logo
321339

24. Социально-экономическое развитие Беларуси на р. XIX- XX вв.

На рубеже XIX-XX вв. в Беларуси произошли значительные перемены в экономическом и социальном развитии. Сокращение ремесленного производства компенсировалось ростом фабрично-заводской промышленности, наблюдается развитие продовольственной и деревообрабатывающей промышленности. В Беларусь активно проникает иностранный капитал. Создавались новые промышленные предприятия, расширялись объекты производства. Уровень концентрации производства в Беларуси был значительно выше, чем в других регионах Российской империи.

Развитие промышленности приводило к расширению акционерных товариществ, монополистических объединений. Создавались предприятия с участием иностранного капитала.

Развитие промышленности и торговли способствовало формированию значительного слоя предпринимателей. Несмотря на высокие темпы промышленного роста, большинство рабочих трудилось в кустарно-ремесленном производстве. Мелкое и ремесленное производство давало большую часть промышленной продукции. Происходил рост мелкого производства в форме простой кооперации, в которую перерастали ремесла. Отмечен значительный рост мануфактурного производства. Мануфактуры заложили основы для роста фабричной промышленности. Особенно интенсивно развивалось машинное производство.

Получила развитие банковская система. Кроме того, местную промышленность финансировали банкирские конторы и товарищества взаимного кредита.

Сельское хозяйство Беларуси ориентировалось на производство мясо-молочной продукции. С ростом животноводства шло строительство маслоделательных, сыроваренных заводов. Важным направлением было выращивание картофеля, который поступал в местные винокурни для производства картофельного спирта. Наряду с винокурнями во многих имениях имелись другие предприятия: пивоваренные, крахмальные, мельницы, лесопилки, кирпичные, смолокуренные и др. По темпам роста посевов кормовых трав, по технической оснащенности владельческих хозяйств Беларусь в начале XX в. уступала только Прибалтике и Южной Украине. Устойчиво росла урожайность основных культур. В белорусских губерниях шел процесс капитализации сельского хоз-ва. Дворянское землевладение постепенно сокращалось. Росло кол-во объектов частной земельной собственности.

Важной предпосылкой развития капитализма стало развитие транспортной системы, прежде всего железных дорог. Выгодной географическое положение Беларуси содействовало железнодорожному строительству. По густоте железнодорожной сети белорусские губернии вышли на одно из первых мест среди других районов страны. Железнодорожное строительство содействовало развитию внутреннего рынка, стимулировало все отрасли народного хозяйства края, способствовало росту городов.

Рост городов сопровождался сменой их социальной структуры. К концу XIX в. средt горожан выделялись буржуазия и наемные рабочие. В состав городской буржуазии входили промышленники, зажиточные ремесленники, купцы, финансисты. Центры крупных городов были обеспечены водопроводом, канализацией, электрическим освещением, телефоном.

В целом, к началу XX в. белорусский земли представляли собой аграрно-промышленный регион, неразрывно связанный со всей экономической системой Европейской России. По уровню и темпам развития белорусские губернии не уступали сходным с ними по природно-климатическим условиям великорусские губернии, а в промышленной переработке сельхозпродуктов, лесоматериалов. Развитию транспортной сети, даже превосходили их.