logo
321339

11. Межконфессиональные отношения в вкл: православие, католицизм, протестантизм.

На территории ВКЛ существовали 3 христианские конфессии: православие, католицизм, протестантизм; 1 исламская.

Наиболее древней христианской церковью была православная. Православие пришло в 988 г. – крещение Киевской Руси. Еще во времена КР определились основные сферы деятельности христианской церкви, возникла крупная церковная землесобственность, оформилась ее структура. Для руководства деятельность церкви в крупных городах начали создаваться епархии: 992 г. – первая православная епархия в Полоцке, 1005 г. – Туровская Епархия. Во главе стоял киевский митрополит, который подчинялся Константинопольской патриархии. В н. XVI в. король и великий князь имеют право назначать на православные кафедры, следовательно, в православной церкви много случайных людей, это дискредитирует ее. В 1054 г. христианская церковь раскололась на православную и католическую. В 1204 г. крестоносцы разгромили Константинополь.

В отличие от православия, распространение католицизма на территории Беларуси, как и во всем ВКЛ, началось позже и прошло 2 отдельных этапа: с середины XIII в. до конца XIV в. и с конца XIV в. до второй половины XVI в.

С момента заключения ВКЛ с Польшей Кревской унии (1385 г.) началось окатоличивание. В 1387 г. Ягайло принимает католичество и польскую корону. Этот период считается временем изменения политико-правового положения белорусских земель в ВКЛ. В 1413 г. был издан Городельский привилей, по которому православные в ВКЛ лишались гражданских прав.

В XV – XVI вв. участились переходы православной знати к Москве со своими землями. В результате продолжительной борьбы православные феодалы добились в 1447 г. уравнения их прав с феодалами-католиками, но дискриминация при назначении на государственные должности сохранялась. В начале XVI в. князь Михаил Глинский организовал крупное восстание православных феодалов. Вся захватническая политика Московии происходила под идеологическим прикрытием защиты православия.

В 1534 г. православные были уравнены в правах с католиками. Положение православных в ВКЛ всегда зависело от того, кто был у власти.

Протестантизм появился в результате Реформации XV – XVII вв. На территории ВКЛ распространение получили кальвинисты, антитринитане (50-70 гг. XVI в.). Организуются десятки реформаторских общин, а при них – церкви, школы, приюты, типографии. Антитринитане требовали социальных преобразований в обществе, что привело к конфликту с кальвинистами. Протестантов в ВКЛ поддерживали магнаты в надежде, что сохранят независимость как от Москвы, так и от Польши. При всех гуманистических устремлениях протестантской интеллигенции, у протестантизма в ВКЛ и РП не было будущего. Протестантизм остался лишь эпизодом в культурной истории Беларуси.

После раскола христианства попытки вернуть былое единство предпринимались неоднократно. Новое направление христианства – униатство – было оформлено Брестским собором в 1596 г. Идея унии – союза 2 христианских церквей занимала прочное место в политической и интеллектуальной жизни Европы в XV – XVI вв. Инициаторами создания униатской церкви в РП был католический орден иезуитов, который через церковную унию хотел добиться полного окатоличивания православного населения. Идею унии поддержала и часть православных священников, которые через унию стремились вывести из кризиса православную церковь. Уния может быть действительна, если ее подпишут все патриархи. Православная церковь в РП была официально запрещена, но права и имущество отошли к униатам. Униатская церковь сохранила православные обряды. В 1620 г. иерусалимский патриарх восстановил православную церковь.

В 1720 г. Замойский Собор окончательно латинизирует униатскую церковь. На защиту православия встали миряне и священники. Уния не принесла мира ВКЛ. Результатом ее станет казацкая война 1648-53 гг.