18. Храм-памятник Московского государства – Покровский собор на Красной площади /Собор Василия Блаженного/.
В XVI веке на территории современного храма располагалась деревянная Троицкая церковь, которая еще упоминалась как «иерусалимская».
Возведение собора Василия Блаженного началось в 1555 году благодаря обету, данному Иваном Грозным. Царь торжественно пообещал, что в случае удачного завершения Казанского похода построит изумительный храм в память об этом событии.
После каждого удачного сражения рядом с Троицким храмом строилась деревянная церковь небольшого размера в честь того святого, которого чтили в день победного поединка.
После триумфального возвращения войска в столицу, Иван Грозный постановил на месте этих церквей возвести большое сооружение из кирпича и белого камня – собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.
Объясняется название просто: именно в праздник Покрова была взята Казань. Что касается рва, то раньше там действительно находился оборонительный ров, тянувшийся вдоль Кремля со стороны главной площади. Сейчас его место занимает советский некрополь и Мавзолей Ленина.
Строительство Покровского собора завершено в 1561 году. В 1588 году прибавилась пристройка в честь московского юродивого Василия Блаженного.
Москвичи очень любили святого Василия, пророчества которого имели свойство сбываться, поэтому храм в честь Покрова Богоматери и доныне известен под именем блаженного, хотя ему посвящен лишь один из пределов собора.
Храм Василия Блаженного в Москве неоднократно достраивался и реставрировался, попадал под угрозу снесения, грабился и восстанавливался. После революции и до 1991 года функционировал исключительно как музей. Ныне же собор на Красной площади находится под совместным пользованием Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви.
Доподлинно неизвестно, кто был архитектором Покровского собора и сколько их вообще было. Одна из версий утверждает, что его зодчие – некие Постник и Барма. Однако новейшие исследования стоят на том, что создатель проекта Иван Яковлевич Барма на прозвище Постник. Есть и третья версия об архитекторе собора Василия Блаженного в
Москве, возможно это был неизвестный итальянский мастер, что и объясняет сочетание элементов исконно русской и западноевропейской архитектуры эпохи Ренессанса.
Если посмотреть с высоты на собор Василия Блаженного, то вид сверху напомнит восьмиконечную звезду, которая в Православии является символом Богородицы.
Храмы объединены двумя галереями. С запада к собору пристроены два крыльца, на которые ведут лестницы из белого камня. С северо-востока размещается десятый придел – церковь Василия Блаженного, в честь которой и утвердилось принятое в народе название известнейшего московского храма. Одиннадцатый придел – увенчанная восьмигранным шатром колокольня на юго-востоке здания.
Таким образом, несложно сделать вывод о количестве куполов на храме Василия Блаженного: их – одиннадцать.
интересные факты
Древнее предание о строителях собора Василия Блаженного гласит, что когда был построен собор, зодчие Постник и Барма по приказу Ивана Грозного подверглись ослеплению, чтобы они больше не смогли возвести ничего столь прекрасного.
Оформление собора Василия Блаженного внутри при Иване IV было намного проще, чем сейчас. Уникальные фрески на стенах созданы уже в ХVII веке. Внешне храмовый комплекс также выглядел совсем по-другому. Куполов было 25, их цвет был золотым, а форма – не луковичная, а шлемовидная. Стены изначально были белыми. Нынешний вид здание приобретало в течение ХVI, ХVII и даже ХIХ вв.
Высота собора Покрова на Рву составляет 61 метр, что для ХVI века было очень и очень высоко.
В нишах нижнего этажа Покровского храма до конца ХVI века располагались тайники, в которых хранилась царская казна, а также имущество богатейших горожан.
В 1812 г. Наполеон разграбил ценности собора Покрова на Рву, а само здание пытался подорвать, однако, по преданию, ведущие к взрывчатке фитили затухли из-за внезапно начавшегося дождя.
Существует также легенда советских времен, согласно которой от снесения Покровский собор в Москве спас сам Сталин. Посмотрев на принесенный Кагановичем макет Красной площади, из которого был убрана съемная модель собора, Иосиф Виссарионович воскликнул: «Лазарь, поставь на место!», давая таким образом понять, что ему не нравится идея расчистить место для военных парадов.
- 1. Русь. Искусство киевской руси.
- 2. Преемственность развития художественной культуры Киевской и Новгородской Руси
- 3. Архитектура древнего Новгорода XI – начала XIII века София Новгородская, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса Преображения на Нередице.
- 5. Стилистические особенности самых ранних икон Древней Руси: иконы Святого Георгия /нач.XiIв/, «Спас Нерукотворный», Устюжское Благовещение» и др.
- 6. Иконографический тип древнейшей иконы Киевской Руси «Владимирской Богоматери».
- 7. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Успенский собор, Дмитриевский собор, церковь Покрова на Нерли.
- Успенский собор во Владимире
- Рельефная скульптура
- Храм Покрова-на-Нерли (8)
- 9. Архитектура Смоленского княжества. Церковь Петра и Павла, церковь архангела Михаила. Индивидуальность смоленских храмов.
- 10. Творчество Феофана Грека и его влияние на развитие древнерусской живописи Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
- Особенности творчества Феофана Грека
- 11. Роль Москвы в консолидации общерусских сил в развитии русской культуры
- I этап – XIV-XV века
- II этап – XVI век
- 12. Особенности Московской архитектуры. Спасский собор Андроникова монастыря. Архитектура Московского Кремля. Ансамбль Соборной площади: Успенский, Архангельский и Благовещенский собор.
- 13. Сложение нового идеала в творчестве а.Рублева. Московская школа XV века.
- 15. Смысл и художественные особенности иконы а.Рублева «Троица».
- Дионисий и его влияние на художественную культуры Москвы конца XV - начала XVI века.
- 18. Храм-памятник Московского государства – Покровский собор на Красной площади /Собор Василия Блаженного/.
- 19. Сравнительный анализ новгородской и московской школ живописи.
- 20. Годуновская и строгановская иконописные школы
- 21. Творчество с.Ушакова. Сравнительный анализ иконы «Троица» кисти а.Рублева и с.Ушакова
- Творчество Симона Ушакова.
- 22. Характерные черты русского барокко. Творчество архитектора в.В.Растрелли.
- Церковное барокко
- Дворцовое русское барокко
- Народное барокко
- Главные представители русского барокко
- Характерные черты русского барокко
- Творчество Растрелли
- Коротко о детстве
- Переезд в Россию
- Начало творчества
- Политический переворот
- Зимний дворец
- Работа над перестройками
- Новые проекты
- Закат творчества
- 22. Характерные черты русского барокко. Творчество архитектора в.В.Растрелли. (Янин вариант)
- Церковное барокко
- Дворцовое русское барокко
- Народное барокко