22. Характерные черты русского барокко. Творчество архитектора в.В.Растрелли.
Россия, в развитии и совершенствовании, как известно, идет своими самобытными путями. И что в Европе барокко, то в России — русское барокко — уникальный аналог столь популярного европейского стиля.
Несмотря на то, что мы многое заимствовали, нашими самодержцами поощрялись приглашения заграничных архитекторов и прочих мастеров, ряд национальных особенностей, которые накладывались на любое нововведение, делали его уже не пришлым, а логичным.
Название стиля произошло от итальянского слова, в переводе означающего «вычурный, причудливый».
В нашей стране начало эпохи русского барокко было положено примерно в первой половине 18 века. Во многом барокко развивалось на фоне укрепления дворянской власти. Но есть и другое мнение, которое отсылает нас еще к 17 веку, во времена строительства первых восьмериков на четверике - традиционных храмовых построек русского барокко. Ярко выделяется развитие "московского барокко", оно включает в себя различные стили, среди которых
-
строгановский,
-
нарышкинский,
-
голицынский стили,
-
петровское барокко,
-
русское барокко елизаветинского времени.
Все величие воплощения черт барокко можно увидеть в Петергофе, а также многих городских усадьбах Санкт-Петербурга. Во многом архитектура этого времени связана с именем великого зодчего своего времени - Дмитрия Васильевича Ухтомского.Среди национальных особенностей можно увидеть:
-
следование ясной структуре зданий,
-
простоте построений,
-
отчетливую связь между фасадами и декором.
Вся архитектура русского барокко настроена на мажорный лад — она яркая, золоченая, контрастная.Западный барокко складывался на совершенно другой основе, а потому при заимствовании стиля мы не переняли эти черты, а нашли исход в узорочье, своем исконном направлении.
В целом можно выделить три направления русского барокко в архитектуре, среди них:
-
церковное,
-
дворцовое,
-
народное.
- 1. Русь. Искусство киевской руси.
- 2. Преемственность развития художественной культуры Киевской и Новгородской Руси
- 3. Архитектура древнего Новгорода XI – начала XIII века София Новгородская, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса Преображения на Нередице.
- 5. Стилистические особенности самых ранних икон Древней Руси: иконы Святого Георгия /нач.XiIв/, «Спас Нерукотворный», Устюжское Благовещение» и др.
- 6. Иконографический тип древнейшей иконы Киевской Руси «Владимирской Богоматери».
- 7. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Успенский собор, Дмитриевский собор, церковь Покрова на Нерли.
- Успенский собор во Владимире
- Рельефная скульптура
- Храм Покрова-на-Нерли (8)
- 9. Архитектура Смоленского княжества. Церковь Петра и Павла, церковь архангела Михаила. Индивидуальность смоленских храмов.
- 10. Творчество Феофана Грека и его влияние на развитие древнерусской живописи Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
- Особенности творчества Феофана Грека
- 11. Роль Москвы в консолидации общерусских сил в развитии русской культуры
- I этап – XIV-XV века
- II этап – XVI век
- 12. Особенности Московской архитектуры. Спасский собор Андроникова монастыря. Архитектура Московского Кремля. Ансамбль Соборной площади: Успенский, Архангельский и Благовещенский собор.
- 13. Сложение нового идеала в творчестве а.Рублева. Московская школа XV века.
- 15. Смысл и художественные особенности иконы а.Рублева «Троица».
- Дионисий и его влияние на художественную культуры Москвы конца XV - начала XVI века.
- 18. Храм-памятник Московского государства – Покровский собор на Красной площади /Собор Василия Блаженного/.
- 19. Сравнительный анализ новгородской и московской школ живописи.
- 20. Годуновская и строгановская иконописные школы
- 21. Творчество с.Ушакова. Сравнительный анализ иконы «Троица» кисти а.Рублева и с.Ушакова
- Творчество Симона Ушакова.
- 22. Характерные черты русского барокко. Творчество архитектора в.В.Растрелли.
- Церковное барокко
- Дворцовое русское барокко
- Народное барокко
- Главные представители русского барокко
- Характерные черты русского барокко
- Творчество Растрелли
- Коротко о детстве
- Переезд в Россию
- Начало творчества
- Политический переворот
- Зимний дворец
- Работа над перестройками
- Новые проекты
- Закат творчества
- 22. Характерные черты русского барокко. Творчество архитектора в.В.Растрелли. (Янин вариант)
- Церковное барокко
- Дворцовое русское барокко
- Народное барокко