сословий, способных вносить плату). В 1963 новый устав вернул автономию университетам.
В 1865 были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на образованную часть общ-ва, а также центральных периодических изданий. (это не распространялось на массовую лит-ру и на провинциальную печать).
Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Сделан 1-ый шаг по превращению России в буржуазную монархию. Однако процесс модернизации в Р. имел специфический характер. Он обусловливался традиционной слабостью буржуазии и политической инертностью народных масс. Выступления радикалов тормозили реформаторские устремления правительства. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.
- 1. Восточные славяне в VI—IX вв.
- 2. Исторические этапы развития Российского государства.
- 3. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического процесса
- 4. Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
- 5. Образование Древнерусского гос-ва. Киевская Русь
- 6. Значение принятия христианства и появление письменности.
- 7. Монголо-татарское завоевание и возрождение независимости Руси.
- 8.Объединение русских земель вокруг Москвы и становление централизованного Российского государства вXiv – XV в. В. Противостояние Орде.
- 9. Русские земли во времена феодальной раздробленности. Русь удельная.
- 10. Русское государство в период Позднего Средневековья. Сословно-представительная монархия (16- начало 17 веков).
- 11. Начало нового времени. Складывание абсолютной монархии в России, 17 века.
- 13.Реформы ПетраI,
- 15. Политика “просвещенного абсолютизма” в эпоху Екатерины II.
- 16. Движение декабристов, их программы, место в истории.
- 17.Дворцовые перевороты середины XVIII в.
- 18. Отечественная война 1812 года. Ее место в истории.
- 19.Реформы первой четверти 19 века. Александр I, м.М.Сперанский.
- 20.Духовные искания российского общества в 30-40 годах 19 века. Славянофилы и Западники.
- 21. Революционные направления.
- 22. Сущность крестьянской реформы (кр) 1861 г. И ее результаты.
- 23. Судебная, земская, военная реформы. Реформы в области образования и цензуры в 60-70 гг. 19 века
- 24. Содержание и значение контрреформ 80-90гг. 19 века. Александр 3.
- 25. Общественное движение 60 – 70 гг. 19 в. Охранительное, либеральное и революционное направления.
- 27. Политич., экономич. И социал. Противоречия России на рубеже 19-20 вв.
- 28. Революция 1905 – 1907 гг. Её итоги и значение.
- 29. Создание новых форм власти в ходе революции 1905-1907 гг. Госуд. Думы и Советов.
- 30. Политическое положение в стране после революции 1905-1907 гг.
- 31. Первая мировая война (1914 – 1918)
- 32. Февральская революция 1917г. Установление двоевластия.
- 33. Изменение политической обстановки в России после февральской революции 1917г. Победа Октября и ее значение.
- 35. Гражданская война в России (расстановка сил, ход событий, последствия для судеб людей и страны).
- 36. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию нэПа
- 37. Образование ссср. 1922 год.
- 39. Коллективизация
- 40. Индустриализация.