logo
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ 3 курс (Древнерусское искусство 10-17вв) / Ответы на билеты(другие)

10. Творчество Феофана Грека и его влияние на развитие древнерусской живописи Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Феофан Грек — талантливый иконописец, миниатюрист и мастер монументальной живописи.

Феофан родился, предположительно, в Константинополе (Византия). В связи со своим происхождением и получил на Руси прозвище «Грек». Даты жизни художника только предположительные: 1340-1410. Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате, Кафе (современная Феодосия) и других городах, т.е. на Русь он прибыл уже состоявшимся мастером.

Более 30 лет работал на Руси – сначала в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне, затем в Москве.

Именно на Руси он прославился и для Руси он писал свои работы почти 30 лет, здесь он стал известным во всём мире.

Начинает работать в Новгороде. В Новгородской летописи его работы упоминаются в 1378г. В ней есть сведения о его росписи новгородской церкви Спаса на Ильине. Эти росписи так понравились, что Грека  пригласили в Москву, где он расписывал многие храмы.

Это талантливый художник. Им создано много икон, которые составляют сокровищницу русской культуры.

Великий Новгород

Церковь Спаса Преображения. В 1370-х годах Феофан прибыл в Новгород Великий и расписал Спасо-Преображенскую церковь на Ильине улице. Фрески Спасо-Преображенской церкви – первая известная работа Феофана на Руси. Эти фрески дошли до нас только в виде фрагментов. Лучше всего сохранились фрески купола: Пантократор (Вседержитель), фигуры архангелов и шестикрылых серафимов. В барабане купола – фигуры праотцев в рост.

Фрески купола. 1378 год.

Полностью сохранилась роспись купола и барабана.

В зените купола в медальоне изображён Спас Вседержитель или Пантократор (Христос).

Христа окружают ангельские силы: четыре архангела, представленные в рост, и четыре херувима и серафима. 

Серафим.

Серафимы и Херувимы изображены шестикрылыми. Эта иконографическая схема традиционна для Новгорода. Она восходит к росписи Софийского собора.

Лучше всего сохранились фрески, расположенные на хорах Троицкого придела: «Троица» и фигура святого Макария Египетского, ряд медальонов с фигурами святых и пять столпников.

Троица. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр. Полулюнета восточной стены: Гостеприимство Авраама (фигура Авраама, в левой части внизу – утрачена).

Макарий Египетский.

Удлиненная фигура подвижника Макария Египетского вся объята светом, как белым пламенем. Он изображен в позе приятия благодати, открытости перед Богом.

На стенах придела изображён ряд преподобных и столпников. Именно поэтому они — всецело посвятившие себя молитве — предстоят вблизи образа Бога.

Столпник Алипий. Деталь фрески «Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий». 

Столпник Симеон старший. Деталь фрески «Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий».

Фрески Троицкого придела на хорах. Столпники.

Авель. Фреска барабана.

Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие христианской символики: символ Божественного света через передачу белых бликов, пробелов. Ограниченность цветовой гаммы символизирует образ монашеского отречения от многоцветия мира. Творческая личность Феофана Грека проявляется и в его революционном мышлении, отрешенности от канонов. Его религиозные переживания индивидуальны и тяготеют к монашескому подвижничеству.

Вопрос колорита

Роспись выполнена в сдержанных цветовых оттенках. Некоторые её части практически монохромны. Вопрос о сохранности первоначальных цветов живописи в этом храме спорным в науке. Сложилось мнение о утрате первоначальной многоцветности вследствие воздействия пожаров, терзавших древнерусские города. Например, фрагменты росписи, открытые в нижних, раскопанных исследователями, частях алтаря отличаются более яркими и разнообразными цветами.