logo
4_XIX_vek

Петр Яковлевич Чаадаев

Своеобразным откликом на николаевскую реакцию со стороны старшего поколения дворянской интеллигенции явилось напечатанное в 1836 г. в московском журнале «Телескоп» первое из цикла «Философических писем» П.Я. Чаадаева. Русский философ, публицист, участник войны 1812 г., член Северного общества, друг А.С. Пушкина, Чаадаев выступил с едкой критикой всей предшествующей и современной ему истории России, в том числе православия, самодержавия, крепостничества. Рассматривая историческое развитие России, он делал крайне пессимистические выводы относительно её настоящего и будущего. Он писал, что Россия «отлучена от всемирной истории», «одиноки в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его», говорил о «застое» в России и «национальном самодовольстве». По определению Герцена, публикация Чаадаева явилась «выстрелом, раздавшимся в тёмную ночь». Николай I отозвался на статью так: «Нахожу, что содержание оной — смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Журнал был закрыт, его редактор сослан, пропустивший статью цензор отстранён от должности и уволен в отставку. Чаадаев официально был объявлен сумасшедшим и за ним был установлен медико-полицейский надзор. Ретроградные круги обрушились на Чаадаева, но и прогрессивные деятели были неоднозначны в своей оценке выступлений Чаадаева. Они приветствовали сам факт протеста эра против мрачной российской действительности, но отрицательно отнеслись к негативной оценке им прошлого своей страны, к неверию в её будущее.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какое влияние на общественное движение 20–50-х годов оказывала политическая обстановка в России?

2. В чём вы видите суть противоречий между западниками и славянофилами? Можно ли их назвать «друзья–враги»?

3. Какие либеральные идеи были выработаны общественной мыслью 20–50-х годов XIX в. в России?

Внешняя политика Николая I