logo
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ 3 курс (Древнерусское искусство 10-17вв) / Ответы на билеты(другие)

1. Русь. Искусство киевской руси.

Архитектура

В древнерусском зодчестве преобладало деревянное строительство.  В пору превращения христианства в государственную религию Русь уже обладала развитым искусством архитектуры. Но до наших дней дошли только деревянные памятники позднейшего времени – 17 – 18 веков.  В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, причастие и др.), но и светские церемонии — например, торжественное вступление князя на престол. В здании храма была резиденция митрополита (главы православной церкви). В Софийском соборе в Киеве была первая на Руси библиотека, архив, школа. Здесь хоронили князей и митрополитов. Сам Ярослав Мудрый был похоронен в этом храме в 1054 г. При установлении новой государственной религии появляется храмовое зодчество.  Новым задачам больше отвечала каменная архитектура. Она как и новая религия пришла из Византии, бывшей в 10 – 11 веках наиболее передовой страной Европы. В 989 – 996 гг. князь Владимир строит в Киеве соборную церковь Богородицы – знаменитую  Десятинная церковь — первая каменная церковь По летописи, великий князь Владимир Красное Солнышко «помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек». Кирпичная церковь была заложена в Киёве рядом с княжеским двором в 989 г. Князь Владимир даровал ей десятину от своих доходов, поэтому церковь назвали Десятинной. Это древнейшая из известных нам монументальных построек на Руси. Многоглавая Десятинная церковь состояла из трех нефов, разделенных тремя парами столбов; Она имела три апсиды. Размеры ее были 27,2 х 18,2 м. С трех сторон ее окружали галереи. Внутри храма были хоры — балкон для князя и его приближенных. Здание церкви было построено из плинфы. Плинфа – плоский кирпич размером 30х40х5 см. В Киеве плинфа была особая, тонкая — всего 2,5-3 см толщиной. Многие мраморные детали внутренней отделки греческие мастера привезли с собой (Русь еще не знала мрамора). На площади перед храмом поставили «четыре коня медяны» — трофейные скульптуры из Корсуни. Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240 г., когда в ней укрылись оставшиеся в живых жители города. Сохранились лишь остатки фундамента. Во времена Ярослава Мудрого (978-1054) Древнерусское государство с центром в Киеве достигло особого расцвета. Митрополит Иллларион писал: «Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем… и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си вся видев, возрадуйся, и взвеселися, и позвали… всем сим строителя.»  Около 400 церквей украшали Киев. Войти в город можно было сквозь одни из ворот в четырёхкилометровой стене.  Золотые ворота находились на юго-западе и были обращены к Константинополю-Царьграду.  Самым известным храмовым сооружением древнего Киева стал При Ярославе Мудром в 30-х годах 11 в. в центре Киева возводится Собор Святой Софии. 1037 – нач. 1040-х гг. Храм посвящен Софии — «Премудрости Божьей». Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. По широте архитектурного замысла Киев явно соперничал с Царьградом (Константинополем). Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную композицию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой.  Интерьеры Софии Киевской «На изобразительную программу киевского храма была возложена просветительская миссия. В условиях еще совсем недавно языческой страны христианские сюжеты, развернутые на церковных стенах, являлись визуальным повествованием о новой вере для неграмотного люда, который в массе своей не умел читать ни по-гречески, но и по-славянски». «Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками».

Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.

Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.  Византийские черты: - (византийская живопись была преемницей традиций античности) - Каноны построения человеческой фигуры, - Ясность композиции. - Торжественные фигуры византийских святых с аскетическими лицами противоречили народным жизнерадостным представлениям славян об окружающем мире. В древнерусской живописи рано появляются собственные черты: - Приземистые фигуры. - Крупные лики. - Тяжелые линии. - Контрастная светотеневая лепка форм. Расположение мозаик и фресок Софийского собора в Киеве полностью соответствует византийским канонам.  Христос Вседержитель (Пантократор). Мозаика Софийского собора в Киеве. Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.  Расположена в центральном куполе.  Христос Вседержитель с книгой в руках сурово смотрит вниз на род людской, собравшийся в церкви.  Самый монументальный образ в искусстве Руси 11 века.  Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра. Богоматерь Оранта. Мозаика алтарной апсиды Софийского собора в Киеве. Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. — молящаяся).  Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря - в конхе.  По своей стилистике и исполнительской манере киевская «Оранта» близка к аналогичным византийским мозаикам начала 11века.  Ниже «Богоматери» в апсиде помещена «Евхаристия» — сцена совершаемого Христом причащения апостолов вином и хлебом. Евхаристия. Мозаика Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.  В композиции часто Христос пишется дважды. Возглавляют процессию апостолов Петр и Павел. Евхаристия, причастие или хлебопреломление — одно из главных церковных таинств. «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Благовещение. Мозаика на предалтарных столбах.  Эта мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся «Благовещением» в древнерусском изобразительном творчестве. После Киева Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке. Во многом они подобны киевскому. Софийский собор в Новгороде. 1045—1050 . Южный фасад. Уже во второй половине 11 века значительная роль в возведении храмов принадлежит русским мастерам. В памятниках зодчества второй половины 11 – начала 12 вв. появляется стремление к большей строгости, простоте, исчезает многоглавие, хотя они по-прежнему относятся к киево-византийской архитектурной традиции. Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. 1113.

Конструкция и внутреннее устройство храма

Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма. Церковь такого типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.— корабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест — важнейший символ христианства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом. Он покоится на столбах, соединенных между собой арками (они называются подпружные арки). Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар, комора — свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов.  Обычно храм имеет три входа: главный (западный) и два боковых (северный и южный). В Древней Руси вокруг церкви строили галереи, или гульбища (от слова «гулять»). Их возводили с трех сторон — северной, западной и южной. Некоторые храмы имели приделы пристройки, в каждой из которых был свой алтарь и могли совершать службы. Пристройка с западной стороны храма (там, где был главный вход) называлась притвор.  Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола (шлем, шелом — старинный воинский металлический головной убор), а еще позднее — луковичные.  Число куполов имело символический смысл. Два купола означали божественное и земное происхождение Христа, три купола — символ Святой Троицы (Бог Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), пять — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и 12 учеников-апостолов. Каждый купол завершен православным крестом, всегда расположенным лицевой стороной к востоку.  Георгиевский собор Юрьева монастыря. 1119.

Выводы

Киевская Русь – первое славянское государство. Многое в культуре и искусстве этого периода было заимствовано в Византии. Но значение киевского периода древнерусского искусства заключается в том, что это был первый этап формирования русского национального искусства. В архитектуре - стремление к большей выразительности средствами лаконичности и простоты. В живописи – дополнение византийского стиля народными традициями (приземистые фигуры, крупные лики, тяжелые линии, плоскостные композиции, контрастная светотеневая лепка форм).