Живопись
В изобразительном искусстве второй половины ХIХ в. господствующим направлением был критический реализм. Идеологом и организатором художников этого направления являлся И.П. Крамской.
В начале 60-х годов группа талантливых учеников Академии художеств во главе с И.П. Крамским отказалась участвовать в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышла из Академии, объединившись в Артель петербургских художников. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, куда вошли члены Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Главную свою задачу они видели в том, чтобы глубоко изучать и изображать в живописи реальную жизнь народа, его быт, народные типы. В целях пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выставки, откуда и пошло наименование — передвижники. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Сильны по своей выразительности портреты Толстого, Некрасова, Боткина. В картинах «Христос в пустыне», «Неутешное горе» глубоко раскрывается внутренний мир человека, его душевные переживания.
Одним из наиболее ярких представителей критического реализма в русской живописи был художник В.Г. Перов. Его картина «Сельский крестьянский ход на Пасхе» вызвала общественный скандал, так как обличала сельское духовенство, темноту и невежество народной массы. Живопись Перова — это правдивый рассказ о жизни разных сословий. Он создал целый цикл жанровых картин. До боли пронизывает «Тройка», искреннюю улыбку вызывают «Охотники на привале», «Рыболов».
Русскую природу воспевали в своих картинах художники-пейзажисты И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан. Вершиной реализма в русской живописи справедливо считается творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Яркую социальную направленность имели такие работы Репина, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Исторические сюжеты нашли отражение в картинах «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Исторический жанр присущ и творчеству В.И. Сурикова. На его картинах «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и др. изображены исторические личности, люди с сильными характерами. К жанру фольклора обратился В. Васнецов, за основу картин он брал сказочные сюжеты «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье». Художник В.А. Серов писал портреты, пейзажи. Наиболее знаменитая картина — «Девочка с персиками». Многие картины художников второй половины XIX в. попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 г. в Петербурге был открыт Русский музей.
- Социально-сословный и национальный состав населения России
- Промышленность, торговля, пути сообщения
- Политический строй Российской империи
- Личность императора Александра I. «Негласный комитет»
- Реформы начала XIX в.
- Проекты реформ м.М. Сперанского
- Восточный вопрос во внешней политике России конца XVIII–начала XIX в.
- Участие России в войнах коалиции
- Причины войны, планы и силы сторон
- Начало войны (12(24) июня 1812 г.). Бородинская битва (26 августа 1812 г.)
- Тарутинский манёвр. Партизанская война. Изгнание Наполеона из России
- Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз
- Историческое значение победы России. Отечественной войне 1812 года
- Социально-экономическое развитие России. Военные поселения
- Внутренняя политика Александра I. Вопрос о конституции. Усиление политической реакции
- Движение декабристов
- Николай I. Усиление борьбы с революционными идеями. Теория «официальной народности» с. Уваpoвa
- Укрепление роли государственного аппарата при Николае I. Сущность бюрократизма
- Кодификация законов. Реформы п.Д. Киселёва и.Ф. Канкрина.
- Итоги внутренней политики Николая I
- Особенности и направления общественного движения 1930–50-х гг. XIX в.
- Кружки 1920–30-х гг.
- Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы
- Петрашевцы. Революционно-демократическое направление
- Петр Яковлевич Чаадаев
- Войны с Турцией и Ираном (1826–29 гг.). Обострение русско-английских противоречий
- Кавказская война
- Россия — «жандарм Европы»
- Крымская война (1853–56 гг.)
- Образование в первой половине XIX в.
- Наука и техника в России
- Русские путешественники
- Русская литература. Журналистика
- Театр и музыка
- Живопись. Архитектура
- Причины отмены крепостного права
- Подготовка крестьянской реформы
- «Положение 19 февраля 1861 года». Историческое значение реформы
- Реформа местного самоуправления (земская и городская)
- Судебная и военная реформы. Значение и претворение в жизнь либеральных реформ 1860–70-х гг.
- Промышленное развитие России в 1860–80-е гг. XIX в.
- Железнодорожное строительство
- Промышленный переворот. Русские предприниматели
- Города, население во второй половине XIX столетия
- Особенности развития помещичьего хозяйства. Два пути аграрного развития России
- Е. Крестьянская община
- Особенности российского либерализма в 1850–60-х гг. XIX в. Консерваторы
- Рост революционного движения в 1860-х гг. А.И. Герцен, н.Г. Чернышевский. «Земля и воля» в1860-х гг.
- Возникновение народничества. Три течения в народничестве
- Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х гг.
- Раскол «Земли и воли». «Чёрный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II
- Международное положение России после Крымской войны (1856–75 гг.)
- Присоединение Средней Азии и Казахстана к России
- Сибирь и Дальний Восток. Договоры с Китаем (1858 и 1860 гг.)
- Русско-турецкая война 1877–78 гг.
- Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
- Промышленный подъём в 1890-х гг.
- Контрреформы Александра III
- Внешняя политика Александра III
- Рабочее движение в конце XIX в. Морозовская стачка (1885 г.)
- Либеральное движение в России в конце XIX в.
- Либеральное народничество
- Консерваторы
- Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» г.В. Плеханова. Начало революционной деятельности в. Ульянова (Ленина)
- Развитие образования
- Русская наука
- Русская литература. Печать
- Живопись
- Скульптура, архитектура
- Музыка. Театр