logo
4_XIX_vek

Живопись. Архитектура

В живописи растёт интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечается постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академической школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей картине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером парадного и психологического портрета. Начало XIX в. в русской живописи — время расцвета романтизма. Влияние романтизма особенно проявилось в портретной и пейзажной живописи. В портретах выдающегося художника-портретиста О.А. Кипренского переданы богатый и сложный внутренний мир человека, его настроения и переживания. Хорошо известен портрет А.С. Пушкина, созданный Кипренским. Жанровые сюжеты, непосредственность изображения, идеализация простых людей, и особенно крепостных крестьян, характерны для творчества В.А. Тропинина и А.Х. Венецианова. Тропинин любил показывать человека за работой. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Златошвейка», «Гитарист». Венецианов был мастером бытового жанра. В его картинах нашли яркое отражение жизнь, труд и быт крестьян («Гумно», «На пашне», «На жатве»). Значительное место в русской живописи занимает творчество А.А. Иванова. Основная идея его главной картины «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился более 20 лет, — необходимость духовно-нравственного обновления человечества.

Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А. Федотов, ученик Брюллова. Он ввёл в бытовой жанр драматическую коллизию. В своих картинах «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др. он сатирически и в то же время глубоко реалистично рисует «темное царство» купечества, смеется над тупой спесью дворянско-чиновничьего мира. Последние его картины «Анкор, ещё анкор!», «Вдовушка» проникнуты острым чувством одиночества и обреченности человека. П.А. Федотов явился прямым предшественником художников-передвижников.

Начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, ориентации на античное искусство. Разновидностью этого стиля явился ампир. Ему присущи нарядная монументальность, строгость линий и пропорций. Архитектурное оформление зданий нередко дополняла скульптура. В центре Петербурга архитектор А.Д. Захаров возвел громадное здание Адмиралтейства с центральной башней, легкой колоннадой, золоченой иглой с корабликом. На Невском проспекте архитектор А.Н. Воронихин построил Казанский собор — огромное крестово-купольное здание с мощной полукруглой колоннадой. Перед собором сооружены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский).

40 лет (с 1818 по 1858 г.) в Петербурге строился Исаакиевский собор. Проект был разработан А.А. Монферраном, позднее дополнен другими русскими архитекторами, в оформлении принимал участие Брюллов. Собор олицетворял собой мощь самодержавия, его тесный союз с православной церковью. А.А. Монферран возвёл также 47-метровую колонну на Дворцовой площади — памятник Александру I и героям войны 1812 г. По проекту К.И. Росси было построено здание Главного штаба; он же создал здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (Русского музея) с площадью искусств.

После пожара 1812 г. в Москве при участии архитектора О.И. Бове и др. была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота, 1-я Градская больница. Архитектор Д.И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатерининский институт (ныне Театр Российской армии), Опекунский Совет (ныне АМН), усадьбу Кузьминки.

1930–50-е гг. — период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Петербурге здания Нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс. В Москве создателем эклектического русско-византийского стиля К.А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В1931 г. храм был уничтожен большевиками, и восстановление его началось только в 1994 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что явилось причинами культурного подъема в России начала XIX в.?

2. Почему именно в эпоху «железного занавеса» в николаевской России культура развивалась так бурно?

3. Что тормозило развитие культуры в этот период?

Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 1860–70-х гг. XIXв.