logo search
OI_HR

От авторов-составителей

содержание пособия. Материалы хрестоматии адресованы студентам, изучающим курс «Отечественная история» в системе дистанционного образования.

В хрестоматии представлены источники различных «жанров»: официальные документы органов государственной власти, программные материалы политических партий и организаций, постановления руководящих органов КПСС (РКП(б), ВКП(б)), резолюции ее съездов, мемуары, воспоминания участников исторического процесса. Большая часть источников дается в извлечениях.

Кроме собственно документов, составители посчитали целесообразным включить в пособие извлечения из работ ученых-историков. Сделано это с тем, чтобы дать студентам представление о дискуссиях в научной среде, а также конкретизировать некоторые исторические сюжеты.

Для чего необходимо изучение исторических документов. Значение изучения исторических документов велико. Они дают возможность получить «товар» – историческую информацию – как бы из первых рук и, таким образом, самому, без посредников–интерпретаторов, окунуться в мир прошлого: его резоны, лексику, политтехнологии, страсти и т.п.

Конечно, непосредственное общение с историческими документами – дело достаточно сложное, требующее, к тому же, дополнительных временных затрат. Но оно окупается сторицей, так как, во-первых, расширяет и углубляет исторический кругозор. Во-вторых, позволяет приобретать навыки критического анализа текстов, делать самостоятельные заключения. Любой исторический памятник содержит какой-то и чей-то «умысел», несет на себе отпечаток эпохи, ее страстей и открывает нам лишь часть исторической картины. Поэтому работа с источниками, более чем иная другая, требует сомнений, сопоставлений, анализа, т.е. критического подхода, и, таким образом, помогает вырабатывать логическое мышление, формировать собственную позицию. А собственная позиция человека всегда была и остается стержнем его личности.

Подходы составителей к подбору материалов. Можно сказать, что история – это поступки, действия людей, преследующих свои цели. Поэтому составители хрестоматии стремились к тому, чтобы ее материалы как можно полнее отразили целевую многовекторность участников российского исторического процесса во второй половине XIX – начале ХХ вв. Таким образом, студенту предоставляется возможность не только получить знание об идейной, политической разноголосице этого периода, но и провести свой собственный анализ различных сил, партий, организаций и т.д.

Содержание хрестоматии определяется требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Отечественная история», а также программой, разработанной на его основе кафедрой истории и регионоведения ТПУ. В то же время следует иметь в виду, что хрестоматия не отражает всего многообразия событий, процессов изучаемого студентами периода, ибо в рамках одного учебного пособия это сделать невозможно. Кроме того, на полноте картины, несомненно, сказался некоторый субъективизм авторов-составителей, отражающий различия в их видении тех или иных исторических сюжетов.

Возможности использования материалов хрестоматии. В первую очередь, предусматривается их использование при изучении тем, вынесенных на семинарские занятия: «проблемы российской модернизации во второй половине XIX – начале ХХ вв.», «Советское общество в 1917-конце 30-х гг.» Знакомство с документами, указанными в планах этих занятий, носит обязательный характер, и все они включены в данное пособие.

Материалы хрестоматии ориентированы также на оказание помощи студентам при написании ими реферативных работ и контрольных заданий.

Таким образом, будучи дополнением к другим учебно-методическим пособиям (учебное пособие «Отечественная история (XIX-XX вв.)», Рабочая программа), хрестоматия создает условия для более глубокого, вдумчивого, творческого осмысления студентами проблем курса «Отечественная история». Составители исходят из того, что обогатить историческое знание студентов может даже беглое знакомство с материалами пособия, но при этом они надеются и на более основательное обращение к этим материалам.

Составители будут благодарны студентам за их замечания, советы, рекомендации, которые помогут им в дальнейшей работе над подобными пособиями.