logo search
4_XIX_vek

Николай I. Усиление борьбы с революционными идеями. Теория «официальной народности» с. Уваpoвa

Николай I был третьим сыном Павла I. Со старшими братьями у него не сложились близкие отношения. Воспитатель Николая I готовил его к военной карьере, особенно он отличился военно-инженерным делом, прусскими военными уставами. Николай I отвергал идеи либерализма, конституцию, с презрением относился к духовной стороне жизни. Это был милитарист, суровый и неприхотливый в быту. В людях и чиновниках больше всего ценил исполнительность и покорность. Понимал неизбежность реформ, но не решался отменить крепостное право, укреплял самодержавие, опись на армию и чиновничество, жестоко преследовал любую крамолу в России и за рубежом, за что получил прозвище «жандарм Европы».

После подавления восстания декабристов было создано III Отделение, которому поручались все политические дела и контроль за умонастроениями. Начальником III Отделения и шефом корпуса жандармов стал барон А.X. Бенкендорф, личный друг Николая I. Прежде всего стали выявляться и преследоваться любые оппозиционные кружки. Под жёсткий цензурный контроль была поставлена печать. Цензоры должны были запрещать статьи и книги, в которых порицался монархический строй, критиковалась церковь.

В З0-е годы министр народного образования литератор С. Уваров выдвинул так называемую теорию «официальной народности» в виде триединой формулы: православие, самодержавие, народность. Уваров противопоставил дворянскую революционность и верность народа самодержавию и православию. Он утверждал, что оппозиционные идеи приносятся с Запада, а исконно русскими чертами являются пассивность, набожность, вера в царя: «Царь правит народом, как отец, а народ не отделяет отечество от царя и видит в нём своё счастье, силу и славу». Многие русские общественные деятели поддержали эту теорию. Против выступил публицист друг А.С. Пушкина П.Я. Чаадаев. В 1836 году он опубликовал в московском журнале «Телескоп» первое письмо из цикла своих «Философических писем», в котором излагались основные положения всего цикла. Чаадаев едко критиковал всю предшествующую историю России, крайне пессимистически оценивал её настоящее и будущее. Он заявлял, что все беды России от её отлучённости от «всемирного воспитания человеческого рода», что национальное самодовольство и духовный застой препятствуют исполнению предначертанной ей свыше исторической миссии. За эту публикацию журнал был закрыт. По высочайшему повелению П.Я. Чаадаева объявили «сумасшедшим», за ним был установлен медико-полицейский надзор. А теория «официальной народности» на многие десятилетия стала главной идеологией самодержавия.