Живопись. Архитектура
В живописи растёт интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечается постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академической школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей картине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером парадного и психологического портрета. Начало XIX в. в русской живописи — время расцвета романтизма. Влияние романтизма особенно проявилось в портретной и пейзажной живописи. В портретах выдающегося художника-портретиста О.А. Кипренского переданы богатый и сложный внутренний мир человека, его настроения и переживания. Хорошо известен портрет А.С. Пушкина, созданный Кипренским. Жанровые сюжеты, непосредственность изображения, идеализация простых людей, и особенно крепостных крестьян, характерны для творчества В.А. Тропинина и А.Х. Венецианова. Тропинин любил показывать человека за работой. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Златошвейка», «Гитарист». Венецианов был мастером бытового жанра. В его картинах нашли яркое отражение жизнь, труд и быт крестьян («Гумно», «На пашне», «На жатве»). Значительное место в русской живописи занимает творчество А.А. Иванова. Основная идея его главной картины «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился более 20 лет, — необходимость духовно-нравственного обновления человечества.
Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А. Федотов, ученик Брюллова. Он ввёл в бытовой жанр драматическую коллизию. В своих картинах «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др. он сатирически и в то же время глубоко реалистично рисует «темное царство» купечества, смеется над тупой спесью дворянско-чиновничьего мира. Последние его картины «Анкор, ещё анкор!», «Вдовушка» проникнуты острым чувством одиночества и обреченности человека. П.А. Федотов явился прямым предшественником художников-передвижников.
Начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, ориентации на античное искусство. Разновидностью этого стиля явился ампир. Ему присущи нарядная монументальность, строгость линий и пропорций. Архитектурное оформление зданий нередко дополняла скульптура. В центре Петербурга архитектор А.Д. Захаров возвел громадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом. На Невском проспекте архитектор А.Н. Воронихин построил Казанский собор — огромное крестово-купольное здание с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский).
40 лет (с 1818 по 1858 г.) в Петербурге строился Исаакиевский собор. Проект был разработан А.А. Монферраном, позднее дополнен другими русскими архитекторами, в оформлении принимал участие Брюллов. Собор олицетворял собой мощь самодержавия, его тесный союз с православной церковью. А.А. Монферран возвёл также 47-метровую колонну на Дворцовой площади — памятник Александру I и героям войны 1812 г. По проекту К.И. Росси было построено здание Главного штаба; он же создал здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (Русского музея) с площадью искусств.
После пожара 1812 г. в Москве при участии архитектора О.И. Бове и др. была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота, 1-я Градская больница. Архитектор Д.И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатерининский институт (ныне Театр Российской армии), Опекунский Совет (ныне АМН), усадьбу Кузьминки.
1930–50-е гг. — период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Петербурге здания Нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс. В Москве создателем эклектического русско-византийского стиля К.А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В1931 г. храм был уничтожен большевиками, и восстановление его началось только в 1994 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что явилось причинами культурного подъема в России начала XIX в.?
2. Почему именно в эпоху «железного занавеса» в николаевской России культура развивалась так бурно?
3. Что тормозило развитие культуры в этот период?
Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 1860–70-х гг. XIXв.
- Социально-сословный и национальный состав населения России
- Промышленность, торговля, пути сообщения
- Политический строй Российской империи
- Личность императора Александра I. «Негласный комитет»
- Реформы начала XIX в.
- Проекты реформ м.М. Сперанского
- Восточный вопрос во внешней политике России конца XVIII–начала XIX в.
- Участие России в войнах коалиции
- Причины войны, планы и силы сторон
- Начало войны (12(24) июня 1812 г.). Бородинская битва (26 августа 1812 г.)
- Тарутинский манёвр. Партизанская война. Изгнание Наполеона из России
- Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз
- Историческое значение победы России. Отечественной войне 1812 года
- Социально-экономическое развитие России. Военные поселения
- Внутренняя политика Александра I. Вопрос о конституции. Усиление политической реакции
- Движение декабристов
- Николай I. Усиление борьбы с революционными идеями. Теория «официальной народности» с. Уваpoвa
- Укрепление роли государственного аппарата при Николае I. Сущность бюрократизма
- Кодификация законов. Реформы п.Д. Киселёва и.Ф. Канкрина.
- Итоги внутренней политики Николая I
- Особенности и направления общественного движения 1930–50-х гг. XIX в.
- Кружки 1920–30-х гг.
- Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы
- Петрашевцы. Революционно-демократическое направление
- Петр Яковлевич Чаадаев
- Войны с Турцией и Ираном (1826–29 гг.). Обострение русско-английских противоречий
- Кавказская война
- Россия — «жандарм Европы»
- Крымская война (1853–56 гг.)
- Образование в первой половине XIX в.
- Наука и техника в России
- Русские путешественники
- Русская литература. Журналистика
- Театр и музыка
- Живопись. Архитектура
- Причины отмены крепостного права
- Подготовка крестьянской реформы
- «Положение 19 февраля 1861 года». Историческое значение реформы
- Реформа местного самоуправления (земская и городская)
- Судебная и военная реформы. Значение и претворение в жизнь либеральных реформ 1860–70-х гг.
- Промышленное развитие России в 1860–80-е гг. XIX в.
- Железнодорожное строительство
- Промышленный переворот. Русские предприниматели
- Города, население во второй половине XIX столетия
- Особенности развития помещичьего хозяйства. Два пути аграрного развития России
- Е. Крестьянская община
- Особенности российского либерализма в 1850–60-х гг. XIX в. Консерваторы
- Рост революционного движения в 1860-х гг. А.И. Герцен, н.Г. Чернышевский. «Земля и воля» в1860-х гг.
- Возникновение народничества. Три течения в народничестве
- Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х гг.
- Раскол «Земли и воли». «Чёрный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II
- Международное положение России после Крымской войны (1856–75 гг.)
- Присоединение Средней Азии и Казахстана к России
- Сибирь и Дальний Восток. Договоры с Китаем (1858 и 1860 гг.)
- Русско-турецкая война 1877–78 гг.
- Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
- Промышленный подъём в 1890-х гг.
- Контрреформы Александра III
- Внешняя политика Александра III
- Рабочее движение в конце XIX в. Морозовская стачка (1885 г.)
- Либеральное движение в России в конце XIX в.
- Либеральное народничество
- Консерваторы
- Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» г.В. Плеханова. Начало революционной деятельности в. Ульянова (Ленина)
- Развитие образования
- Русская наука
- Русская литература. Печать
- Живопись
- Скульптура, архитектура
- Музыка. Театр