1. История как наука: предмет, задачи, особенности исторического знания.
Предмет исторической науки – движение человеческого общества во времени. Тема истории – судьба человека в земной жизни. Конечная цель исторического знания – познание личности человека в данную эпоху в данном обществе.
Задачи истории:
1) Описание событий и их объективная трактовка.
2) Осмысление прошлого и предвидение будущего.
3) Сохранение исторической памяти народа, как условие его выживания.
4) Патриотическая.
Подходы к историческому знанию:
Миф (греч.) – предание – символическая форма истории. Сгущенная история. В античную эпоху господствует цикличное представление об истории (т.е. все повторяется) параллельно с природой. В античную эпоху историю делали личности. В христианскую эпоху впервые ставится проблема смысла истории. Начало положено Ветхим Заветом. Христианство оформило современное восприятие истории, у которой есть начало и конец, и есть смысл. Драма истории в свободе человека.
Периодизация цивилизаций – это не просто хронология, а попытка обнаружения логики в историческом процессе.
Подходы:
1. Формационный (К.Маркс). Ставка на бытие, которое определяет наше сознание, следовательно, социально-экономическое развитие определяет политическое и духовное общества. Следовательно, смена исторических эпох обусловлена сменой способов производства. Первобытный – рабовладельческий – феодальный – капиталистический – социалистический. По Марксу все народы должны пройти эти стадии развития. Его ошибка в том, что он навязывает единую логику развития (древние славяне, германские племена не знали классического рабства; Россия из недоразвитого капитализма перешла в социализм). Сам Маркс вынужден был признать существование особого Азиатского способа развития.
2. Цивилизационный (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Суть подхода: цивилизации сменяют друг друга вследствие дряхления. Цивилизация – техногенное развитие. С этой точки зрения – это смерть древней культуры. Тойнби считал, что толчком к новой исторической эпохе является смена технологий и способов передачи информации.
3. Ценностный (Сорокин, Макс Вебер). Суть: смена исторических эпох – это смена духовных ценностей. М.Вебер доказал, что развитию капитализма в Европе предшествовала Реформация, которая поставила вопрос о богатстве церкви, изменила отношение к богатству, торговле, ростовщичеству.
- 1. История как наука: предмет, задачи, особенности исторического знания.
- 2. Гипотезы происхождения человека. Историческая хронология.
- 3. Восточнославянские и балтские племена на территории Беларуси (VI-X вв.): расселение, образ жизни.
- 4. Восточнославянские княжества на территории Беларуси (IX-XIII вв.). Особенности государственного устройства Киевской Руси.
- 5. Социально-экономическое развитие восточнославянские княжеств.
- 6. Христианизация Руси. Духовные просветители Беларуси.
- 7. Образование вкл: причины, условия, особенности государственного строительства.
- 8. Внешняя политика вкл в XIV – н. XVI вв.
- 9. Социально-экономическое развитие вкл в XIV-XVI вв. Аграрная реформа 1557 г.
- 10. Люблинская уния: причины, особенности государственного устройства Речи Посполитой, статус вкл.
- 11. Межконфессиональные отношения в вкл: православие, католицизм, протестантизм.
- 12. Брестская уния: причины, цель, результаты. Судьба униатской церкви.
- 13. Ренессансные традиции в культуре Беларуси (XV-н.XVII вв.).
- 14. Формирование белорусского этноса: концепции, этнонимы «Русь», «Белая Русь», «Литва».
- 15. Войны середины XVII века: причины, результаты.
- 16. Политическое положение Речи Посполитой в XVIII в. Раздел Речи Посполитой.
- 17. Политика русского царизма на территории Беларуси в первой половине XIX в.
- 18. Беларусь в Отечественной войне 1812 г.
- 19. Общественное движение в 20-х гг. XIX в. Тайные общества. Восстание 1830-1831 гг.
- 20. Особенности отмены крепостного права в Беларуси.
- 21. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 22. Восстание 1863 г.
- 23. Политические партии XX в.
- 24. Социально-экономическое развитие Беларуси на р. XIX- XX вв.
- 25. Революция 1905-1907 гг. Столыпинская аграрная реформа.
- 26. Февральская революция 1917 г.
- 27. Октябрьский большевистский переворот.
- 28. Образование бнр: политическая обстановка, причины кризиса бнр.
- 29. Образование бсср. Особенности государственного устройства. Статус бсср в составе ссср.
- 30. Нэп: причины проведения, результаты.
- 31. Политика белорусизации в 20-е гг. Хх в.
- 32. Курс на индустриализацию.
- 33. Коллективизация: причины и результаты.
- 34. Тоталитарный режим в ссср: причины утверждения, потери Беларуси.
- 35. Воссоединение Западной Беларуси c бсср.
- 36. Причины второй мировой войны. Степень готовности ссср к войне.
- 37. Оборонительные бои на территории Беларуси в 1941 г.
- 38. Основные этапы второй мировой и вов.
- 39. Партизанское и подпольное движение в Беларуси.
- 40. Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
- 41. Хх съезд кпсс. Противоречивость «оттепели».
- 42. Сложности в социально-экономическом развитии бсср в к. 60-х – н. 80-х гг.
- 43. Курс на социальное обновление («перестройка»). Катастрофа на чаэс.
- 44. Образование Республики Беларусь. Проблемы суверенитета.