logo search
321339

1. История как наука: предмет, задачи, особенности исторического знания.

Предмет исторической науки – движение человеческого общества во времени. Тема истории – судьба человека в земной жизни. Конечная цель исторического знания – познание личности человека в данную эпоху в данном обществе.

Задачи истории:

1) Описание событий и их объективная трактовка.

2) Осмысление прошлого и предвидение будущего.

3) Сохранение исторической памяти народа, как условие его выживания.

4) Патриотическая.

Подходы к историческому знанию:

Миф (греч.) – предание – символическая форма истории. Сгущенная история. В античную эпоху господствует цикличное представление об истории (т.е. все повторяется) параллельно с природой. В античную эпоху историю делали личности. В христианскую эпоху впервые ставится проблема смысла истории. Начало положено Ветхим Заветом. Христианство оформило современное восприятие истории, у которой есть начало и конец, и есть смысл. Драма истории в свободе человека.

Периодизация цивилизаций – это не просто хронология, а попытка обнаружения логики в историческом процессе.

Подходы:

1. Формационный (К.Маркс). Ставка на бытие, которое определяет наше сознание, следовательно, социально-экономическое развитие определяет политическое и духовное общества. Следовательно, смена исторических эпох обусловлена сменой способов производства. Первобытный – рабовладельческий – феодальный – капиталистический – социалистический. По Марксу все народы должны пройти эти стадии развития. Его ошибка в том, что он навязывает единую логику развития (древние славяне, германские племена не знали классического рабства; Россия из недоразвитого капитализма перешла в социализм). Сам Маркс вынужден был признать существование особого Азиатского способа развития.

2. Цивилизационный (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Суть подхода: цивилизации сменяют друг друга вследствие дряхления. Цивилизация – техногенное развитие. С этой точки зрения – это смерть древней культуры. Тойнби считал, что толчком к новой исторической эпохе является смена технологий и способов передачи информации.

3. Ценностный (Сорокин, Макс Вебер). Суть: смена исторических эпох – это смена духовных ценностей. М.Вебер доказал, что развитию капитализма в Европе предшествовала Реформация, которая поставила вопрос о богатстве церкви, изменила отношение к богатству, торговле, ростовщичеству.