logo
4_XIX_vek

Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х гг.

В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н.В. Чайковского («чайковцы»), его участники готовили пропагандистов из интеллигенции и рабочих для работы «в народе».

Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в ко­тором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Петербурга, Москвы, Самары, Ростова. Они направились, прежде всего, в Среднее Поволжье, которое в 1873–74 гг. охватил тяжёлый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции. Первое хождение в народ закончилось провалом, полиция арестовала 770 человек, 193 из них предстали перед судом.

Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием «Земля и воля». В неё вошли братья Михайловы, Г.В. Плеханов, позднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это была чётко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Все члены подразделялись на группы по роду деятельности. Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, в том числе пропаганду «фактами», передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания, создание земледельческих и промышленных ассоциаций,

В 1877 г. началось второе хождение в народ. На этот раз народники решили заменить «летучую пропаганду» планомерной, систематической работой в деревне. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено.