logo search
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ 3 курс (Древнерусское искусство 10-17вв) / Ответы на билеты(другие)

II этап – XVI век

Особенные черты периода:

Письменность:

Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами.

В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.

В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент

Литература:

На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва.

Крупнейшие произведения: «Задонщина» (конец XIV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище»

Во второй половине XV в. Стал распространяться жанр сюжетной повести.

В этих произведениях появлялись вымышленные литературные сюжеты и герои. «Повесть о Петре и Февронии»

«Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря, в одиночку спасающего Смоленскот полчищ Батыя.

Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях. «Житие святого Александра Невского»

Сказания – истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны.

Хождения – сочинения о дальних путешествиях.

Архитектура:

Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов. Они невелики по размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол. Вместо традиционных трех апсид осталась одна. Здания выглядят массивными и монолитными.

Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г. Разрушена во время Великой Отечественной войны. Восстановлена реставраторами.

Новгородские зодчие перешлиот позакомарного перекрытия к трехлопастному, а затем – к восьмискатному. Вместе с тем, во второй половине XIV в. возвращается стремление к декоративности. Церковь Федора Стратилата украшают пояса арочек и треугольничков (по барабану), фасад расчленен лопатками, по апсиде спущены валики.

Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.

Еще более обилен декор церкви Спаса на Ильине улице.

В дальнейшем такой обильный декор в Новгороде не применялся. Многие новгородские церкви XV в. следовали более ранним образцам.

Церковь Спаса на Ильине улице. Новгород. 1374 г.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках.Новгород. 1406 г.

Русское зодчество XV в. характеризуется дальнейшим развитием двух главных архитектурных школ : новгородско-псковской и московской. Примером первого направления является храм Василия на Горке (1410), построенный во Пскове. Московская архитектурная школа, основанная на традициях владимирского и новгородско-псковского зодчества, постепенно приобретает доминирующее значение.

Уникальными памятниками ранней московской архитектуры являются соборы Успения на Городке в Звенигороде, а также храмы Троице-Сергиева и Саввино-Сторожевского монастырей.

Храм Троице-Сергиева

Храм Саввино-Сторожевский

Церковь Василия на Горке (Псков)

В 1921 году церковь была закрыта для богослужений и превращена в склад.

В 1941 году, после оккупации Пскова фашистскими войсками, церковь передали для богослужений общине старообрядцев Поморского согласия.

В правление Ивана III огромное значение отводится развитию московской архитектуры, что напрямую было связано с укреплением великокняжеского могущества. В этот период была развернута широкомасштабная перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими.

В 1479 г. итальянец Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского государства - Успенского собора Кремля.

В этот период на высшую ступень развития поднялась русская церковная живопись. В конце XIV - начале XV в. в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405). Им была создана роспись храма Спаса на Ильине в Новгороде, вместе с Симеоном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

Архангельский собор

был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. Усыпальница русских великий князей и государей.

Великим русским художником, творившим в этот период, является Андрей Рублев (ок. 1369 или 1370 - около 1430). Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408), Троицкий собор - в Троице-Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420-е гг.). Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи икона "Троица".

В 1489 г. псковские мастера построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь государя. Подобно раннемосковским храмам он был трехглавым. Две западные главы были достроены в 1564 г. В 1572 г. пристроено крыльцо.

Благовещенский собор как и другие московские храмы, построен из кирпича (в Пскове строили из белого камня).

Собор сочетает московские традиции (узорчатые пояса, килевидные закомары и порталы) и псковские (квадратные столбы, повышенные подпружные арки).

Колокольня Ивана Великого- построена Боном Фрязиным в 1508

Церковь построена в память об Иване III.

Самое высокое здание Московского Кремля (81 м).

В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема иностранных послов.

Это был самый большой зал в тогдашней Руси. Своды опирались на огромный центральный столп.

Грановитая палата Московского Кремля. Арх. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.