3. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического процесса
На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один – формационный, другой – цивилизационный. В рамках первого выделяют две концепции – марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества – формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Коренная идея подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго – отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.
Результаты труда К. Маркса и Ф. Энгельса по изучению и критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить понятие "формация". Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-исторические условия существования общественных организмов весьма различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.
Высокие претензии марксизма на революционное изменение мира вызвали широкую оппозицию по отношению к нему. По степени критического настроя к формационному учению можно условно выделить два основных направления. Представители первого настаивают на необходимости замены марксистского подхода как не выдержавшего проверки историческим опытом новым, в корне отличным подходом. Представители второго отрицают необходимость такой замены, настаивая лишь на обновлении марксистского подхода, т.е. на ликвидации ряда его недостатков. Основным же недостатком формационного подхода к истории является выпадение из исторического познания вообще множества элементов и связей общества как системы, которые не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения.
Самостоятельное значение приобретает вопрос о "географических" границах применения формационной теории. Эта теория, разработанная на материале истории Западной Европы, верно охватывает некоторые особенности развития западной цивилизации. Применительно к восточным обществам этот подход выглядит менее убедительно. Реальные тенденции и формы развития на Востоке и еще многих регионах мира не укладываются в схему пяти формаций. Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа производства, но так и не решивший ее.
Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цивилизационной теории не существует, как не существует единого понятия "цивилизация". Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия "культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономическую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.
На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не
- 1. Восточные славяне в VI—IX вв.
- 2. Исторические этапы развития Российского государства.
- 3. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического процесса
- 4. Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
- 5. Образование Древнерусского гос-ва. Киевская Русь
- 6. Значение принятия христианства и появление письменности.
- 7. Монголо-татарское завоевание и возрождение независимости Руси.
- 8.Объединение русских земель вокруг Москвы и становление централизованного Российского государства вXiv – XV в. В. Противостояние Орде.
- 9. Русские земли во времена феодальной раздробленности. Русь удельная.
- 10. Русское государство в период Позднего Средневековья. Сословно-представительная монархия (16- начало 17 веков).
- 11. Начало нового времени. Складывание абсолютной монархии в России, 17 века.
- 13.Реформы ПетраI,
- 15. Политика “просвещенного абсолютизма” в эпоху Екатерины II.
- 16. Движение декабристов, их программы, место в истории.
- 17.Дворцовые перевороты середины XVIII в.
- 18. Отечественная война 1812 года. Ее место в истории.
- 19.Реформы первой четверти 19 века. Александр I, м.М.Сперанский.
- 20.Духовные искания российского общества в 30-40 годах 19 века. Славянофилы и Западники.
- 21. Революционные направления.
- 22. Сущность крестьянской реформы (кр) 1861 г. И ее результаты.
- 23. Судебная, земская, военная реформы. Реформы в области образования и цензуры в 60-70 гг. 19 века
- 24. Содержание и значение контрреформ 80-90гг. 19 века. Александр 3.
- 25. Общественное движение 60 – 70 гг. 19 в. Охранительное, либеральное и революционное направления.
- 27. Политич., экономич. И социал. Противоречия России на рубеже 19-20 вв.
- 28. Революция 1905 – 1907 гг. Её итоги и значение.
- 29. Создание новых форм власти в ходе революции 1905-1907 гг. Госуд. Думы и Советов.
- 30. Политическое положение в стране после революции 1905-1907 гг.
- 31. Первая мировая война (1914 – 1918)
- 32. Февральская революция 1917г. Установление двоевластия.
- 33. Изменение политической обстановки в России после февральской революции 1917г. Победа Октября и ее значение.
- 35. Гражданская война в России (расстановка сил, ход событий, последствия для судеб людей и страны).
- 36. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию нэПа
- 37. Образование ссср. 1922 год.
- 39. Коллективизация
- 40. Индустриализация.